Нан: тайская глухомань или культ.столица с велодорожками (6-12.02)

Mar 18, 2014 12:52

Вкусив туристической жизни в туристическом городе и надышавшись бензином, мы, как и собирались, обратили
свой взор к более маленьким и менее туристическим городам тайского севера. В Москве мы заранее, как водится, ничего конкретного не придумали, ну а теперь, после пары часов бдений над путеводителем, картой страны и заседаний в интернете было решено отправиться в якобы «глухой и малопосещаемый» город Нан, провинциальный центр на северо-востоке страны, ехать до которого следует на автобусе 6-7 часов.
Тук-тукер от нашего геста заломил до автовокзала 120р. и был послан нафиг, равно как и водитель сонгтхэо (маршрутки), захотевший столько же, когда мы протопали уже треть пути. Ещё треть - и последние километра два мы едем за 20 р. с носа, дабы тютелька-в-тютельку успеть на «Green Bus» в 10.00, который грозится доставить нас в Нан аж за пять с половиной часов вместо 6-7ми. Ну-ну. Один билет - 290р., дитё бесплатно, в автобусе дают воду-печенье и есть сортир, что хорошо, но есть и кондиционер, что плохо. Первые 2 часа, пока не случилась большая остановка с возможностью влезть в багаж и достать «тёплые вещи», Коля укрывал моей запасной футболкой то одно своё плечо, то другое, а я, сидючи у окна, пыталась «греться на солнышке», заматывая шею Нелькиной одежонкой: для деточки я как раз взяла «сменно-запасной костюм», но ей-то холодно не бывает почти никогда, к тому же папа успешно согревал её на руках
(или грелся об неё сам).
Оказалось, что я со своим четырёхмесячным пузом стала какая-то более покатая и подолгу держать дочь на руках уже не могу. Ещё оказалось, что я нынче отвратительно переношу горную дорогу - при том, что раньше с этим делом у меня было всё в порядке, да и самолёты все я ведь недавно пережила более чем спокойно. В итоге «всё обошлось», но тошнило довольно мерзко, а один раз пришлось даже спешно ретироваться в туалет, «кабы чего не вышло». Интересно, однако, как же я буду ездить по гористой Бирме, где, говорят, и дороги похуже, и автобусы пораздолбаннее…
Правда, с середины пути Нелька начала истекать соплями, которые полностью прошли к вечеру, часа через 4 после приезда - Коля считает, что виноват пересушенный прохладный воздух. Чёрт бы их драл с этой идиотской закономерностью, что чем комфортабельнее автобус (с супер-широкими креслами, кучей пространства в ногах, кормёжкой на убой и т.п.), тем сильнее шпарит чёртов кондишн: даже в нашем басе на VIP-местах в начале салона холодрыга была во сто крат сильнее, чем в нашем «второсортном» отсеке ближе к заду.

Ехали, естественно, никакие не 5,5 а все 6-6,5 часов и задолбались конкретно. В игрушки ни в какие с дитём не поиграешь, т.к. на выпавшей на нашу долю горной трассе чудеса на виражах автобус выписывает ещё те (каждый поход в туалет выливается в тренинг вестибулярного аппарата и хватательного-за-что-попало рефлекса); поесть особо не поешь из-за того же серпантина, да никому и не хотелось; про «походить по салону» и речи быть не может - развлекались только чтением немногочисленного ассортимента книжек и смотрением в окно. Ну и 2 часа Неллюшка проспала, молодчина.
Вопреки ожиданиям, остановка «с выходом наружу» была всего одна на 5 минут, а вообще останавливались раз 6-7, и часто совершенно бестолково: такое ощущение, что по расписанию автобусу «положено» заезжать туда-то, и один фиг, что никто там не входит и не выходит, а съезд с трассы и заруливание к эту жопу занимает минут 15. Как будто нельзя созвониться с автовокзалом и выяснить это за 5 секунд. Но, вообще, состояние дорог и скорость, конечно, впечатляют: в нашей «глубинке» те же 334км телепались бы уж точно подольше, да ещё если по горам.
Наконец, вылезли. Очередной жульман на автовокзале затребовал 100р. за несчастных 2км до центра города, но на удивление быстро согласился и на 60р.
Привёз прямо к намеченному нами “Nan Guesthouse”, где нам посчастливилось занять последнюю из всех свободных комнат, причём тенисто-прохладную и недорогую - те же 250р., только интернет в номере и быстрый (даже мультики он-лайн смотрятся сносно, а скайп подвисает, но в целом фурычит), бесплатно дают кипяток и питьевую воду, да ещё и владелец - милейший англичанин, готовый поделиться информацией про что угодно, начиная от средств борьбы с комарами и кончая озером на окраине соседней провинции. Душ-туалет, правда, в коридоре, но очень чисто, очередей нет, дойти из комнаты 3 шага. С 8ми часов вечера и до 6ти утра - первозданнейшая тишина, птички-цикады, даже самолёты не летают (днём летают штук по 5, свой аэропортик в городе тоже имеется). Около полуночи дружно и слаженно воют собаки, но где-то далеко, так что пусть воют на здоровье.


