ИСТОРИЯ ПОД НОГАМИ: ЛЮКИ СМОТРОВЫХ КОЛОДЦЕВ

Jul 14, 2009 09:47



Обычно мы их не замечаем, хотя каждый день проходим мимо них или даже по ним. Тяжелые чугунные крышки люков, знаменующие собой входы в различные сегменты подземного городского хозяйства настолько давно и привычно вошли в нашу жизнь, что взгляд на них, как правило, не задерживается. Хотя люки - это такие же малые архитектурные формы, как скамейки, фонари, скульптуры во дворах и т.п. Это тоже украшение наших дворов и улиц. По ним можно изучать историю страны, историю Москвы, историю Восточного округа, даже географию чугунолитейной промышленности. Ведь какая у нас жизнь - такие у нас и люки. Крышки люков отличаются по форме, орнаменту и по утилитарному назначению. Большинство их подчиняется стандартам. Часто на них можно увидеть номер ГОСТа, по которому создавался люк и почти всегда - сокращение, рассказывающее о назначении конкретного люка. Так, люки, отмеченные буквами «К» и "ГК", означают канализацию, буквой «В» -- водопровод, «Г» -- это пожарные гидранты,решетчатые люки с буквой «Д» -- дождеприемники, а телефонная сеть прячется за буквами «ГТС». Хотя крышки люков у нас не всегда соответствуют тому, что под ними. Любят у нас время от времени положить не то, что надо, а то, что есть или то, что под руку попало.
Основных архетипов рисунков люковых крышек по сути дела три: решетка, концентрический и радиальный. Но много отклонений от них и совмещений разных типов рисунков. В оформлении крышек люков, кроме официально принятой и утвержденной ГОСТом маркировки, используются различные орнаменты и символы, зачастую довольно произвольные. Здесь можно встретить кресты, звезды, молнии - символ связи, советский знак качества, паутину, цветы, соты, расходящиеся круги и многое другое. Очень распространена солярная символика.
На старых улицах, где канализация появилась раньше автомобильного движения, канализационные люки встречаются на автомобильных дорогах, что, в случае отсутствия крышки, может служить причиной аварии. В Москве только в сентябре 1893 г. началась прокладка канализационных сетей по проекту инженера В.Д. Кастальского, а первая очередь московской канализации вступила в строй только в 1898 г. До городских окраин: Скольников, Преображенского, Семеновского и др., она добралась еще позднее. Там, где системы снабжения проектировались одновременно, на дорогах вообще нет канализационных люков (за исключением небольших закрытых решёткой люков ливневой канализации, располагающихся у обочин). Эти люки не предназначены для спускания вниз людей, поэтому решётки с них снимают очень редко, следовательно, они не приводят к авариям.
Обширный и разветвленный мир подземных коммуникаций архетипически ассоциируется с потусторонним миром, несущим угрозу человеку. Крышка люка - вход в него - пограничный знак между видимым и невидимым, явным и тайным. А по мере урбанизации и нарастания культурного слоя - люки это двери пути в прошлое. Крышка люка с одной стороны соединяет верхний и нижний миры, с другой - разделяет их. Недаром столько интереса вызывают диггеры, исследующие подземное пространство города.
«Люковое хозяйство» Москвы огромно и разнообразно. В столице сохранились как дореволюционные люки, так и люки первых и последних лет советской власти, есть у нас и кустарные люки-переделки 1990-х, подарочные и именные люки 2000-х, многотиражные серые-незаметные и эффектные рекламные люки, созданные в единичных экземплярах. Много интересных люков и на территории Восточного округа.
Мы еще не осознали, что люки это тоже уходящая натура. С 2002 г. организовано производство железобетонных люков смотровых колодцев, популярность которых растет с каждым днем, в связи с постоянным удорожанием металла и повсеместным воровством крышек чугунных люков. Уже появились и пластиковые крышки люков. Все они стали удачной альтернативной заменой чугунным благодаря тому, что они не представляют интереса для сборщиков металлолома и дешевле, при таких же прочностных характеристиках. Кроме того ,вероятность самопроизвольного открытия крышки люка под колесами автомобиля и ее полного раскола у железобетонной крышки значительно ниже, чем у чугунных, что повышает безопасность движения.


В Стромынском переулке рядом со зданиями Российского Государственного социального университета и у Медсанчасти № 2 МосМетростроя (1-я Сокольническая ул., д. 8) сохранились странные на первый взгляд крышки люков, внутреннее пространство которых имеет выемки, разделенные перегородками. На этих люках нет надписей, однако форма позволяет отнести их к дореволюционной, в крайнем случае к раннесоветской эпохе. Этот специфический тип люка пришел в Россию из Германии, где попросту был скопирован, Такие люки предназначались для установки на проезжей части улиц, а чтобы их меньше чувствовали пассажиры экипажей и автомобилей выемки должны были заливать бетоном. У нас же бездумно скопировали форму, но не озадачились использованием бетона, поэтому в России, в отличие от Германии, такая крышка люка априори превращалась в серьезный ухаб.Зато, когда эти выемки заполняет дождевая вода, в ней могут эффектно отражаться соседние здания! Кстати, диаметр крышек, созданных в дореволюционные годы значительно меньше современных, т.е. забраться в люки, которые они прикрывают без труда достаточно сложно.


