Часть 1 - Мурманск-Гремиха. В летний период на Святой Нос из Гремихи посуху попасть невозможно: между ними пролегает река Йоканьга, которая в низовье имеет ширину 150-200 м, а брод если и существует, то в десятках километров выше по течению.
Так что нужно или иметь плавсредство для переправы (что в случае сольного похода несколько затруднительно), или искать обладателей моторок и катеров, чтобы они переправили через Йоканьгу или обошли ее по морю.
В моем случае вопрос с заброской решился неожиданно сам собой и уже через пару часов после прибытия в Гремиху я уже был на моторке, шедшей в сторону полуострова. Что характерно, моторка предназначалась для внутренних водоемов, а не для открытого моря, что добавило интересности мероприятию :)
На всю эту прогулку до оконечности Святого Носа, включая возврат назад пешком в случае шторма и невозможности выброски морем, у меня было ровно 4 суток. В случае опоздания «Еланская» ушла бы в Мурманск, и я остался бы куковать еще четыре дня в Гремихе, вдобавок опоздав еще и на самолет :)
1. Так выглядит Святой Нос с моторной лодки.
2. Место высадки в устье р. Бухтовка.
3. Был отлив, и все камни были покрыты такими вот корнишонами вперемешку с маслинами. Хрустят они под ногами, как настоящие, и кроме того, жутко скользкие.
4 (кликабельно).
5 (кликабельно). Вид со Св. Носа в сторону материка. Высота - примерно 100 м над уровнем моря, но видно оттуда было на десяток километров минимум. Очень сильно пожалел, что не было с собой никакой оптики.
6 (кликабельно). Завернул чуть вглубь полуострова (на треке это видно). Идти в этой части Носа очень приятно - ковер из мха сухой и очень мягкий, время от времени встречаются такие вот озерца с чистой прозрачной водой. Полное отстутсвие следов присутствия человека, не считая едва заметной колеи дороги, и полная, просто абсолютная тишина.
7 (кликабельно). Довольно быстро ландшафт сменяется на такой, и остается таким до самой оконечности полуострова.
Выдающийся вдали в море мыс зовется Наталий Наволок, он расположен примерно посередине Святого Носа и является хорошим ориентиром.
8. Первый раз, когда я наткнулся на следы человеческого присутствия - брошенный вездеход и полевая кухня рядом.
9.
10. Северный олешек. Мелкий еще, мать видимо застрелили, ходит теперь неприкаянный.
Он вначале меня неслабо напугал: сослепу увидев такое бодро передвигающееся коричневое пятно вдали, я сразу вспомнил про крупного медведя, которого по словам мужиков, меня везших, видели здесь пару недель назад.
Успокоился, рассмотрев «медведя» в видоискателе фотоаппарата :) Постояли мы с ним, с минуту посмотрели друг на друга и разошлись каждый по своим делам.
11. На горизонте появился маяк и домик с трубой (на фото не видно), который я вначале принял за метеостанцию.
12. Домик, который я принял за метеостанцию, оказался военным постом, на котором служат с десяток матросов. Когда-то здесь была полноценная военная часть, и местность вокруг поста в радиусе нескольких километров равномерно засыпана ржавой военной и строительной техникой и мусором. Воистину - там где побывали военные, жизни больше нет.
13. Вездеход
МТЛБ с андреевским флагом и эмблемой в виде белого медведя. Насколько я понял, из всего обилия ржавой техники вокруг на ходу только один древний ЗИЛок.
Парни приглашали переночевать у них, но я отказался. Рассказывали, что до меня пару недель назад приходили два «рюкзака», шедшие пешком из Дальних Зеленцов (200 км по побережью в сторону Мурманска). Если не наврали, респект товарищам.
14. Святоносский маяк.
Выбираясь уже в сумерках из постапокалиптического ландшафта военной части, в котором очень не хотелось ночевать, я шел на его свет, надеясь хотя бы там найти нормальное место для ночлега. В итоге к маяку я вышел уже совсем затемно, еле двигая ноги от усталости, промокнув насквозь в окружающих болотах. К тому же погода начала портиться, задул противный холодный ветер с моря.
Тут выяснилась другая проблема - привыкнув к обилию источников воды вокруг, я незаметно для себя выпил все 2 литра воды в гидраторе. Выходило что даже чай, надеждой на который я жил последние пару часов, не из чего приготовить. Пришлось искать воду вокруг с фонариком. Вначале попадались только одни колеи от вездеходов, наполненные мутной жижей, потом таки нашлась небольшая природная лужа в метр диаметром. Зачерпнул, посветил фонариком - по цвету точно как крепкий чай, даже заваривать не надо :) Ничего, прокипятил хорошенько, поужинал. Забегая вперед, мои опасения насчет цвета воды оказались напрасны: в этой части полуострова другой нет, там такую пьют годами.
Только переоделся в сухое, поставил палатку как пошел дождь. В который раз порадовался, какая замечательная вещь горелка - хочешь суп вари, а хочешь палатку протапливай. Засыпая уже в полубредовом состоянии, слышал какие-то крики и даже показалось что луч фонаря по палатке скользнул - как потом оказалось парни с поста позвонили на метеостанцию, и узнав что я до нее не дошел, отправились меня искать. А не найдя, пошли на метеостанцию и пили там до трех утра, совсем про меня позабыв :)
15. Метеостанция.
На следующее утро я быстро собрался и рванул в сторону метеостанции. Погода испортилась, небо затянуло тучами, дул холодный ветер. Часа за полтора дошел до метеостанции, и попросился там просушиться (к этому моменту большая часть вещей, включая палатку и спальник, были сырыми).