Ещё немного смущает холодный кафельный пол, из-за которого мы на следующий же день даже присмотрели себе другое пристанище с полом деревянным, но уж больно хорош англичанин, а также бесплатные велосипеды тут рядом на углу.
Обнаружились они шедеврально: после утренне-ознакомительного моциона по городку, в ходе которого выяснилось, что прокат двухколёсных друзей стоит везде 50-80р., останавливаемся поесть у макашницы рядом с гестом. Тётка по-английски ваще не рубит и жутко стесняется, что не может по своему же англоязычному меню с тайскими подписями понять, что хочу я жаренный рис, но без мяса-курицы, а просто с зеленью. В панике убегает куда-то через дорогу и приводит с собой мужика. Мужик англоязычный, всё быстро перевёл, а потом как бы невзначай и говорит: «А у меня тут велики бесплатные «напрокат», по копии паспорта - вам не надо?». «Надо, - говорим. - Ещё как. Спасибо, мужик, щас мы к тебе придём». Оказалось, что он - сотрудник некоего государственного Центра историко-культурного наследия провинции Нан, ориентированный в том числе и на всевозможную помощь туристам и пропаганду местных «красот и чудес». Коля тут же оседлал вполне себе mountain bike и отправился на обширную разведку местности, пока мы с Николавной удалились в номер спать и интернетиться.
А на следующий день мы с утреца уже все втроём загрузились на два велосипеда и нарезали микро-кружок километров в 7-8 по обоим берегам речки Нан, вдоль которой и тянется город. Нелька каталась в слинге у Коли за спиной, что вполне осуществимо до 11.00, пока прохладно. Детских кресел в славном городе Нане, увы, не водится, есть лишь не внушающий доверия чудо-агрегат на 3х колёсах с большой корзинкой сзади, в которую кладётся подушка и сажается ребёнок, а также у нашего «бесплатного дядечки» можно позаимствовать не менее экзотичный велосипед-тандем аж с тремя сидениями. Было предложено, чтобы я сидела сзади - как бы на багажнике - и держала при этом Нельку, сидящую на втором «гоночном» сидении. Как при этом держаться мне и как, главное, крутить педали - не понятно, да и слинг не зря ж мы с собой притащили.
Уличное движение весьма ненавязчивое, фарангов с дитём все пропускают, машут руками, улыбаются и порой даже фотографируют - в общем, на первый раз мы более чем довольны, можно будет попробовать добраться до каких-нть якобы купательных мест поодаль, который пометил на карте наш всезнающий «хозяин».
Да, и здесь, в Нане впервые была замечена вело-размётка! И это при том, что в целом в Таиланде даже тротуары пешеходные не в почёте: часто кривые-косые, с бесконечными бордюрами, люками, перепадами высоты, загромождённые мотобайками, лотками и прилавками - с коляской постоянно приходится ехать по краешку проезжей части.
Также впервые для себя мы обнаружили здесь библиотеку, причём с книгами и жу
рналами преимущественно на тайском языке - хоть и называется она “Guest Home”, и английских книг тоже хватает, включая прекрасно оформленные энциклопедические издания по тайской истории, живописи и т.д. Расположено заведение в двухэтажном доме с садом и этакой по-домашнему уютной и мальца запущенной территорией: диваны, кресла, игрушки, музыкальные инструменты… Внизу барная стойка и «меню» из нескольких блюд, народу нигде ни души, ворота открыты. Наверное, мы бы и не рискнули туда заявиться, кабы не бабуся, подъехавшая одновременно с нами на мотобайке и жестами показавшая, что мы можем делать тут всё, что нам заблагорассудится, в т.ч. и поспать на втором этаже. Нелька занялась плюшевой собакой и гамаком, а мы с Колей в некотором замешательстве взирали на всё это многообразие тайской литературы - от «Гарри Поттера» до ветхой книжечки с сутрами подле алтаря.
А ведь буквально вчера мы обсуждали дремучесть тайцев в плане чтения, высоких искусств и прочей «духовной жизни»: в Бангкокском метро и на улицах не встретишь ни одного читающего, разве что газеты (остальным, понятное дело, не до того - все на машинах и мотобайках); музыка - засилье попсы зарубежной и ещё более убогой местной; зато через часто приоткрытые двери и окна домов вечерами неизменно светятся включённые телевизоры, да и на своих рабочих местах каждый так и норовит приткнуться к экрану (всякие продавцы, охранники, «смотрители» отелей и т.п.). Но всё это отнюдь не мешает тайцам быть вежливыми, улыбчивыми и сдержанными, и какими-то на вид абсолютно довольными своей жизнью и счастливыми, что ли. Ну и, конечно же, мы ни в коей мере не претендуем на звание «знатоков тайского народа» и догадываемся, что 90% подноготной местной жизни благополучно проходит мимо нас.
Очень неожиданно и приятно, короче, было наткнуться на этот милый «книжный гостевой домик», равно как и попасть вечером на концерт местного «барда» на пятничной “walking street”. Не знаю, насколько уж внимала ему почтенная публика, рассевшаяся на циновках на полянке перед сценой и занимавшаяся главным образом поеданием ништяков с базара, но в целом всё выглядело весьма душевно: украшенные светящимися гирляндами деревья, дружеско-семейные чинные «пикнички», резвящиеся поодаль дети, ненавязчивая музыка (для меня скорее занудная, но явно аутентично-местная, что прекрасно), и всё это на фоне красиво подсвеченных ватов и высокой золотой ступы. Умеют, в общем, тайцы культурно отдохнуть, чего уж там.

