"Был на Малаховом кургане..."

Mar 21, 2021 21:29







В июле 1860 года, через пять лет после событий Крымской войны, драматург Александр Николаевич Островский посетил Севастополь. В письме к другу, артисту Малого театра, он писал: "Был в несчастном Севастополе. Без слез этот город видеть нельзя, в нем положительно не осталось камня на камне. Когда вы подъезжаете с моря, вам представляется большой каменный город в превосходной местности, подъезжаете ближе - и видите труп без всякой жизни. Я осматривал бастионы, траншеи, был на Малаховом кургане, видел все поле битвы; моряк, капитан нашего парохода, ходил со мной и передавал мне все подробности, так что видел перед собой всю эту бойню. Посылаю цветок, который я сорвал на Малаховом кургане, он вырос на развалинах башни и вспитан русской кровью..."



В 1866 году был в Севастополе писатель Евгений Марков. В его знаменитой книге "Очерки Крыма" есть глава, посвященная Малахову кургану: "Не знаю, откуда лучше любоваться Севастополем. Я въезжал в него на пароходе в прекрасный полдень, когда море было спокойно, как тихий деревенский пруд, и вырезывалось своею густою синевою в рамки меловых обрывов... Я смотрел на него с высоты балкона в минуту солнечного восхода, когда бухта только начинала золотиться первым лучом и первые шлюпки скользили от Северной и Корабельной к городу, через освещенный залив; тогда был апрель в начале, и миндаль, и персик так пахли в прохладе раннего утра!.. Видел я его, наконец, с башни Малахова Кургана, обглоданной ядрами, почти a vol d'oiseau, весь у своих ног; гремела наверху гроза, и молния обливала своим фосфорным заревом безмолвные редуты, напоенные русской кровью... Со стороны и изнутри, - он отовсюду одинаково хорош, наш доблестный город-подвижник. И странно, он хорош даже мертвый."



"Я объехал и осмотрел всю нашу линию... А где же Малахов? Неужели это Малахов, вот тот глинистый пригорок? А ведь англичане переезжают моря, чтобы только взглянуть на него. Просто не верится. Из чего же столько славы, столько горя? Почему же стоил он так много жизней и так долго продавал свою собственную жизнь?..

Малахов значительно выше города и потому был ключом к нему. Взять Малахов - значило буквально взять Севастополь."



"...Кто забудет эту неустанную ночную резню, эти отчаянные вылазки, освещенные дождем бомб и ракет, эти брустверы из трупов, за которыми умирала горсть храбрых?..

...Каждый из нас, живших  и думавших в ту роковую эпоху, сохранил в своем сердце неизгладимый отпечаток событий, гремевших тогда здесь, в далеком уголке отечества."



Погибшие во время последнего штурма Малахова кургана были похоронены вместе во рву бастиона, и на деревянном кресте неизвестный поэт написал стихи на французском языке:

Unis pour victoire,

Reunis par la mort.

Du soldat - c'est la gloire,

Des braves c'est le sort.

У Евгения Веникеева в "Севастопольских маршрутах" по-русски эти строки звучат так:

Их воодушевила победа,

Их соединила смерть,

Такова слава солдата,

Таков удел храбреца.

В 1872 году деревянный крест был заменен мраморным обелиском с надписью "Памяти воинов русских и французских, павших на Малаховом кургане при защите и нападении. 27 августа 1855 г.".







На Малаховом кургане в октябре 1854 года был смертельно ранен вице-адмирал В. А. Корнилов. С этого времени курган стал называться Корниловским бастионом. На бастионе в июне 1855 года смертельное ранение получил адмирал П.С. Нахимов.

Несколько раз посещал осажденный Севастополь художник И.К. Айвазовский, делал зарисовки, писал акварели. В 1854 году им было написано грандиозное полотно "Осада (бомбардирование) Севастополя". В конце мая 1854 года Айвазовский открыл выставку своих произведений в Севастополе, охваченном войной. По свидетельствам очевидцев, залы выставки с утра до вечера были заполнены солдатами, матросами, горожанами. Долгое время художник отказывался покинуть город, и только после официального приказа Корнилова и долгих уговоров Айвазовский уехал в Харьков.



С падением Малахова кургана, ключевой позиции обороны, в августе 1855 года защитниками была оставлена Южная часть Севастополя и закончилась его 349-дневная оборона.

Какой же цветок вложил в письмо из Севастополя драматург А.Н. Островский спустя пять лет после гибели легендарного бастиона? Что могла родить убитая бесконечными бомбардировками земля кургана, какое семечко проросло на развалинах башни? Нежные цветки тонколистного льна, или тимьян, "богородская травка", научное название которого происходит от греческого слова, означающего дух, силу, отвагу?





В июле, когда был сорван цветок, "вспитанный русской кровью", на иссушенной зноем каменистой земле Малахова кургана цветут и славят жизнь вьюнки и бессмертные сухоцветы.





В 1893 году, спустя почти 40 лет после окончания Крымской войны, И.К. Айвазовский пишет картину "Малахов курган", на которой изображает двух уже немолодых участников той войны, склонившихся у мемориального креста. На обратной стороне холста рукой Айвазовского написано: "Это место, где был ранен В. А. Корнилов. Айвазовский. 1893 год".



В 1895 году на вершине кургана, рядом с мемориальным обозначением места гибели, был открыт памятник В.А. Корнилову.



К 50-летию обороны, в 1902-1905 г.г. на вершине и склонах кургана был устроен парк, а главный вход у подножия украсили ворота-пропилеи.





