В конце апреля мы с группой боевых друганов знатно поплавали по центральной Франции. Выпили какое-то невообразимое количество вина, страшно обгорели и замёрзли, прошли семь десятков шлюзов и познали Бревно. Это - пост-рассказ о том, как оно было и что сделать, чтобы у вас было так же.
Необходимая предыстория
Каналы, шлюзы и маленькие речки с домиками я люблю с тех пор, как второй раз побывал во Франции. У них есть какая-то особенная атмосфера параллельных транспортных артерий, связывающих города не по дорогам, а своим уникальным способом. Ну и выглядят они круто, чего уж тут.
Минувшим летом дорогой друг Сенсей рассказал мне, что платоническую любовь в данном случае можно легко и без проблем превратить в реальную - просто арендовать кораблик и плавать по каналам до изнеможения, поедая сыры и попивая вино. Я нагуглил несколько отчётов о том, как это делается, прочитал и понял: надо.
Примерно в то же время к тому же выводу пришли и дорогие друзья, с которыми мы в прошлом году
отвязно колесили по Арденнам. В результате, после продолжительного обсуждения в чатике, сформировался план: найти такой маршрут, чтобы не слишком дорого, где-то на недельку, недалеко от Парижа, прямой (т.е. не "туда-обратно") и чтоб интересно было.
Поиском маршрута в итоге занимался я, а переговорами с компанией - Муравлянский. Из двух основных прокатчиков лодок (
Locaboat и
Le boat) выбрали первого - судя по отчётам других туристов, там сайт попроще и цены пониже. Выбрали тур (в апреле дешевле, чем в мае, а летом вообще абзац), проплатили (если до Нового года, то скидка), купили билеты и понеслась.
Основные действующие лица
Дионис, он же Муравлянский. Капитан, ролевик и древнегреческий бог.
Нарц, чёткая и дерзкая девушка из Питера.
Антон, заслуженный участник ночной поездки за догоном.
Итиэль, внезапная и загадочная девушка из Питера.
Глюк по прозвищу "Постоянно Исчезающий Вдали".
Ну и конечно же я, скромный Рыцарь Шаурмы Семи Городов.
На этой фотке есть мы, кроме меня и Диониса. Но меня, думаю, все знают, а Дионис выглядит примерно
вот так ;)
О том, как это вообще происходит
Вы приходите на базу,ж оформляете документы, получаете кораблик. Специально обученный француз рассказывает вам, как им управлять, где руль, газ и почему нет тормоза. кратко учит вас швартоваться и проходить шлюзы, даёт несколько других ценных советов и исчезает.
Вы старательно всё запоминаете, закидываете вещи, отправляете экспедицию в ближайший магазин - и, собственно, плывёте.
Управлять этим волшебным агрегатом достаточно легко, тем более что разгоняться можно только до 10 километров в час (в каналах - до восьми). Главное - помнить о том, что вместо тормоза здесь задний ход, а поворачивает кораблик медленно. Стоит учитывать инерцию и начинать крутить руль в обратную сторону ещё до того, как окончательно повернули.
Лайфхак: если вы играли в Kerbal Space Program и пытались там развернуть очень тяжёлый корабль с помощью очень маленького модуля управления - то быстро поймёте, что и как нужно делать)
Управление простое, но важные навыки приходят не сразу. Нужно порулить, ощутить инерцию, почувствовать габариты корабля. От ошибок на первых парах не застрахованы даже лучшие из нас (как Дионис, который с криком "Кавабанга!" врезал кораблик в стену первого же шлюза. Ладно, ладно, про крик я придумал. Но круто же). Сильно бояться не стоит: владельцы Локабота примерно понимают, на что способны туристы, так что у кораблей достаточный запас прочности и автоматическая помпа для откачки воды из трюма)
Процесс плавания состоит из трёх больших элементов - само плавание, шлюзы и городочки. О каждом я расскажу подробнее.
Галина Бланка буль-буль
Первое время мы плыли по Йонне. Река в этом месте сильно зарегулирована, чтобы обеспечить нормальную глубину даже в самые засушливые годы, плотины со шлюзами стоят буквально через каждый километр-два.
Вокруг красота, природа, города и замки на холмах. Деревья какие-то по особенному зелёные, в Омске я такого не видел. Пыль их, что ли, съедает.
Первое время казалось, что я до самого конца так и буду сидеть на носу, пить вино и смотреть на эту красоту, от которой глаз не оторвать. Однако потом стало понятно, что ДА, чёрт, именно это и нужно делать! Не обязательно на носу, там много удобных мест, товарищи девушки вот предпочитали загорать на палубе, а я в конце открыл для себя корму - там приятно стоять и смотреть на то, как текущее становится минувшим. Философично так.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 1: Пить на воде опасно, споткнулся - упал - утонул. Или корабль резко дёрнулся. Или не рассчитал чего. Ну то есть меня это всё не особо останавливало, на самом деле, а вот Глюк поступал правильно и если выпьет, надевал спасжилет. Фу быть мной. Будьте как Глюк.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 2: Если там будет солнечно, то вы сгорите к херам. Мы вот сгорели настолько, что когда пришли покупать потом средство от загара, продавщица сделала круглые глаза и решительно вручила нам самое мощное. И ещё средство от ожогов вдобавок. Предохраняйтесь.
