Газоны около многоэтажек, заботливо украшенные потрепанными жизнью и судьбой игрушками, -- одновременно достопримечательность и источник ужаса сродни экзистенциальному: неужели и со мной такое случится? неужели и я?.. нет, нет, нет. Но можно посмотреть иначе.
Япония -- страна маленькая сказал всегда ваш КО. Газонов мало. По газонам не ходить. А что же делать?
Эйдзиро Мияма (Eijiro Miyama) нашел выход -- компактный и веселый: он делает шляпы. Из тех самых выброшенных игрушек, а также следов и последствий цивилизации. И не только делает, но и носит. Пожалуй, ничем другим, кроме изготовления шляп и их демонстрации, этот крошечный немолодой японец больше и не занимается. Ну разве что поет в караоке, но тоже надев шляпу, да теперь еще и позирует фотографам арт-брют-галерей.
Как водится, биография автора. Родился (1934, во как), учился (плохо: говорила ему мама: "учись, а то дворником станешь"), работал (ну, не дворником, а чернорабочим на стройке, но не профессором же, и еще грузовик водил), не женился (кому такой неуспешный нужен), состарился. И в пятьдесят пять, поколесив по стране, осел в Йокогаме, в пансионате для бедных работающих мужчин. Вот, собственно, и все этапы большого пути.
А в семьдесят четыре он изменил свою жизнь. Из блошинорыночного и помоечного барахла начал мастерить себе шляпы и выгуливать их каждую субботу и воскресенье в центре города, да так, что вскоре вошел в один из бессчетных списков типа "сто приколов Японии" или "восемнадцать достопримечательностей Страны Восходящего Солнца". То есть стал не просто приметой города и времени.
Постепенно к шляпкам добавились костюмы и таблички с надписями. Что написано? Сайты арт-брют-галлерей утверждают, что пожелания мира и добра. По незнанию языка -- поверим, чо.
Прогулки в центре города бывают как пешие, так и велосипедные. Эйдзиро также участвует в велосипедных парадах.
Вот отличное сооружение из, кажется, абажуров. Мы, воспроизводя конструкцию, могли бы нацепить люстру Чижевского, например.
А эта конструкция напоминает клумбу.
Колокольчиков много не бывает.
Голова на голове, отлично же. И рыбки, рыбки.
Композиция слегка сменилась, найдите пять отличий.
С шариками тоже роскошно получилось.
Вот поближе.
А это прямо многоуровневая терраса какая-то.
И вот. Рыбок видите?
Кстати, конструкции иногда бывают подвижными:
Click to view
А это фрагмент экспозиции выставки художника, прошедшей в Лозанне.
Плакат выставки в Японии.
И фрагмент экспозиции оттуда же. Мияма экспонирует самого себя.
Из пресс-релиза к этой выставке (гугль-переводчик отжег, с японским у него совсем, похоже, печально, пересказываю): "К старости многие становятся слабыми или сухими, вместо того, чтобы прийти к пониманию... В самовыражении обычно нуждаются молодые экстремисты. Но случается и иначе. Чокнутый щедро показывает, как в конце жизни можно жить в полную силу. Смотрите, и вы увидите что-нибудь на другой стороне... Жить еще весело до сих пор".
И правда, на самом деле все просто, все очень просто. И может быть, даже весело.
А вот
здесь можно посмотреть еще картинок