Мы тоже отметились «на полянке»: Нелька заявила, что хочет «побегать там босичком», и, само собой, тут же превратилась в эпицентр внимания местной детворы в возрасте 4-8 лет. «Кавалеры» предпочитали подходить и таращиться, а девчонки вовсю пытались потрогать, погладить и взять на ручки сие белобрысое творение природы. Деточка отбрыкивалась, грозила пальцем, с неприступным видом повторяла «май!» (т.е. «нет», на которое они с папой недавно решили заменить несолидное «ай-яй-яй!»), но убегать не убегала, разве что на секундочку - к нам, а потом опять «шла в народ».
Николай Викторович, друг всех детей, не замедлил присоединиться: сподвиг дочь рассказать детям по-русски стишок (нечто про Новый Год), попытался их перезнакомить, продемонстрировал с Нелькой «смертельный номер» кружения за одну руку, повторить который отважился лишь один храбрец, и - с моим участием - организовал даже игру в «Ручеёк». Затем, наконец, наш ребёнок был предоставлен сам себе, а все остальные дети сели с Колей в кружок и принялись обучать «белого мистера» тайским словам, а потом минут 15 оживлённо о чём-то беседовали.
Деточка в это время предавалась своим излюбленным занятиям под названием «я танцую» и «потрогать одним пальчиком все цветочки». Затем безапелляционно призвала отца к порядку словами «я хочу есть», на том мы с дитями и распрощались. Утолив голод смешным блином на палочке и местной жестковатой клубникой, вкусно посыпанной сахаром и солью одновременно, мы снова продефилировали мимо «детской лужайки», в ходе чего Нелька вдруг расплакалась со словами «я хочу поиграть с детишками, а они меня не понимают!». Успокоилась, как обычно, быстро, но к вопросам на тему «языкового барьера» регулярно возвращаемся вот уже второй день.
А вообще, ну их в пень - эти найт-маркеты с их бесконечными искушениями попробовать «что-то эдакое», зачастую выливающиеся в гастрономические разочарования и трату денег чёрт знает на что. Вот кто б мог подумать, что серые объекты на аппетитной подложке из листового салата и зелени окажутся даже не какими-нибудь улитками, к чему я была морально готова, а осклизлыми, но СЛАДКИМИ хренями с толчёным арахисом внутри! Ещё одна попытка вкусить «здорового питания» вылилась в чудесный салат из морских гребешков, свежих овощей и всяких травок, политый, блин, дьявольски острым соусом, хоть я и просила, чтоб было «не остро». Но за руку вовремя не схватила, когда заботливый продавец вливал мне напоследок ма-а-аленькую ложечку чего-то подозрительно красного, сама виновата.
Сходили бы лучше тихо-мирно поужинать «к птицу» - в обнаруженную в первый же вечер душевную забегаловку с понятным и «правильным» меню по правильным ценам в 30-35р., подле которой в клетке обитает прикольный чёрный птиц с жёлтым носом, который не просто хищно щёлкает клювом, бросаясь на твой палец, и конкретно с тобой «разговаривает», но делает это при помощи нескольких звуков, совершенно разных по гамме-тональности-тембру. Я и не подозревала, что птицы так умеют - по крайней мере, такие мелкие и невзрачные.