Какую-то часть времени вам обязательно стоит лично порулить корабликом. Это круто и очень интересно, необычный такой опыт. В конце ощущаешь себя настоящим асом, мастерски проходя повороты и без единого столкновения заходя в шлюзы.
Мы рулили по очереди, вахтами по 2-4 часа. С одной стороны, не успеваешь устать - с другой, можно сполна насладиться. И да, пока ты у руля, есть возможность невозбранно гонять остальных в холодильник за соком)
Чёткий, узкий, как шлюз французский
Шлюзы - одно из самых сильных впечатлений поездки. Всего мы прошли семь десятков, самых разных - от полуметровых до тех, что высотой в два моих роста. Принцип их прохождения прост: отважно вплываешь, вовремя тормозишь и набрасываешь канаты на тумбы. Последнее нужно для того, чтобы держать корабль у стенки, когда шлюзовщик откроет заслонки и уровень воды начнёт падать или подниматься.
А напор там хороший.
Первое время нам попадались в основном модные современные шлюзы, с кнопочками и электронным управлением. Я несколько раз порывался выйти и помочь, потому что во всех отчётах написано, что помогать круто и интересно. Но товарищи возражали: "Компетентный француз во время инструктажа сказал не выходить! Опасносте!".
Момент истины наступил после того, как мы вошли в канал Ниверне. Очень милый и старый канал, по которому раньше сплавляли в Париж лес. Во второй половине прошлого века надобность в этом отпала и вот такое чувство, что механизмы шлюзов с тех пор не меняли.
Потому что они РУЧНЫЕ. Работник крутит ручку - створка закрывается. А поскольку створок две, то затем ему приходится обходить шлюз по другой (закрытой) стороне и вручную же закрывать вторую половину. Без помощи он может и двадцать минут так провозиться.
Первое время мы всё-таки не решались выходить, однако затем своё веское слово сказал Судьба. Один из шлюзов был закрыт и признаков жизни на нём просто не было. Пришлось припарковаться, сесть на велосипеды и поехать решать вопрос.
Ларчик открывался просто: на двери шлюзового домика висела записка, мол, простите, в это время года я один работаю на несколльких шлюзах. Если вы вдруг тут, а меня вдруг нет - просто позвоните. Мы позвонили, конечно (слава маме и Мишелю, через которых я купил французскую симку!), но чувак всё не ехал и не ехал.
"Давай сами откроем!" - предложил Муравлянский.
"Погодь!" - ответил я и быстро погуглил "наказание за самовольное открытие шлюза Франция 2017". Ничего внятного по такому запросу не нашлось, так что мы пошли крутить крутилки. Где-то в середине процесса, правда, мужик всё-таки приехал)
И знаете, открывать и закрывать шлюзы оказалось дики интересно. Ощущаешь причастность к чему-то великому и древнему. Механизм устроен так, что большой силы прилагать не нужно, при мне шлюз однажды открыли две шестилетние девочки)
Вообще про шлюзы отдельный пост напишу, интересная тема.
Пустые города
Отдельная тема - посещение окрестных населённых пунктов. Мы взяли в аредну три велосипеда, и это число оказалось оптимальным - почти всегда желающих проехаться было двое или трое. Лишь однажды пришлось посадить девушек на багажники)
Красивые древние городки и деревеньки расположены как на канале, так и рядом с ним. Их обязательно стоит посетить - там узкие улочки, старые церкви, булочные по утрам, всё вот это вот. И - пустота.
Почти половина домов стоит без хозяев, с табличками "сдаётся" или "на продажу". Это неудивительно: после прекращзение сплава леса регион живёт в основном пенсионерами и туризмом, а в апреле был явный несезон. Очень мало людей на улицах, закрытые заведения.
В Пикардии тоже достаточно проблем с безработицей, но там я такого не видел. Возможно, на самом деле проблемы начались ещё раньше, когда в конце 19-го века население французских деревень массово рвануло во французские города работать на фабриках. Подозреваю, что некоторые из увиденных нами пустых домов стоят пустыми ещё с тех времён; просто по более северным регионам прошлись две мировые войны,значительная часть жилого фонда пострадала от бомбёжек и потому брошенных домов не так много. А здесь - как в музее.
Запустение царит в основном в деревеньках, более крупные города вполне норм. Вообще, со временем эта местнсть станет настоящим раем для фрилансеров-мизантропов: работаешь по интернету, вокруг леса, красоты и НИКОГО.
