Торжество мракобесия

May 16, 2015 19:52

Внешнее оценивание и ЕГЭ всегда больше ругают, чем хвалят. В России в прошлом году, после принятия беспрецедентных мер, препятствующих списыванию, общественность ужаснулась уровню обученности школьников. Особенно провальными знания выпускников были на Северном Кавказе. Там всегда было принято покупать аттестаты, дипломы и результаты экзаменов. И вдруг такой облом - реально устранили списывание.

На Украине в этом году приняли пока что 1 экзамен - по украинскому языку и литературе, результаты признаны  катастрофічними. 22 тыс. абитуриентов (8,5%) не сдали тест.

Когда мои дети заканчивали школу, я заинтересовалась, насколько тесты сложны. Решила испытать на своей шкуре сложность тестов по математике. Взяла соответствующий сборник и прорешала один вариант. С математикой я сталкивалась в своей жизни мало, все больше с арифметикой. Но тем не менее,  задания я выполнила на среднем уровне (по 12-бальной шкале набрала где-то 5-6 баллов). Я хорошо справляюсь с процентами, пропорциями, помню действия с положительными и отрицательными числами, дроби, некоторые формулы сокращенного умножения и даже вспомнила магическую формулу "Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов". Небольшая часть тестов вообще была просто на логику, там особых математических знаний и не требовалось. Ну, в общем, будь я абитуриентом, я бы нижнюю планку  преодолела, не прилагая никаких усилий.

Дело не в сложности тестов, дело в том, что наше образование значительно сдало свои позиции.
Внешнее оценивание, оно же ЕГЭ, - это всего лишь зеркало, отображение тех процессов, которые происходят в обществе. Встретила недавно слово деинтеллектуализация применительно к тому положению вещей, которое сложилось на постсоветском пространстве. Так что нечего на зеркало пенять, коли рожа крива.

Почему сложилась такая ситуация? Можно назвать много причин, но главная, по моему мнению, - нет заказа общества на грамотных людей. В советское время знающие люди были востребованы. Для строительства заводов, фабрик, электростанций, мостов, каналов, выпуска техники привлекались отечественные проектировщики, инженеры, строители. Выпускники вузов находили себе применение. Во-первых, они из институтов приходили с хорошей теоретической базой, во-вторых, на производстве их дотягивали до нужного практического уровня. А главное, они были востребованы.

Кому сейчас нужны проектировщики, если в стране ничего не проектируется? Если требуется какая-нибудь наукоемкая продукция, то ее завозят из-за рубежа. Прочла, что даже у российского танка Армата вся умная начинка импортная. Нет квалифицированных кадров, чтобы самим ее придумать и произвести.

Некомпетентность и дилетантство проникли во все сферы общества. А там, где нет движения, где застой, там множатся всевозможные сорняки: чрезмерная, все умертвляющая  бюрократизация, отупляющее телевидение, всякие экстрасенсы с их битвами за умы, фрики всех мастей, псевдонаука вместо настоящего научного мировоззрения, религиозное мракобесие.

В результате выхолащивается самый дух школы, рушится ее смысл, процесс обучения превращается в фарс. Кстати, и тесты, в целом прогрессивное направление, тоже могут быть отупляющими. А как это все изменить, я не знаю.

image Click to view


Ансамбль Христа Спасителя "Убивай космонавтов"

образование

Previous post Next post
Up