На третий день, наконец, добрались до прекрасных центральных храмов города Нана, мимо которых мы всё рысцой пробегали то в магазин, то на речку, то на найт-маркет и с прочими низменными целями, хоть и находятся они у нас под носом. Как нас и «предупреждали» достоверные источники, местные ваты действительно имеют свои особенности в виде необычной раскраски, обилия деревянных элементов и квадратных башенок в китайском стиле. Точнее, это лишь то, что отметил мой неискушённый и дремучий глаз, пишут-то вообще об особом нанском стиле архитектуры, т.к. в 17-20 веках здесь процветало автономное княжество, в котором в изобилии водились скульпторы, художники и прочие творцы.

Взлезли и к вату Пратхат Кхао Ной, что вздымается на въезде в город на 250-метровом холме и именуется также «вью-поинт». Установленный на краю обрыва золотой Будда словно идёт по воздуху к городу своей летящей поступью, выглядит воистину волшебно и божественно.
Всю бесконечную крутую лестницу вверх и вниз Нелька протопала самостоятельно, я и не ожидала: мы с Колей держали её за руки, но ни разу не на руках, почувствуйте разницу.
Когда почти спустились, уже в сумерках, вдруг слышу, что вокруг идёт дождь, а то и ливень. Но ничего не чувствую - чудеса в решете! Оказалось, что дождливые звуки издают гигантские листья деревьев, с «капающим» шелестом опадающие по случаю тутошней зимы и порывов ветра.

Отголоски особого нанского культурного прошлого не перестают нам попадаться: кроме вышеописанного «библиотечного домика» была обнаружена уже вполне официальная большая библиотека Nan Public Library; в городе часто встречается шрифт Ланна, отличный от «привычного тайского» и напоминающий кхмерские «кружочки»; не только в храмах, но и на школьном заборе можно наблюдать росписи в стиле Тай Лу (древний китайско-лаосский народ, немало посодействовавший становлению местной культуры), да и окна нашей комнаты, кстати, смотрят на Арт-галерею, где по выходным молодёжь обучается живописи под столь нетипичную для Тая психоделическо-джазовую музыку с налётом кантри.
Да, а ещё это первый тайских город, где были обнаружены детские площадки! - вполне себе «московские», а то местами и поинтереснее.


В вате Суан-Тан нам посчастливилось попасть на некие вечерние песнопения мирян: человек 50 мужчин и женщин, в основном пожилых, в белых одеждах сидят стройными рядами - примечательно, что на стульях - и поют сутры по распечатанным бумажкам. Где-то в глубинах храма, по всей видимости, присутствует некий ведущий церемонии, а сзади установлены динамики, из которых периодически доносится то ли запись, то ли прямая трансляция песнопений этого скрытого «солиста». Неллюшка вошла в храм и по привычке с невозмутимым видом уселась на пол, вызвав бурю умиления у тётенек с задних рядов, которые тут же пододвинулись и освободили нам 3 стула. Деточка посидела-посидела, а потом заявила, что хочет «немножко потанцевать» - музыка-то вполне ритмичная, хоть и медленно-монотонная. Вести себя тихо и никому в храмах не мешать она уже довольно хорошо научилась, вот только никак не выучит слово «монах», вместо которого через раз получается «лохматый». А танцевать в ватах можно, по крайней мере детям - местные вон часто скачут без какого-либо намёка на «религиозный трепет».
Кстати, один такой «лохматый дедушка» ещё в Чиангмае повязал ей на запястье белую фенечку («оберег на счастье» и всё такое), которую она мало того, что охотно дала себе завязать, так ещё и не делает никаких попыток снять вот уже больше недели (хотя браслет с бубенчиками, который сама же захотела, попросила и выбрала, поносила полчаса и больше надевать отказывается).