Бытовые мелочи
Внутри кораблики продуманы достаточно хорошо. Мы разместились вольготно и почти не толкались в проходах, а кровати - и это я говорю! - очень длинные и широкие. Даже душ есть, правда, совмещённый с туалетом. Зато целых три раковины - в отдельной каюте, туалете и на кухне. Я там даже помыться смог, всего один раз - но впечатлений хватило, и дальше мылся только на стоянках)
Для воды есть бак, которого при экономном расходовании хватает на два дня. Электросеть питается от двигателя, но самые важные элементы - Отопление и Розетка - работают только от внешнего источника. То есть от тумб с розетками на оборудованных стоянках. За сами стоянки, кстати, нужно платить. Что-то около 10 евро за ночь, зато и вода, и электричество без счётчика. Бери, сколько хочешь.
На корме есть полноценная кухня с плитой, на которой героический Антон готовил нам всякое разное типа мяса в вине. Единственная проблема - о продуктах нужно думать заранее, потому что большая часть пути пролегает посреди ёбаного НИГДЕ и магазинов там нет, а вечером - когда приходите в финальную точку - уже поздно и всё закрыто. Так что закупались утром, благо булочные открываются в 6.30)
Языковой барьер
ДА, население французской провинции на самом деле не понимает по-английски. Но НЕТ, нам это нисколько не мешало - работники шлюзов это особая каста, им часто приходится взаимодействовать с туристами. Они на языке островитян говорят, а если и нет - то прекрасно понимают основные термины. В крайнем случае можно показывать жестами.
С языковым барьером связано одно из самых сильных моих впечатлений. Во второй день нашего плавания шлюзы закрывались раньше обычного, потому что выборы. А нам край как нужно было доплыть до Осера, ночевать посреди нигде совсем не хотелось, а вышли мы поздно и ещё в процессе потеряли час, словив бревно. Про бревно я тоже сделаю отдельный пост, в стихах и с драматизмом) И, короче, время закрытия шлюзов неминуемо приближается.
И вот Муравлянский капитанским голосом говорит: Лухрасп и Итиэль, вы всё равно уже на велосипедах. Езжайте вперёд и любым способом задержите шлюзовщика и убедите его нас пропустить. Вопрос жизни и смерти. Холода и мрака в ночи. Свежего багета утром.
"Ты, Ити, наверняка бог в иностранных языках?" - с затаённой надеждой спрашиваю я.
"Нет, - отвечает она - потому говорить будешь ты".
И вот мы мчим вдоль канала, и я представляю как в лучших традициях триллеров меняются сцены.
Мы мчим.
Шлюзовщик задумчиво смотрит на часы.
Мы мчим.
Шлюзовщик зевает и медленно начинает идти в домик.
Мы мчим.
Шлюзовщик заходит, берёт в руку багет и заносит нож.
Мы мчим.
Шлюзовщик открывает холодильник, достаёт масло и медленно начинает мазать его на хлеб.
Мы мчим.
Он подносит бутерброд ко рту, делает роковой укус и говорит: "Всё. Харе работать".
На самом деле мы успели вовремя, а шлюзовщик, услышав наше "Рюс" сказал: "О, так я хорошо говорю по-русски!". Такой вот Бог из машины. Мужик оказался замечательным и не только пропустил нас, но и позвонил другу на следующий шлюз, чтобы тот тоже подготовился. Пока ждали кораблик, поговорили с ними немного о работе. Оказалось, что оба раньше работали строителями, там познакомились с русскими, и один из них даже планирует в августе поехать в Москву. Долго расспрашивал нас, холодно ли в России в это время года)
В дальнейшем было ещё много интересных приключений, но о них в другой раз. И так длинновато вышло.
Если что, то всякие красивые фотографии есть в
альбоме.
Некоторые финансовые аспекты
Аренда кораблика: 1500 евро.
Дополнительные услуги (3 велосипеда, вайфай, страховка, топливо - мы взяли одним пакетом): 494 евро.
Железнодорожный билет Париж - Жуаньи: 25 евро.
Обратная дорога: маршрутка до вокзала 10 евро и поезд 35 евро.
В целом истрачено на еду и алкоголь: 594 евро
Оплата ночных стоянок: 51 евро.
Итого примерно по 500 евро с человека. Плюс авиабилеты.
Для того, чтобы взять и вот так вот поплавать, нужно:
1) До Нового года определиться с маршрутом и кинуть заявку через сайт.
2) Оплатить аванс (30 процентов).
3) За месяц до отплытия оплатить основную часть.
4) Долететь до Парижа, оттуда по железной дороге. Билеты можно купить на месте, ориентироваться по времени отправления помогает сайт французских железных дорог -
http://www.sncf.com/ АПДЕЙТ:
Продолжение номер 1. История про БРЕВНО. (...)