Анастасия Цветаева, "Воспоминания", глава "Путь в Россию": "...Папа ведет нас на Приморский бульвар. Как пахнет морем! Запах родной, и морская звезда, и водоросли, точно куча сетей. Но цвет моря совсем другой: не зеленое, как Средиземное, а темно-синее. Графская пристань. Белый мрамор колонн, на солнце сверкающая пена волн, медленных и ленивых, искры, от которых щуришь глаза.

...Отъезд в Ялту близился. Но уехать из Севастополя, не увидев "Севастопольскую панораму"? Мама, перемогаясь, поехала с нами. Уже мы знали о героях обороны, об адмиралах Нахимове, Корнилове, о Малаховом кургане! Маруся знала наизусть знаменитые строки Ростопчиной, и я повторяла их вслед за нею:

Двенадцать раз луна всходила

И заходила в небесах,

А все осада продолжалась,

И поле смерти расширялось

В залитых кровию стенах…

И вот мы далеко, высоко над городом. Затмевая туман моря, отделяет нас от него круглая, как маленький горизонт, картина Севастопольской обороны. Медленно поворачиваемся мы, охватывая глазами нескончаемое полотно, впивая лица всех борющихся, падающих и павших, которые, презрев смерть, все еще живут здесь - чтоб помнили их потомки."



"Отстаивайте же Севастополь!" - слова смертельно раненного вице-адмирала Корнилова начертаны на постаменте памятника, у подножия которого, с началом Великой Отечественной войны, потомки "борющихся, падающих и павших" восприняли завет героя Крымской войны и сражались с осени 1941 года до последних дней июля 1942 года.



В ночь на 30 июля 1942 года, когда кончились патроны, гранаты и отбиваться стало нечем, несколько десятков защитников вынуждены были покинуть Малахов курган.

Во время оккупации памятник Корнилову был разрушен: цоколь взорван, бронзовая часть вывезена гитлеровцами.



Севастополь был освобожден к исходу дня 9 мая 1944 года. Герою Советского Союза, летчице Наталье Кравцовой (Меклин) довелось видеть салют в честь освобождения Севастополя в ночь на 10 мая 1944 года. "Весь город, как огромная клумба, вдруг расцвел огнями, красными, белыми, желтыми. И над этим разноцветным ковром - сотни огненных трасс, устремленных в небо. Стреляли из всех видов оружия, стреляло все, что могло стрелять" (в кн. "Нас называли ночными ведьмами").



Возможно, огни салюта были теми немногими цветами, что расцветали на руинах освобожденного города. Евгений Халдей, выдающийся фотограф, военный фотокорреспондент, участник освобождения Севастополя, запечатлел то, что осталось от некогда прекрасного южного города





Джеймс Олдридж, английский писатель, военный корреспондент английских, американских, австралийских газет, посетивший Севастополь 20 мая 1944 года, записал в дневнике, что не видел города до такой степени мертвого.



На Малаховом кургане парк был уничтожен, памятники первой обороны почти полностью разрушены.



Фото А.В. Баженова, 1949 -1950 г.г. (vk/com/retrosevastopol)



Сразу после освобождения Севастополя в 1944 г. на вершине Малахова кургана был поставлен скромный памятник: скала, с которой взмывает в небо истребитель. Это памятник летчикам 8-й воздушной армии, принимавшим участие в освобождении города.



Фото В. Хухлаева. 1955

К концу 1950-х гг. были восстановлены разрушенные памятники первой обороны, мемориальный комплекс кургана дополнили памятниками, посвященными Великой Отечественной войне. "... Сквозь каменный портик к вершине кургана поднимается пологими маршами парадная лестница, осененная плакучими ивами." (Е. Веникеев)





1979 г.

С 1956 по 1960 год на Малаховом кургане было высажено около трёх тысяч лиственных и хвойных деревьев, две тысячи кустарников и около шести тысяч кустов роз. В парке Малахового кургана появилась Аллея Дружбы. В свое время здесь посадили деревья руководители Советского Союза, посещавшие город, зарубежные лидеры коммунистического движения, герои Великой Отечественной войны, первый космонавт Ю. А. Гагарин, лётчики-космонавты Г. С. Титов, А. Г. Николаев, П. Р. Попович, В. М. Жолобов.

В 1990-х годах эта традиция, а также таблички с именами тех, кем и в честь чего было высажено то или иное дерево, утрачены. А в 2001 году мэр Москвы Ю. М. Лужков посадил на Малаховом кургане крымскую липу.



Старое, узловатое дерево, обнесенное металлической оградой, на центральной аллее Малахова кургана - тоже своеобразный памятник. Этот миндаль - одно из немногих деревьев, уцелевших на кургане в годы Великой Отечественной войны.





Бетон, размолотый

Огнем и холодом.

Траву и ту скосило ураганом...

Один миндаль, осколками исколотый,

Остался над Малаховым курганом.

Один-единственный

Стоял и выстоял,

Хоть раны и сочились и болели...

Е.А. Долматовский. Миндаль на Малаховом кургане





Теперь у восстановленного в 1983 г. к 200-летию Севастополя памятника вице-адмиралу Корнилову цветут розы.











У старинных пушек времен первой обороны в мае расцветают маки





На южном склоне кургана среди кипарисов сладко пахнет в начале лета золотистый дрок





Совсем недавно, в середине нынешнего марта, случился на Малаховом кургане снегопад. Снег продержался несколько часов, дорожки парка опустели







Небольшой электромобиль, присыпанный мартовским снежком, ждет своего часа. От главных ворот у подножия повезет он по окружным дорожкам на вершину, к центральной площади, гостей знаменитого кургана. И потом каждый из них сможет сказать: "Был на Малаховом кургане".







***

Фото Севастополя до 1917 года взяты здесь; фото после 1941 года здесь и здесь.

Малахов курган, Севастополь

Previous post Next post
Up