В отличие от культурных достопримечательностей, местный типа гипермаркет Tesco Lotus разочаровал - ну, не всё сразу, и уж конечно лучше так, чем наоборот. Ни вам вечерне-уценённых ништяков по 10-15р., как бывалоча в «Лотусах» Мыанг-Пхукета или Мае-Чана, ни москитной сетки (ради которой мы, собственно, туда и припёрлись), ни даже хлеба - типа 19.00, вечер, кому уже чё надо. Купили зато, наконец, Коле за 100р. тапки и фумитокс, а также покатали деточку на незамысловатых «аттракционах» по 10р., и на том спасибо.
В развлекательном отсеке магазина, несмотря на какофонию от игровых автоматов и детских пищалок-зуделок, мне вдруг удалось расслышать нечто типа хорового пения. Иду на голос и вижу развлекуху под названием «Karaoke»: несколько кабинок с экранами и микрофоном - платишь на входе «копеечку» и вперёд. Хоровое пение издавала тусовка тинэйджеров мужского пола, которые таращились в экран с концертом некой супер-стар и дружно орали ей «в такт» с блаженством на лицах. А что, молодцы! Большинство наших подростков, мне кажется, постеснялось бы столь по-детски раскрепоститься в общественном месте - по крайней мере, без «поллитра».


С купаниями тоже дело не заладилось; придётся, видать, ужо подождать до бирманского моря. Поездили-поездили мы на лисопедах туда-сюда по берегу - сплошь заросли и частные сады-огороды, да и берега каменистые, и река, главное, в сухой сезон дюже мелкая: рыбаки шастают туда-сюда вброд как не фиг делать. В итоге помочили ножки в начале «городской набережной»: вода прохладная и традиционно мутно-зелёная (другой в тайских реках мы и не видали), но чистая, как констатировал Коля, произведя анализ на вкус и запах. Пока я фотографировала живописные завихрения течения вокруг бревна посреди реки, они с Нелькой тихой сапой апробировали езду на багажнике, «по-взрослому»: за пять метров дитё не свалилось и ногой в колесо не влезло, так что будем иметь в виду; примотать бы только её к себе какой-нть тряпкой. А то в слинге, конечно, и жарковато и тяжеловато - далеко не уедешь.

Неприятное впечатление оставляют тайские «народные поликлиники» (или какие-то отдельные приёмные кабинеты специалистов?) - собственно, как и во многих других городах, где нам доводилось проходить мимо них: человек 15-20, часто с малыми дитями и прочими грудными младенцами, толпятся под дверьми небольшого заведения; пластмассовых стульев на всех не хватает и многие сидят прямо на своих припаркованных мотобайках. Вид у всех настолько унылый и подавленный, что сразу становится понятно, что это за сборище, некоторые ещё и кашляют-чихают для наглядности, или сверкают недавними перевязками. В Нане наблюдали это печальное зрелище часов в 9 вечера, от чего стало ещё более грустно - похоже, кому-то из этих бедняг придётся куковать здесь и до полуночи…


