Arturo Ferrarin 1929,
marble,
60 x 40 x 40 cm.
Адольфо Вильдт - необычайно важен, для Арт-Деко, ибо он, одновременно, и выпадает из нашего представления о стиле, и плоть от плоти стиля.
Дело не только в неоклассической линии Вильдта, которая наиболее сильно развилась, у арт-деко, в странах с тоталитарными режимами, а в том расколе, который произошел, когда почти все тоталитарные страны проиграли войну (WW II), кроме одной, которая ее выиграла, наряду с не тоталитарными.
Очень интересно, каким же образом такой исход повлиял на суждение «демократического арт-деко» о «тоталитарном арт-деко» . Каким образом суждение трансформировалось в осуждение и табу? Каким образом последствия, в виде «холодной войны» , замедлили то, что сегодня происходит, а именно - постепенная, НО неуклонная, реабилитация представителей «тоталитарного арт-деко» ?
Fulcieri Paulucci de' Calboli, 1924, marmo con dorature, 61,2 x 42 x 31,3 cm.
Vittore Grubicy de Dragon, 1922, marmo, 93 x 52 x 50 cm.
Vir temporis acti (Uomo antico), 1914, marmo, 56 x 40 x 39 cm.
Santa Lucia, 1927, marmo e bronzo dorato, 47 x 36 x 20 cm.
Parsifal (Il puro folle), 1930, bronzo, 155 x 90 x 62 cm.
Maschera dell'idiota, 1918, marmo, 28 x 22 x 15 cm
Madre adottiva, 1917, gesso, 210 x 75 x 73 cm
L'orecchio, 1918 - marmo, 25,5 x 17 x 19,3 cm
Augusto Solari, 1918, marmo, altezza 35,2 cm
Arturo Toscanini, 1924, marmo, 80,5 x 111 x 50 cm
Cesare Battisti, sculpture by Wildt in the Bolzano Victory Monument
Sant'Ambrogio
Ritratto di Franz Rose, 1915
Carattere fiero - anima gentile, 1912
La Madre, 1921
La Vergine, 1924
Nicola Bonservizi (1925)
Sua maestà il re (Milano, 1929)
Il prigione, 1915
(атрибутировать 1)
Filo d'oro (1927)
Monumento funerario a Körner (Milano, Cimitero monumentale)
Testa De Padre (1922)
Vedova (Roma, 1892)
(атрибутировать 2)
)
Mater purissima, 1918б Marmo, cm. 28,6x33,6
Vittorio Emanuele III
Mussolini ,1923, 137 cm
Dux, 1928
Il Crociato, 1906
Uomo Antico, 1911, 56cm
La Familia, 1922
La Casa del sonno ,1927
Sant' Ambrogio ,1928, 400 cm
(атрибутировать 3)
Pio XI - 1926
Maschera del Dolore (Autoritratto) 1909 - marmo, 37 x 31 x 17 cm
Представим, что Сталин не смирился бы с линией раздела Европы и двинул войска «до Антлантики» и потом проиграл «демократической коалиции» или Фултонская речь Черчилля закончилась «немыслилмым».
Насколько быстро, в таком случае, были бы сняты табу с представителей «тоталитарного арт-деко» , таких как Вильдт?
Наоборот, тоже было бы интересно, если бы тоталитарная модель, в итоге, не проиграла, в виде краха СССР.
Ответ лежит прямо перед нами - «холодная война» замедлила признание значительных авторов «тоталитарного арт-деко» или, говоря менее грубо, «неоклассического направления арт-деко» и, в то же самое время, активизировала «минималистическое» и «функционалистское» , т.е. «авангардное» направление развития «демократического арт-деко» .
Теперь окончательно ясно, какие развилки были пройдены искусством в двадцатом веке и почему они случились, почему был сделан тот выбор, который был сделан, а не какой-то другой.
НО вернемся к Вильдту. В выставочном комплексе Fiera di Forl в Италии было проведено мероприятие небывалого масштаба, в честь Вильдта - «Вильдт. Душа и форма от Микеланджело до Климта» . Для его скульптур создали беспрецедентный фон из величайших артефактов, от древне-римских - через ренессанс - и до Арт-Нуво.
Все это, как бэ, с целью проиллюстрировать нео-классический уклон Вильдта, а, на самом деле, - продемонстрировать всему миру, что «табуированная зона» , вокруг «тоталитарного арт-деко» , снимается. По крайней мере, для итальянцев.
Предрекаю, что то же произойдет с немецкими, испанскими, японскими авторами.
Все это очень интересно, особенно эсле попытаться спрогнозировать окончательное место, так называемого, «соц-реализма» , который особому табуированию никогда не подвергался, НО при этом, как бы, был причастен к «тоталитарному арт-деко» Италии или Германии.
Что касается меня, то, на мой взгляд, «соц-реализм» не просто причастен, а и есть «тоталитарное арт-деко» , с учетом антропологических и идеологических особенностей и отличий от европейского или японского «тоталитарного арт-деко» .
И про Вильдта, опять возвращаясь, скажу, что он меня поразил. Не то что бы он был гений, хотя вполне возможно и так, а просто, без Вильдта, моя картина не была полной.
Весь этот пазл - «демократическое - минималистическое - арт-деко» vs «тоталитарное - неоклассическое - арт-деко» , без Вильдта, не сложить, как и не понять значение WW II, точнее ея последствий, для послевоенного развития «тоталитарного» и «демократического» искусства, как развилки, то есть точки прошедшей бифуркации.
И самое главное, нынешние признание заслуг Вильдта, означает, не просто окончание «холодной войны» , НО и то, что все старые «идеологии искусствоведения» больше не имеют силы и значения для оценок и для искусствознания в целом.
А ведь все послевоенное искусствознание строилось именно на определенных идеологических установках, которые формировали сначала стороны победители, а потом стороны противостояния в «холодной войне» .
Что произойдет теперь не вполне понятно, НО понятно, что теперь все будет иначе.
Старые рецепты перестают работать. То есть перед нами новая развилка и новая точка бифуркации.
Вот под этим углом нынешнее признание Вильдта становится особенно важным.
Его одаренность несомненна, и Микельанджело неспроста подтянули на его выставку. Не выглядит Вильдт бледно на фоне Микельанджело.
Против Микельанджело не попрешь ведь… То есть теперь идти против Вильдта - это даже смешнее и нелепей, чем Чаплин vs Моцарт. Даже смешнее, чем недавний Мокроусов против Лемпицкой :)
Links:
1 2 3 4 + videoнастроение:
слушаю: