Обычно мы их не замечаем, хотя каждый день проходим мимо них или даже по ним. Тяжелые чугунные крышки люков, знаменующие собой входы в различные сегменты подземного городского хозяйства настолько давно и привычно вошли в нашу жизнь, что взгляд на них, как правило, не задерживается. Хотя люки - это такие же малые архитектурные формы, как скамейки, фонари, скульптуры во дворах и т.п. Это тоже украшение наших дворов и улиц. По ним можно изучать историю страны, историю Москвы, историю Восточного округа, даже географию чугунолитейной промышленности. Ведь какая у нас жизнь - такие у нас и люки. Крышки люков отличаются по форме, орнаменту и по утилитарному назначению. Большинство их подчиняется стандартам. Часто на них можно увидеть номер ГОСТа, по которому создавался люк и почти всегда - сокращение, рассказывающее о назначении конкретного люка. Так, люки, отмеченные буквами «К» и "ГК", означают канализацию, буквой «В» -- водопровод, «Г» -- это пожарные гидранты,решетчатые люки с буквой «Д» -- дождеприемники, а телефонная сеть прячется за буквами «ГТС». Хотя крышки люков у нас не всегда соответствуют тому, что под ними. Любят у нас время от времени положить не то, что надо, а то, что есть или то, что под руку попало.
Основных архетипов рисунков люковых крышек по сути дела три: решетка, концентрический и радиальный. Но много отклонений от них и совмещений разных типов рисунков. В оформлении крышек люков, кроме официально принятой и утвержденной ГОСТом маркировки, используются различные орнаменты и символы, зачастую довольно произвольные. Здесь можно встретить кресты, звезды, молнии - символ связи, советский знак качества, паутину, цветы, соты, расходящиеся круги и многое другое. Очень распространена солярная символика.
На старых улицах, где канализация появилась раньше автомобильного движения, канализационные люки встречаются на автомобильных дорогах, что, в случае отсутствия крышки, может служить причиной аварии. В Москве только в сентябре 1893 г. началась прокладка канализационных сетей по проекту инженера В.Д. Кастальского, а первая очередь московской канализации вступила в строй только в 1898 г. До городских окраин: Скольников, Преображенского, Семеновского и др., она добралась еще позднее. Там, где системы снабжения проектировались одновременно, на дорогах вообще нет канализационных люков (за исключением небольших закрытых решёткой люков ливневой канализации, располагающихся у обочин). Эти люки не предназначены для спускания вниз людей, поэтому решётки с них снимают очень редко, следовательно, они не приводят к авариям.
Обширный и разветвленный мир подземных коммуникаций архетипически ассоциируется с потусторонним миром, несущим угрозу человеку. Крышка люка - вход в него - пограничный знак между видимым и невидимым, явным и тайным. А по мере урбанизации и нарастания культурного слоя - люки это двери пути в прошлое. Крышка люка с одной стороны соединяет верхний и нижний миры, с другой - разделяет их. Недаром столько интереса вызывают диггеры, исследующие подземное пространство города.
«Люковое хозяйство» Москвы огромно и разнообразно. В столице сохранились как дореволюционные люки, так и люки первых и последних лет советской власти, есть у нас и кустарные люки-переделки 1990-х, подарочные и именные люки 2000-х, многотиражные серые-незаметные и эффектные рекламные люки, созданные в единичных экземплярах. Много интересных люков и на территории Восточного округа.
Мы еще не осознали, что люки это тоже уходящая натура. С 2002 г. организовано производство железобетонных люков смотровых колодцев, популярность которых растет с каждым днем, в связи с постоянным удорожанием металла и повсеместным воровством крышек чугунных люков. Уже появились и пластиковые крышки люков. Все они стали удачной альтернативной заменой чугунным благодаря тому, что они не представляют интереса для сборщиков металлолома и дешевле, при таких же прочностных характеристиках. Кроме того ,вероятность самопроизвольного открытия крышки люка под колесами автомобиля и ее полного раскола у железобетонной крышки значительно ниже, чем у чугунных, что повышает безопасность движения.
В Стромынском переулке рядом со зданиями Российского Государственного социального университета и у Медсанчасти № 2 МосМетростроя (1-я Сокольническая ул., д. 8) сохранились странные на первый взгляд крышки люков, внутреннее пространство которых имеет выемки, разделенные перегородками. На этих люках нет надписей, однако форма позволяет отнести их к дореволюционной, в крайнем случае к раннесоветской эпохе. Этот специфический тип люка пришел в Россию из Германии, где попросту был скопирован, Такие люки предназначались для установки на проезжей части улиц, а чтобы их меньше чувствовали пассажиры экипажей и автомобилей выемки должны были заливать бетоном. У нас же бездумно скопировали форму, но не озадачились использованием бетона, поэтому в России, в отличие от Германии, такая крышка люка априори превращалась в серьезный ухаб.Зато, когда эти выемки заполняет дождевая вода, в ней могут эффектно отражаться соседние здания! Кстати, диаметр крышек, созданных в дореволюционные годы значительно меньше современных, т.е. забраться в люки, которые они прикрывают без труда достаточно сложно.
Среди таких крышек люков у Медсанчасти № 2 одна из них имеет надпись: «Московская городская управа», что исключает сомнения в ее датировке. Именно Московская городская управа занималась созданием московской канализации. Когда стало ясно, что требуется ее расширение, в 1910 г. управа создала комиссию из опытных инженеров, работавших в области канализации г. Москвы. Комиссия выполнила большой объем изыскательских и проектных работ, в результате которых был подготовлен доклад, где указывалось на подходящие земли для новых полей орошения. Так появились Люберецкие поля орошения дополнившие ранее существовавшие Люблинские. До 1990-х годов современная территория одного из районов Восточного округа Некрасовка являлось управление Люберецкой станции аэрации как градообразующее предприятие. Люков с надписью «Московская городская управа» было так много, что они до сих пор не являются такой уж редкостью и встречаются в разных районах Москвы. Краеведы говорят, что такие есть и на улице Матросская тишина.
Во дворе надстроенного в советского время старого дома на 2-й Боевской улице, 6 сохранился аналогичный по типу люк с надписью: «Инжинеръ В. Л. Либерт, Москва». Да, да, именно инжИнер, а не инжЕнер, как это слово пишется сейчас, и как оно писалось до революции. Просто те, кто изготовлял люк, увековечили в чугуне свою неграмотность, а заказчик, видимо, не сразу отследил ее. А поскольку люк был уже сделан, то грех было его не использовать. Любопытно, что в районе Басманных улиц находится подобный люк, на котором слово «инженер» написано правильно.
Либерт Вацлав Людвигович, живший в самом центре Москве в Милютинском переулке в эффектном дом страхового общества «Россия», член общества любителей хорового пения и музыки «Лютня» и благотворительного общества вспомоществования бедным римско-католического вероисповедания, был владельцем технической конторы «Канализация», находившейся недалеко от его квартиры по адресу Мясницкая улица, 20. И в этом качестве он имел отношение к прокладке канализации в Сокольниках. Более известна была фамилия Либих в Москве благодаря изобретению В.Л.Либертом и его братом «подвижных регистраторов», которые должны были заменить собой папки для бумаг. С 1910 г. в средствах массовой информации помещалась реклама "Подвижные регистраторы системы "Либерт" для самой точной регистрации всякого рода бумаг, корреспонденции, счетов, накладных справок и проч., дающие возможность весьма скорого, почти моментального, наведения справок. Патентное свидетельство № 36745. С заказами следует обращаться к изобретателям: К.Л.Либерту - Варшава, Пенкная ул., 46, и В.Л.Либерту - Москва, Мясницкая, 20". Люки с фамилией В.Л.Либерта уникальные, во всяком случае, других таких такого на территории Москвы пока обнаружить не удалось.
Рифленая крышка люка с надписями «Мосторг», разделенными пятиконечными звездочками, почти незаметная во дворе конструктивистского жилого дома на улице Матроска Тишина 23/7 стр. 1 (вход под арку со стороны Стромынского переулка) на первый взгляд удивляет. Ими что с мосторговских прилавков торговали как калачами? Мосторг, ныне Центральный универсальный магазин, это же бывший знаменитый «Мюр и Мерилиз». Его история началась, когда два шотландских коммерсанта Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Петербурге торговую компанию, названную их именами. Этот товарный знак был зарегестрирован в 1857 г. В конце XIX - начале XX в. дела компании вел третий совладелец - Уолтер Филип. В 1880-х годах из Петербурга компания переехала в Москву и приобрела большой дом на Театральной площади, в котором бы создан первый в России крупный универсальный магазин наподобие лондонского «Уайтли» и парижского «Бон Марше». Новое здание этого магазина, так знакомое всем нам было сооружено в 1908 г. по проекту Р.И.Клейна. Немногие знают, что «Мюр и Мерелиз» занимался не только торговлей, но и изготовлением чугунных крышек люков и другой продукции из чугуна: в центре Москвы еще кое где встречаются люки на крышках которых надпись «Мюр и Мерилиз». После Октябрьского переворота эти производственные мощности до конца 1920-х не были отобраны и производство люков продолжалось, но уже с надписью «Мосторг».
У пересечения Преображенской и Суворовской улиц сохранились люки с изображением молний - эмблемы Наркомата (с 1946 г. Министерства) связи. Возможно, тут были и надписи, однако эти крышки люков сильно пострадали от людских ног, что говорит об их достаточно давнем происхождении, скорее всего довоенном.
Для журнала "Восточный округ"