За хорошее поведение и стойкость к невзгодам и лишениям папа устроил надысь деточке «настоящий праздник»: с заговорщицким видом извлёк из недр рюкзака кулёчки с крупами и предложил сварить КАШУ! Выбрали самую быструю в приготовлении - манно-кукурузную. В нумерах здесь готовить как бы запрещено, так что священнодействие было перенесено на веранду, где на глазах немногочисленных отдыхающих постояльцев, релаксирующих с пивом и планшетами, были, наконец, использованы по назначению наша газовая горелка и давно уже приобретённый газовый баллон. Литровый с хвостиком котелок опустел к вечеру (при этом нам с Колей досталось 3 ложки на двоих), а на следующее утро мы получили скандал на тему «хочу кашу!!!». Порыдав минут 15, Николавна согласилась на вариант «каша по праздникам, раз в неделю», и довольствовалась традиционным хлебом с вареньем.
Вообще, рано я порадовалась её успехам в освоении «местной кухни»: после 3-4х первых дней пищевого разнообразия Нелькин рацион свёлся к бананам, хлебу с мёдом и вареньем, печеньям и блинчикам. Яйцо, рис и лапша из супа - «под настроение». Может съесть мандарин или откусить из вежливости кусочек гуавы-яблока-ананаса-арбуза, тут же сообщив, что этим «она уже наелась».
Ещё трескает клубнику, которая в Нане стоит 250-300р. за килограмм, т.к. растёт якобы лишь в одной-единственной горной деревушке - почему, не понятно. Даже на даче у нас хило-бедно растёт, а солнца тут в 67 раз больше, какого чёрта ей ещё надо?

Сегодня играла целый день, что она кошка - под это дело проскочила рыбная хрень на палочке. Провожу без устали разъяснительные беседы, Коля иногда мне в этом содействует; хотя в целом они с папашей, конечно, спелись - парочка сладкоежек: та же клубника им без сахара несъедобна. Думаю всё же, что дома всё придёт в норму - может, это «несчастный ребёнок» сладеньким стресс заедает.
Мы же с Колей объедаемся мангостнами - некрупными коричневыми плодами в жёсткой кожуре, под которой скрываются белые кисло-сладкие дольки ярко-тропического вкуса, очень сочные и, как подсказал Гугл, немыслимо полезные. Одно плохо, что из 45-ти рублей за килограмм рублей 30 платишь за толстенную шкуру, которая идёт в помойку. Пишут, что её можно сушить и заваривать чай, но не натаскаешься ж с собой всех этих даров природы, и так вон уже под кроватью у нас сушатся двух видов «древесные» цветы, а у Коли набралась нехилая коллекция семечек от наконец испробованного жёлтого арбуза (вкусный, как красный, только чуть менее сладкий) до не-пойми-чего, регулярно подбираемого на улицах. Но в целом, за фруктами надо на юга - думаю, тем и займёмся в течение дней 2-3х.
Хотя, бананы вон свисают огромными зелёными гроздьями из-за каждого второго забора, рви не хочу. Рядом с гестом Коля заприметил две жёлтых штуки, за коими героически слазил с ножом наперевес - каждая добыча вышла грамм на 300, убить можно. Один оковалок оказался вяжуще-незрелый, второй же был вполне ничаго, употребили по назначению. А вот любимых нами микро-бананов с тоненькой кожурой здесь вообще нет, только толстенные (даже по сравнению с «нашими» московскими) короткие и такие же жирные длинные - оба вида, на мой вкус, довольно противные из-за чрезмерной осклизлости и кисловатого вкуса.

Зашли на автовокзал узнать про автобусы в Кампхэнг-Пхэт, а тут и 18.00 - по всей стране играют гимн, во время которого все, кроме монахов, должны встать и не шевелиться, разве что открывать рты для подпевания гимна (то же самое происходит и в 8.00 утра). Сколько раз наблюдали сей ритуал - стойкое ощущение, что «должны» тут ни причём, всё идёт от чистого сердца, с искренним патриотизмом и гордостью на лицах. Вот и сейчас: спит себе на лавочке дед, типа бомжа.
Вообще, бомжей здесь как-то и нет - разве что попадались штук 5 около вокзала в Бангкоке - но периодически встречаются некие маргинальный типы в грязноватой для нормального тайца одежонке, с окостенелыми физиономиями и т.п. Вот и этот, значит, ханурик: спал-спал; на второй строчке гимна встрепенулся; не без усилия принял сидячее, а затем и стоячее положение; выстоял, пошатываясь и держась за спинку лавочки, весь гимн (около минуты) и упал назад спать. Вот оно - гражданское самосознание во всей красе!

