В первом круге (1)

Mar 16, 2020 20:00


Автор
tech_dancer - 7 марта, 2020 - https://www.tart-aria.info/v-pervom-kruge/



Совсем недавно прошла очередная годовщина смерти того, кому без преувеличения вся огромная страна обязана своей современной историей. Но все относятся к этой дате по разному. Кто-то не воспринимает её вообще, кто-то несёт цветы к памятнику Сталина, есть и такие, кто справляет в эту дату праздник. К примеру, в Екатеринбурге по этому поводу устроили фейерверк, приуроченный к дате освобождения страны непонятно от кого. И не просто устроили, а удосужились по этому поводу похвального комментария губернатора в известной социальной сети. О чём это говорит? Как минимум о том, что маразм в правящих кругах уже крепчает дальше некуда. В сети вовсю бытует мнение, что сейчас благодаря существующему положению дел Сталина полюбили даже те, кто до этого его ненавидел. Собственно, а кто его ненавидел из того поколения, кто в сознательном возрасте застал то самое время? Разве только бывшие узники ГУЛАГа и партийные функционеры, безрефлексно колебавшиеся вместе с линией партии. В перестроечное время, например, таким предоставляли ежедневный телеэфир два ведущих телеканала (а других не было, если кто помнит). И все в один голос говорили о том, что Сталин был настолько тщеславным, кровожадным, расточительным и иже с ним, что по всей стране остались брошенные, иногда недостроенные грандиозные памятники этим его качествам и всей его эпохе в целом. Ну а мы сейчас рассмотрим один из таких памятников, точнее то, что от него осталось, и попробуем сами понять, что к чему. Впрочем, вернёмся к заглавию.

Советско-российского писателя Александра Солженицына, полагаю, знает подавляющее большинство читателей и представлять его не надо. Его вроде бы даже включили в школьную программу по изучению литературы. Что тут можно сказать? Как писатель он выглядит отлично. Но здесь не надо забывать то, что этот человек испытал на себе все прелести советской пенитенциарной системы тех лет, или, говоря по-русски, сидел. И даже не один год. За дело сидел или нет, у него уже не спросить. Впрочем, как показывает практика, у кого ни спроси, все как будто сидят ни за что. Но здесь речь не совсем об этом. Как вы думаете, неужели он бы после освобождения начал в своих трудах восхвалять социалистический строй, даже если бы он сидел за дело? Или может быть подобное начали делать бы другие узники ГУЛАГа, освободившиеся после 1953 года и начавшие выдавать свои произведения в режиме бешеного принтера? Ответ, по моему, очевиден. Ничего хорошего про тот строй они написать не могли по определению. Солженицын в данном случае из всех тех писателей выделялся только качеством художественного слова, причём выделялся очень сильно. Был у человека талант, что поделать. Но сейчас весь романтизм эпохи 90-х годов, основанный на протестных настроениях, ушёл. Естественно, грамотные люди начали по новому смотреть на творчество Солженицына и переоценивать его заново. Даже с вандализмом на его памятниках.

Одним из лучших произведений Солженицына является роман "В круге первом", написанный им в 1955-58 годах. В своих мемуарах автор не скрывал, что все события и действующие лица скопированы из реальной жизни. Они взяты автором из его биографии, когда он сам отбывал срок в тюрьме специального назначения - "шарашке". Солженицын там даже в качестве одного из героев описал самого себя. Идеей названия данного романа было то, что сам Солженицын представлял себе "шарашку" как наиболее лёгкий и щадящий вид наказания. Или первый круг ада. Впоследствии он был с такой "шарашки" этапирован в полноценный лагерь со всей его атрибутикой, где был уже качественно другой круг. Роман он так и хотел поначалу назвать - "Круг".

Сюжетная линия романа следующая:

Действие происходит в Москве в течение трёх декабрьских дней 1949 года. Советский дипломат, служащий Министерства иностранных дел СССР Иннокентий Володин звонит в посольство США и сообщает о том, что советской разведкой готовится похищение сведений, касающихся производства атомной бомбы. Работники МГБ, прослушивающие телефоны посольства, записывают разговор на магнитную ленту. Для установления личности звонившего ленту передают в «шарашку» Марфино - секретный институт, где работают заключённые инженеры. Основная тема Марфинского института - разработка «Аппарата секретной телефонии», которую ведут в «шарашке» по личному указанию Сталина. Побочная тема исследований - это распознавание человеческого голоса. Лаборатории, где работают заключённые Лев Рубин и Глеб Нержин, поручают выяснить, кому принадлежит голос звонившего в посольство. В тот же день выясняется, что разработка секретной телефонии находится на грани срыва, Абакумов устанавливает руководству института критические сроки для получения первых практических результатов. Директор института вызывает Нержина и требует, чтобы он переключился от отвлечённых лингвистических исследований на разработку математического аппарата секретной телефонии. Перед Нержиным стоит тяжёлый выбор - работать на систему, которая противна его духу, либо покинуть сытную шарашку и отправиться на периферию ГУЛАГа.

