В последние пару недель я занимаюсь всякими мелкими вещами и помогаю соседям с проведением в их дом нормального электричества (напишу про это маленький пост на днях).
А это - самая важная моя запись за три года. Она про проблему, которая жрёт мой мозг уже несколько месяцев. И всё становится только хуже, я никуда не могу деться от этих мыслей. Если весной, готовясь к выступлению на TEDx, я только-только сформулировал эту тему для себя, то сейчас она занимает меня все дни напролет, как было с башней. Я понял, что пора что-то делать. И для начала я изложу саму проблему и хайлайтну
varlamov.ru и
maxkatz Проблема называется "Улица 19 Гвардейской Дивизии". Вообще, в Томске все не очень хорошо с обустройством удобных и красивых улиц. Вся 19ГД, проходящая от площади Южной мимо самого популярного стадиона города "Буревестник/Политехник" и заканчивающаяся спуском на реку - не очень хороша. Но 180-метровый участок, идущий от поворота на Лыткина мимо башни и до склона - особенно ужасен. На нем круглодично грязища, нет освещения, зато есть омерзительная мусорная площадка. Томичи уже поняли, о чем я говорю, но для иногородних покажу схему:
https://maps.yandex.ru/-/CVszJPmk (выделил красным тот участок, о котором идет речь)
А вот вид на этот участок с коптера:
(по клику откроется полноразмерная картинка)
Моя башня пока еще не выглядит той красавицей, какой должна стать после окончания реставрации и восстановления пристройки, но уже сейчас меня ужасает контраст между ней и окружающей средой. Такое впечатление, что кто-то специально создал полигон для демонстрации проблем российской глубинки. А ведь летом по этому участку проходят сотни людей, идущих на реку, не говоря уже о тех, кто здесь живет.
Я записал трехминутное видео, в котором сумбурно рассказываю про все это:
Click to view
Если вы предпочитаете картинкам тексты, то вот главные проблемы улицы с кратким описанием:
1. Отсутствие дорожного покрытия. Участок начинается с асфальтированного поворота и заканчивается асфальтированным спуском к реке, а между ними что-то типа грунтовки. За то время, что я работаю с башней, я уже видел, как эту грунтовку пытались выровнять грейдером и отсыпать гравием. Все это бесполезно - огромные лужи возвращаются уже через неделю. Возможные причины - слабый грунт, отсутствие водоотвода, подмытие из глубины разрушенной канализационной трубой. Асфальт здесь не укладывали никогда.
2. Отсутствие освещения. Летом это не так критично, но зимой в Томске темнеет в шесть вечера и людям становится страшно ходить по улице. В конце улочки есть одинокий фонарь рядом с детской спортивной школой, но он ситуацию не спасает.
3. Отсутствие какой-либо пешеходной структуры. Нет ни бордюров, ни тротуаров. Люди идут между лужами, отпрыгивая от проезжающих машин.
4. Мусорка. Тут двойная проблема - во-первых, в эти несчастные два контейнера выкидывают крупногабаритный и строительный мусор люди, приезжающие из своих загородных домов (это первая контейнерная площадка, мимо которой они проезжают). А во-вторых, само устройство контейнерной площадки устаревшее и антисанитарное. В принципе, "Спецавтохозяйство" уже обслуживает мусоросборники, состоящие из огромного подземного мешка с приемником на поверхности, так что направление решения известно. Не могу здесь не вспомнить
подробный пост у Варламова про обустройство мусорных контейнеров.
5. Водоразборная колонка. Разумеется, жителям окружающих деревянных домов, в которые не проведен водопровод, она нужна. Но на колонке так же набирают воду многочисленные машины, едущие за город, грузовики с емкостями на кубометры, бетономешалки, наполняющие промывочный бак. Если колонка предназначена в том числе для этого, то надо бы как-то обустроить несколько выходящих труб с водой, чтобы не возникали очереди за водой. Также необходим качественный сбор и отвод "паразитной" воды, которая летом подпитывает огромные лужи на 19ГД, а зимой создает наледь, мешающую пользоваться колонкой. Если же колонка предназначена только для использования местными жителями (они, кстати, платят за неё), то необходимо придумать систему контроля доступа к воде, чтобы исключить посторонних.
6. Стоянка ПАЗиков-маршруток. Днем там стоит по пять-шесть автобусов. Возможно, что водители автобусов - прекрасные и воспитанные люди в своем большинстве. Но я неоднократно наблюдал аварийные ситуации, которые они там создают, ругань с водителями машин, приезжающих за водой и мое самое любимое - справление естественных физиологических нужд прямо рядом со своими автобусами. Понятно, что Томск обречен на маршрутки, но существует ли какой-то способ перенести их стоянку в более безлюдное место?