В туалете был обнаружен геккон - наконец-то, мы уже и заждались повстречать этих вездесущих обитателей тайских жилищ. Побольше бы их - жрут ведь комаров. Хотя, комары тутошние не особо кровожадные, хоть и здоровые, как черти, и какие-то дёрганные - летают скачками и зигзагами, хрен поймаешь.

В очередной раз я наивно понадеялась получить внятную информацию в местном Tourist Information Center, и нынче поутру мы, вместо того, чтобы задать все скопившиеся вопросы «нашему» англичанину из геста, отправились туда. Типа как-то неловко приставать к человеку с расспросами про то да сё, когда в двух шагах находится сия специальная контора. К тому же, меня несколько смутил наш вчерашний безрезультатный вело-забег в отмеченное англичанином место «купания и отдыха» на речке - типа сами тайцы должны бы тут лучше про всё знать.
Вопроса, собственно, было два: как добраться на местном транспорте до Nan Riverside Art Gallery в 20ти километрах от города (мы видели несколько раздолбанных сонгтхэо «с крестьянами», отъезжавших в том направлении, но не понятно, где их ловить, и как часто они ездят) и весьма размытый вопрос на тему достижения многочисленных водопадов-пещер-нац.парков, что имеют место быть в окрестностях Нана - только мотобайк, или есть какие-то опции организованного туризма/общественного транспорта в эти места? Минут 30 трое бравых сотрудников Тур.Центра перебирали свои рекламные брошюрки, ковырялись в рукописных тетрадках и справочниках и куда-то звонили, прежде чем сообщить, что мы можем за 1800р. с человека арендовать машину на один день, которая будет нас возить, куда мы пожелаем. Или за 5000р. - на 2 дня. Насчёт сонгтхэо до «Речной галереи» тоже кинулись куда-то звонить, тут мы и плюнули (точнее, поулыбались, уходя, и сердечно всех поблагодарили). Похоже, что контора ориентирована в основном на местных или на азиатских туристов, коих тут 90% по сравнению с фарангами. Самое обидное, что информированный англичанин наш куда-то испарился, и теперь вся надежда на нашего «велосипедного дядечку» за углом…

Только я написала о том, как ребёнок стал «не правильно питаться», как на следующий же день были поглощены без остатка: запечённая на углях рыбина, 3 порции курицы в кляре, мясные шарики из супа моего и Колиного, рис с йогуртом, штуки 4 мангостина - стоило лишь впихнуть первую дольку, как фрукт превратился в «мой самый любимый».


Почти случайно забрели в Нанский «белый храм» Минг Муанг. И обалдели - по крайней мере, я. Сразу вспомнился снежно-ослепительный ват Ронг Кхун под Чианграем, но здесь не то: если там был фантастический пост-модерн, зеркала, черепа, торчащие из преисподней руки на входе и прочие выдающиеся прибамбасы, то Минг Муанг - вполне себе «классический ват», только вот тоже весь белый (кроме крыши) и, главное, сплошь покрытый тончайшей лепниной, барельефами, фигурами и изображениями нагов, слонов, вороноподобных людей с клювами, чертей и кого только не, проработанными до
мельчайших деталей. Точнее, за полтора века существования вата некогда белая штукатурка поблекла, местами посерела-позеленела, но это лишь добавляет ему величия и усиливает благоговение перед всей этой красотой, дожившей до нас каждым своим вензелёчком, каждым крохотным элементом своего величественного убранства.
Внутри храма - любопытные фрески в том же распространённом здесь стиле Тай Лу, посвящённые повседневной жизни тайцев прошлых столетий.

В рамках закрытия тайско-массажной темы - узнали: в городе якобы всего 3 места, 2 человеческих «салона» для местных и одно SPA, т.е. не для нас. В первом «салоне» простосердечная массажистка сходу ляпнула 150р. в час, но тётка другая, которая в это время как раз массажировалась, тут же вышла из своего массажного
забытья, возмутилась, замахала руками, и та смущённо исправилась на 200р. И без знания языка очевидно, что реплика была из серии «чего, дура, несёшь - дери больше с белого-то мистера!». Вот пусть и резвятся друг с другом за 200р. - конкуренты через дорогу без вопросов согласились на 150, за что Коля к ним и сходил. Опосля умирал меньше, чем, помнится, после своего «первого раза» 2 года т.н. в Чианграе - ну, тогда и сеанс длился полтора часа, а не час, как здесь. Положительный эффект тоже вроде как имел место быть. Я по-прежнему остаюсь
настороженно-равнодушной к подобным телесным удовольствиям, да и какой массаж для беременной тётки? - разве что ноги. Которые, кстати, как отекли тогда разок в самолёте, так и всё, тьфу-тьфу. Ходить ими надо побольше, в том и весь секрет.
Спросили и про Николавну, но все три массажистки, как водится, настолько потеряли рассудок от умиления, что так и не смогли взять в толк, чего мы хотим, тыча пальцем в это чудо природы. (С английским у них сильно не очень, так что Коля общался со своим «мастером» жестами, а большую часть сеанса благополучно проспал).