Если более подробно, то по сюжету в МГБ записали этот телефонный звонок, вычислили всех людей, имевших доступ к данной информации (их было пятеро), и в итоге посадили всех этих пятерых до выяснения. Но по какой-то причине не стали расстреливать их всех (а в то время, если нам в 1980-90 г. говорили правду, это могли сделать на раз-два), а решили установить виновное лицо. Для этого в специальной тюрьме ("шарашке"), по заданию Сталина, стали разрабатывать специальный аппарат по идентификации речи. В той самой "шарашке", как вы поняли, собрали инженеров по разным профилям, и содержали их в условиях, гораздо лучших, чем существовали в то время в обычных лагерях. И такая практика была в СССР повсеместной. "Шарашки" решали задачи любой сложности, от сельскохозяйственных до космических. Недавно, кстати, наша современная власть похвалила это способ ведения научно-технических разработок. Действительно, лучшие умы за решёткой не требовали больших накладных затрат, были хорошо мотивированы на труд ожиданием свободы и в то же время изолированы от всех шпионов и вредителей, охотившихся за советскими техническими секретами. Полагаю, эффективнее этого способа научного труда ещё не изобретено нигде.

Сколько же было таких "шарашек" в СССР?

Ну а на этом заканчиваем пролог и переходим к одному из тех самых величественных памятников эпохи Сталина. Это его пантеон по месту пребывания им ссылки, в деревне Курейка Туруханского района Красноярского края, в период 1914-16 годов. Собственно, Пантеоном его называли только местные жители, официально он везде назывался Музеем Сталина, и из всей экспозиции там был один-единственный дом, в котором Сталин в этой ссылке когда-то проживал. Вот только дом этот был размещён во вновь построенном огромном здании-саркофаге, очень необычном для местного климата.



Необычным этот дом был не только для местного климата, но и для того места вообще. По имеющимся данным, те места по берегам Енисея были практически необжитыми. Очень редко там стояли деревни в несколько домов. Как правило, они размещались в местах впадения в Енисей прочих сибирских рек. При каждой такой деревне имелась пристань, или как называли их там, станóк. Был такой станок и при Курейке.

Предположительно, Сталин прибыл в Курейку по собственному желанию, очевидно, ссыльным в то время давалось право выбирать место ссылки. До этого он уже проживал какое-то время в других городах и сёлах Красноярского края. В Курейке он снимал комнату в какой-то крестьянской избе, где кроме него жило ещё много людей. С одной из проживавшей в этой избе, Лидией Перепрыгиной, Сталин начал сожительствовать, и она родила ему двух сыновей. Один из них умер в младенческом возрасте, другой дожил до старости, всю жизнь опасаясь факта своего отцовства. Убыл Сталин из Курейки внезапно, официально он был призван на Отечественную (Первую мировую) войну. Более туда он никогда не возвращался, хотя уже будучи у власти он предпринимал попытки разыскать своего сына. Попытки были безуспешными, поскольку его сын при появлении подобной информации уходил в тайгу. Насколько это было правдой, судить теперь сложно. Тем не менее, совсем недавно один из внуков Сталина по той линии доказал генетическую принадлежность к Вождю.

В Курейку Сталин даже не стремился попасть, несмотря на то, что ещё при его жизни там был выстроен данный Музей. И не просто выстроен. Все проходящие по Енисею теплоходы делали в том месте остановку, и пассажиров добровольно-принудительно заставляли пройти в этот музей на экскурсию. Зачем в том малолюдном месте нужен был такой Музей? Неужели это и есть тот самый памятник тщеславию Сталина?

Дом-музей Сталина был официально открыт 7 ноября 1938 года в рыбацкой избушке, где жил Сталин в период своего пребывания в ссылке в Курейку. Попытки обнести здание павильоном для его сохранения были безуспешными, и на протяжении нескольких лет после открытия музея сам домик находился в плачевном состоянии. Зимой 1944/1945 года был проведён закрытый конкурс на эскизный проект дома-музея Сталина. Было представлено 30 проектов, в нем участвовали даже заключенные. Лучшим был признан проект вольнонаемного С. К. Хорунжего. В 1949 году было принято решение начинать строительство музейного павильона. Строительство осуществляли заключенные. В 1952 году работы были завершены.