Среди таких крышек люков у Медсанчасти № 2 одна из них имеет надпись: «Московская городская управа», что исключает сомнения в ее датировке. Именно Московская городская управа занималась созданием московской канализации. Когда стало ясно, что требуется ее расширение, в 1910 г. управа создала комиссию из опытных инженеров, работавших в области канализации г. Москвы. Комиссия выполнила большой объем изыскательских и проектных работ, в результате которых был подготовлен доклад, где указывалось на подходящие земли для новых полей орошения. Так появились Люберецкие поля орошения дополнившие ранее существовавшие Люблинские. До 1990-х годов современная территория одного из районов Восточного округа Некрасовка являлось управление Люберецкой станции аэрации как градообразующее предприятие. Люков с надписью «Московская городская управа» было так много, что они до сих пор не являются такой уж редкостью и встречаются в разных районах Москвы. Краеведы говорят, что такие есть и на улице Матросская тишина.


Во дворе надстроенного в советского время старого дома на 2-й Боевской улице, 6 сохранился аналогичный по типу люк с надписью: «Инжинеръ В. Л. Либерт, Москва». Да, да, именно инжИнер, а не инжЕнер, как это слово пишется сейчас, и как оно писалось до революции. Просто те, кто изготовлял люк, увековечили в чугуне свою неграмотность, а заказчик, видимо, не сразу отследил ее. А поскольку люк был уже сделан, то грех было его не использовать. Любопытно, что в районе Басманных улиц находится подобный люк, на котором слово «инженер» написано правильно.


Либерт Вацлав Людвигович, живший в самом центре Москве в Милютинском переулке в эффектном дом страхового общества «Россия», член общества любителей хорового пения и музыки «Лютня» и благотворительного общества вспомоществования бедным римско-католического вероисповедания, был владельцем технической конторы «Канализация», находившейся недалеко от его квартиры по адресу Мясницкая улица, 20. И в этом качестве он имел отношение к прокладке канализации в Сокольниках. Более известна была фамилия Либих в Москве благодаря изобретению В.Л.Либертом и его братом «подвижных регистраторов», которые должны были заменить собой папки для бумаг. С 1910 г. в средствах массовой информации помещалась реклама "Подвижные регистраторы системы "Либерт" для самой точной регистрации всякого рода бумаг, корреспонденции, счетов, накладных справок и проч., дающие возможность весьма скорого, почти моментального, наведения справок. Патентное свидетельство № 36745. С заказами следует обращаться к изобретателям: К.Л.Либерту - Варшава, Пенкная ул., 46, и В.Л.Либерту - Москва, Мясницкая, 20". Люки с фамилией В.Л.Либерта уникальные, во всяком случае, других таких такого на территории Москвы пока обнаружить не удалось.


Рифленая крышка люка с надписями «Мосторг», разделенными пятиконечными звездочками, почти незаметная во дворе конструктивистского жилого дома на улице Матроска Тишина 23/7 стр. 1 (вход под арку со стороны Стромынского переулка) на первый взгляд удивляет. Ими что с мосторговских прилавков торговали как калачами? Мосторг, ныне Центральный универсальный магазин, это же бывший знаменитый «Мюр и Мерилиз». Его история началась, когда два шотландских коммерсанта Арчибальд Мерилиз и Эндрю Мюр основали в Петербурге торговую компанию, названную их именами. Этот товарный знак был зарегестрирован в 1857 г. В конце XIX - начале XX в. дела компании вел третий совладелец - Уолтер Филип. В 1880-х годах из Петербурга компания переехала в Москву и приобрела большой дом на Театральной площади, в котором бы создан первый в России крупный универсальный магазин наподобие лондонского «Уайтли» и парижского «Бон Марше». Новое здание этого магазина, так знакомое всем нам было сооружено в 1908 г. по проекту Р.И.Клейна. Немногие знают, что «Мюр и Мерелиз» занимался не только торговлей, но и изготовлением чугунных крышек люков и другой продукции из чугуна: в центре Москвы еще кое где встречаются люки на крышках которых надпись «Мюр и Мерилиз». После Октябрьского переворота эти производственные мощности до конца 1920-х не были отобраны и производство люков продолжалось, но уже с надписью «Мосторг».


У пересечения Преображенской и Суворовской улиц сохранились люки с изображением молний - эмблемы Наркомата (с 1946 г. Министерства) связи. Возможно, тут были и надписи, однако эти крышки люков сильно пострадали от людских ног, что говорит об их достаточно давнем происхождении, скорее всего довоенном.

Для журнала "Восточный округ"

прогулки, старая Москва, люки, артефакты, штуки, ВАО, краеведение

Previous post Next post
Up