Об уме вообще, о русском уме в частности Неоднократно слышал про эти лекции, но вот прочесть руки дошли только на днях. По сути, это совершенно безжалостный, но и совершенно честный диагноз русскому человеку.
Мне воспринимать текст было на удивление легко, так как я читал про себя, причём буквально. Все особенности моего ума подмечены удивительно
(
Read more... )
Comments 11
Нету в пути
драгоценней ноши,
чем мудрость житейская,
дороже сокровищ
она на чужбине -
то бедных богатство.
Reply
Вот тут, кстати, интересный момент. Как мне кажется, Павлов необоснованно примеряет к житейскому уму требования, характерные для научного. Принципиальная разница между знанием (познанием, если хотите) житейским и научным как раз в систематичности и универсальности последнего, которая следует из (а) жёсткой фиксации условий любого эксперимента (б) жёсткого следования выбранному методу. Именно поэтому научное знание показывает, где истина, и гарантирует воспроизведение результатов эксперимента в конкретных условиях. А житейское так не могЁт :). Но это у академика, полагаю, просто профдеформация :).
Reply
Требования к житейскому оказываются выше, чем к научному. Мало того, из множества житейских, а не малого числа научных решений, и складывается та ситуация, в которой мы все в итоге находимся. :(
Reply
Да, но вопрос в том, что на самом деле в паре "житеский и научный ум" частное, а что общее. На словах у него житейским ум общее, а если смотреть на логику некоторых его размышлений, то, как раз, научный :). По крайней мере, каждый человек должен стремиться взять за образец научный ум.
Ща, сэр, я вам врежу со всей пролетарской ненавистью :). Ситуация складывается не из житейского ума. Это житейский ум складывается из ситуации, ибо бытие определяет сознание. А вот вопрос "почему житейский ум, наблюдая развитие ситуации, так херово её пробует (или не пробует вовсе) изменить к лучшему разумными средствами?" интереснее. Ответ прост: потому что житейский ум не вооружён научным знанием. Житейским ум - это набор ситуаций, отработанных человечеством в прошлом. Но есть две беды: (1) всякая ситуация уникальна. Нельзя полноценно применить прошлый опыт человечества к текущей ситуации. (2) передача знаний, накопленных на житейском уровне, искажается с каждым поколением, она идёт с ошибками, идёт неполно. Почему? Потому что при накоплении знаний ( ... )
Reply
Оригинальную публикацию не читал, увы. Был не так давно у него в музее в Рязани.
Reply
Даже не знаю, что тут считать оригинальной публикацией. Они там ссылаются ещё на №9 "Российского физиологического журнала" за 1999 год, где якобы была третья лекция, но я его навскидку нигде не нашёл. Х.з, когда всё это было впервые опубликовано...
Как впечатления от дома-музея?
Reply
Ну, я про тут ссылку, что у вас в начале поста.
Классический дом средней зажиточности:). Вполне можно жить.
Reply
Leave a comment