Поработали экспонатами в нанском музее: завидев бегающую из зала в зал Нельку, азиатские туристы с восторгом принимались бегать вслед за ней, на ходу вытаскивая смартфоны, планшеты и фотоаппараты. Несколько раз приходилось брать «экспонат» на ручки для совместных фотографий: сама по себе деточка «даётся» всё реже, а то может и ущипнуть, и отпихнуть своего шибко докучливого «почитателя» - короче, голыми руками не возьмёшь.
Музей как музей - одно слово, краеведческий, да ещё и стоит 100 бат(=рублей), могли бы брать и раза в 2-3 поменьше. Пожалуй, это была жирная точка в осмотре города (обозванная пару раз «одним из лучших провинциальных музеев Таиланда», я и поверила) - завтра уезжаем.

Последние дня 3 в городе смутно ощущалась некая подготовительная суматоха: какой-то местный праздник? Грядущее полнолуние? А то, может, и вообще - чем чёрт не шутит? - День Святого Валентина… Где-то я замечала поздравительный плакат на эту тему, а учитывая мощную тягу тайцев к как бы «европеизированности» - с них станется.
Оказалось, всё-таки нет - уж где-где, но не в столь интеллигентном и культурном Нане будут отмечать этот слащавенький праздничек. Как будто специально для нас, именно в этом году на 12-16е февраля был почему-то перенесён с июня (!) ежегодный Нанский «Фестиваль серебра и текстиля», чего только не придумают. Мероприятие, конечно, по большей части торгово-деловое, но умеют тайцы зрелищно и ярко обставить всё, что угодно, чего уж там. Тут тебе и тайские красавицы в «модельных» одеждах (и откуда только таких понабрали - неужто паттайские трансвеститы?! - нет, не верим); и прикольные детки в традиционных костюмчиках «горных племён и народов»; и переливающиеся серебром витрины - от браслетов до макетов кораблей в пол человеческого роста; и изысканно оформленные стенды с тканями, включая вполне музейные экспонаты ручных прялок, первобытных швейных машинок и т.п.; и белоснежные банкетные столы в цветах и серебряных приборах.
Да и на публику приятно взглянуть: видно, что помимо дельцов и бизнесменов на Фестиваль пришли поглазеть и потусоваться простые смертные вроде нас, но приодетые по такому случаю «во всё лучшее», а зачастую и в национальное. Заметили несколько солидных престарелых мужиков при параде, перед которыми каждый первый склонялся в почтительном «вай» - не иначе, городские начальники - что нисколько не мешало им разгуливать средь толпы, улыбаться и отвечать тем же, ни намёка на охрану или VIP-зону.

Серебро - это не золото, серебро я люблю и уважаю, посему с Колиной подачи было решено предаться транжирству, раз уж такое дело. Транжирство получилось умеренное, я и не ожидала: довольно длинные, но почти невесомые серёжки с подвесками в виде паутинок, в которые попался чёрно-синий камушек, обошлись нам в 260р. - по случаю 1го дня Фестиваля продавец сделала скидку в 30% (странно, что же за скидка будет тогда в день последний?).

Уезжать немного жаль, но, похоже, самое время: всё же в нашем нынешнем составе затруднительно продолжать здесь путешествия - уже по головокружительным горным окрестностям Нана - которые неизбежно связаны либо с поездками на мотобайке, либо с безумными тратами на персональную тачку с водителем, да и для ночёвок в кэмпингах нац.парков мы сейчас не приспособлены, не тот был задан «формат поездки».

Таиланд, Нан

Previous post Next post
Up