На станции обитает пять человек и маленький ребенок: супружеская пара Саша и Галя, из Алтайского края, «долгожители» станции - живут там уже пять лет, Юля из Новосибирска с маленьким Степой и еще одна девушка, а также начальник станции, которых я увидеть толком не смог, поскольку они были в отъезде на «большую землю».
Станция состоит из нескольких «квартир», каждая с отдельной кухней, дровяной печкой, газовой плитой и электричеством. Продукты забрасываются на станцию раз в год катером.
Ребята разрешили не только просушиться (для чего специально растопили печку), но и остаться у них. Оставшееся время на Святом Носу я провел в совершенно цивилизованных условиях, валяясь вечерами на кровати и читая утянутые с полок книжки, а днем совершая радиальные вылазки по окрестностям.
16. Служебная комната, называющаяся «Метео». Тут ведутся и хранятся журналы по наблюдениям, а также передаются сводки. Штуковина с красными цифрами называется анеморумбометр и в реальном времени показывает скорость (7 м/с) и направление ветра (4 градуса).
17. Небольшая предыстория: в самом начале, только поднявшись от Бухтовки на Св. Нос я видел вертолет, летевший в сторону материка, но особого значения этому не придал. А когда пришел на станцию, Саша говорит: тебе бы, мол, пораньше придти, тогда бы тебя на вертушке прямо до Мурманска подбросили.
Оказалось вертушка прилетала к ним обслуживать... таксофон. Его установили совсем недавно по какой-то очередной безумной государственной программе, угрохав только на установку 8 млн. рублей. Таксофон этот обеспечен выделенными автономными источниками питания в виде солнечной батареи и ветряка и принимает карточки Россвязи, которые, скорее всего, можно купить только в Мурманске :)
Соберетесь туда, обязательно покупайте карточку. Связь на станции есть и так - спутниковый телефон, радиостанция, появившийся пару лет назад «Мегафон», но возможность почуствовать абсурдность этого мира, поговорив по таксофону на краю мира - бесценна :)
18. Крест, установленный гремиханцами в 1996 г. Наверху надпись: «Поморам, прославившим землю Русскую, в год 300-летия Российского флота».
19. Самая крайняя точка полуострова. Собственно ради возможности побездельничать, посмотреть восходы и закаты, полазить по скалам, я и ехал сюда.
Справа видно подводные камни - продолжение Святого Носа. Помимо этого, из-за столкновения двух мощных течений, Беломорского и Мурманского ответвления Гольфстрима, здесь случается ещё одна неприятная для мореплавателей вещь - Святоносский сулой (бурлящее волнение и водовороты). Поморы в древности обходили сулой, перетаскивая судна волоком в самом узком и низком месте полуострова. Волок этот, кстати, видно до сих пор.
20 (кликабельно). Заброшенный маячный городок.
21. Внутри Святоносского маяка. С трудом верится, что этому сооружению уже 146 лет.
6 ноября 1862 г. (19 ноября по новому стилю) Гидрографический департамент Морского министерства «делает известие по Морскому ведомству»(аналог нынешних Извещений мореплавателям): «Что в Белом море окончены ныне постройкою два маяка, из коих один при входе из северного Океана, на верхнем или южном холме северной части мыса, называемого Святой Нос, в расстоянии около 300 саженей к N/W от башни и в 2 1/2 верстах от оконечности мыса на SO 29 1/2° в широте 68° 08 51 N и долготе 39°48 54 О от Гринвича, а другой .... Оба эти маяка деревянные, осьмиугольные, обшитые досками и окрашены светло-желтою краскою, а металлические крыши их серою краскою. На маяках установлены металлические фонари, снабжённые осветительным аппаратом катоптрической отражательной системы, На Святоносском маяке аппарат состоит из 18 аргантовых ламп, при таком же числе рефлекторов... Высота огней маяков: Святоносского от основания 58, а над уровнем моря 298 английских футов.»
Источник:
http://www.gremicha.narod.ru В 2002 г. маяк был переведен в автоматический режим, а до этого его последний смотритель, Михаил Иванович Горбунов, проработал на нем 36(!) лет.
22. Внутри фонарного сооружения маяка.
Мир маяков (кстати, рекомендую посмотреть ссылку хотя бы ради фото маяка с воздуха) утверждает, что аппарат работает на светодиодах, но насколько я понял, это не светодиод, а совсем небольшая (чуть больше ногтя) галогеновая(?) лампа.
23. Вид с маяка на окрестности.
24 (кликабельно). Вид в сторону оконечности полуострова.
Интересен тем, что на нем видно как различаются по цвету Баренцево и Белое моря.
А на увеличенной картинке можно видеть и границу между ними, как будто проведенную по линейке.
25. А этого косого я два раза подряд спугивал, и он стрелой вылетал откуда-то метрах в десяти.
26. Геодезический знак на побережье Белого моря.
27. Типичное побережье Белого моря. Побережье Баренцева скалистое, с обрывистыми берегами до 100 м высотой, а на Белом наоборот - низкое, со ступенчатыми образованиями. Убиться насмерть куда легче на Баренцевом :)
28. На третий день должен был придти катер, который забрасывал отсутствовавших обитателей метеостанции, и я решил вернуться в Гремиху с ним, поскольку погода на море опять начинала портиться, а это означало что тогда мне на следующий день пришлось бы топать пешком 25 км до Йоканьги (надо сказать, цивилизованная жизнь на станции быстро развращает).
Часть 3 - За кадром.