7. Столбы и провода. Это уже не такая катастрофическая проблема, но сильно режет глаз. "Горсети" и "Ростелеком" развесили по кренящимся столбам (грунт слабый, держит их плохо) паутину из СИПа, неизолированных алюминиевых проводов, многопарки и полевой телефонки. Особенно круто поступил "Ростелеком" с многопаркой. Она раньше проходила через два окна башни (компания поленилась ставить столб и монтажники когда-то давно прокинули кабель через верхний уровень башни), а когда я её перерубил и сбросил на землю, монтажники просто соединили её заново и намотали на крону ближайшего дерева! Каждый день любуюсь на эту красоту :-) Уже сейчас я отлично понимаю, что эту проблему решить тяжелее всего - заставить такие неповоротливые компании спрятать провода под землю невероятно трудно.
8. Будка, прикрывающая трубу вентиляции укрепляющих штолен, непонятные металлические гаражи, вагончик узбеков рядом с башней, буйная дикая растительность вдоль одной стороны за башней... множество мелких вещей, которые надо просто убрать.
9. Благоустройство улицы в принципе. Есть вещи, которые мне очевидны - убирать с улицы мусор, сделать соседям приличныые заборы вместо того ужаса, что есть сейчас (снести свой забор хочу только я, соседи только хотят делать их выше), расставить лавочки... Но специалисты наверняка бы нашли еще какие-то варианты сделать эту улицу приятной для пешеходов. Собственно, я уже перехожу к вопросу о специалистах.
Очевидно, что прежде всего нужен какой-то проект обустройства улицы. Красивые картинки и подробное описание тех изменений, которые необходимы на 19ГД - уже половина успеха. Проект опишет все работы, останется только их выполнить :-) Но к кому обратиться за таким проектом? Чтобы это было не страшненькое муниципальное благоустройство, а действительно красивая и продуманная работа специалистов, ориентирующихся в современной урбанистике и нуждах горожан. Я абсолютно не представляю стоимость такого проекта, но полагаю, что хорошие мастера захотят за свою работу достойную оплату, а пиар в моем непопулярном блоге их вряд ли заинтересует. Пробную удочку я уже закинул - написал подробное письмо "Городским проектам", посмотрим, ответят ли.
(летнее фото, на нем всё выглядит относительно прилично)
Дальше идет вопрос о том, как именно надо работать с проектом на руках. Устройство моей психики таково, что мне проще всего взять в руки лопату и начать все делать самому, подобно опыту с башней. Но этот же опыт доказывает, что такой путь самый глупый и неэффективный - сил одного человека не хватило на то, чтобы привести в порядок одно здание за три года, так сколько же лет он потратит на обустройство целой улицы? Да и катастрофа с фланцевым адаптером говорит о том, что некоторые работы должны выполнять проессионалы. Очевидно, что часть этих работ обязаны выполнить мэрия, районная администрация, "Горсети", "Водоканал", "Ростелеком", "Спецавтохозяйство" и другие структуры - надо уметь заставлять их работать как надо (а я с одним только "Водоканалом" бодаюсь уже сколько времени).
Здесь было бы идеально создание общественной организации по примеру "Городских проектов", но в микроскопическом масштабе - кто-то работает руками, кто-то пилит мэрию и другие структуры, кто-то пишет интересные рассказы с фотками в интернете, а неравнодушная общественность и корпоративные спонсоры все это финансируют. Увы, мой опыт с краудфандингом подсказывает, что подобная инициатива общественность скорее возмутит: "Вот сволочь - хочет, чтобы мы дали ему денег на обустройство его улицы, а у нас самих весь двор в ямах!" Или все-таки улица для горожан будет важнее башни?
Впрочем, даже если никакой поддержки и содействия не будет, у меня всегда остается вариант "взять лопату и начать фигачить" :-) Этот пост, как я надеюсь, лишь начало долгого пути по облагораживанию улицы вокруг башни, а через три года запись будет выглядеть такой же наивной, как мои первые посты про башню. В идеале я вообще вижу эту улицу в основном пешеходной (проезд только для жителей расположенных на ней домов), с какой-то арт-площадкой рядом с башней и другими точками притяжения для горожан. Но это слишком смелые мечты, конечно.
Click to view
Если вашего терпения хватило на то, чтобы дочитать этот огромный скучный пост до конца, я попрошу еще обязательно проголосовать в опросе и оставить комментарий по поводу того, что я написал. Считаете ли вы правильными мои намерения? Будет ли кто-то мне помогать, на ваш взгляд? А может быть, вы профессионал в одной из тех областей, которые я описал?
Poll