После смерти Сталина в 1953 году посещение музея в обязательном, «приказном» порядке прекратилось. В декабре 1961 года, в процессе развенчания «культа личности» Сталина, рыбацкий домик Сталина был разобран, а скульптура в сквере - снесена и сброшена в прорубь на Енисее.

К 1990-м годам павильон находился в полуразрушенном состоянии. Стёкла были разбиты, паркет - разобран, а стены - исписаны различными фразами. В 1996 году павильон окончательно сгорел в результате поджога.

Мало кто сейчас знает, но совсем рядом от Курейки, в нескольких десятках километров (для Сибири это не расстояние), проходила стройка "объекта 503", она же Трансполярная магистраль. Здесь, наверное, надо добавить пару слов.

Постановлением Совета Министров СССР № 384-135-сс от 29 января 1949 г. место строительства порта было перенесено в Игарку, что и вызвало новое направление дороги: «Салехард-Игарка». 29 января 1949 г. можно считать началом второго этапа возведения железной дороги «Чум-Салехард-Игарка» так как дорога приняла иное, отличное от первоначального замысла направление. Постановлением Совета Министров СССР от 29 января 1949 года изыскания и проектирование морского порта в г. Игарка и комплекса сооружений при нём было поручено Главному управлению Северного морского пути (ГУСМП) при Совете Министров СССР. Связь строителей с управлениями поддерживалась сначала по радио, а затем по столбовой телефонно-телеграфной линии, протянутой зэками от Салехарда до Игарки вдоль предполагавшейся трассы.

Обратите внимание, решение о строительстве железной дороги Чум-Салехард-Игарка было принято также в 1949 году, в том же году, что и о строительстве Пантеона. Случайное ли это совпадение? Строительство этой линии велось с двух направлений. Направление с Игарки как раз и было тем самым "объектом 503". Сама эта дорога была очень необычным объектом. До сих пор нет единого мнения, в связи с чем Сталин решил сделать конечным пунктом в данном случае именно Игарку. Подобные решения Сталин принимал единолично и сам отмечал линию дороги на карте. Выдвигалось несколько версий, от вполне здравых до конспирологических. К примеру, вторая мировая война показала полную незащищенность арктического побережья, и немцы там чувствовали себя как дома. Решить эту проблему могло только создание большой военной базы, которую вначале хотели сделать на полуострове Ямал, потом из-за малой глубины Обской губы его перенесли в устье Енисея. Именно для этой базы в спешном порядке и начали проводить новую железную дорогу.

Другой версией из разряда экстравагантных было то, что в Игарке имелись какие-то следы древней цивилизации и там была спрятана небезызвестная Золотая баба. По преданиям, живя в Курейке, Сталин много раз уезжал в тундру к местным шаманам, и они передали ему какие-то сакральные знания об этих местах. Именно из-за них Игарку и сделали конечным пунктом ветки. Но при этом, никакого прохождения строящейся ветки через Курейку не планировалось совсем.

Ещё более загадочным фактом является само строительство «объекта 503». Это было полностью засекреченный объект, от начала и до конца. Нет, конечно же, скрыть сам факт строительства ветки в те времена вряд ли бы удалось. Но вот всё прочее было полностью покрыто мраком. И несмотря на то, что эту ветку как будто-бы строили узники ГУЛАГа, никто из самиздатчиков этот факт впоследствии в своих литературных произведениях не упомянул ни разу (знатоки, поправьте). Кто же всё-таки строил эту ветку? И совсем необычным является окончание этой стройки, которое волевым решением было принято буквально сразу же после смерти Сталина, когда временно до назначения Хрущева главой государства был посажен товарищ Маленков.

Несколько лет назад удалось побеседовать с участником строительства на том самом "объекте 503", который попал туда вольнонаёмным в юношеском возрасте, почти перед самым сворачиванием работ на этом таинственном объекте. Вот его рассказ в кратком изложении.

«Строительство железнодорожной ветки со стороны Игарки начиналось в посёлке Ермаково, который возник практически на голом месте. Ранее там был станок - мыс Ермак на Енисее. Во время строительства ветки на Салехард в этом посёлке была основная перевалочная база. Все материалы и технику доставляли по воде. За очень короткое время был выстроен посёлок на несколько тысяч жителей со всей инфраструктурой. Даже дом культуры с театром там был. Практически все строители дороги были вольнонаёмные, с БАМа (в то время он уже строился-авт.). Спецкомендатуры тоже были, но их контингент ни на какие серьёзные или ответственные работы не привлекали. Их задачами было в основном выполнение подсобно-вспомогательных работ, например строительства жилья. Кто освобождался по отбытию срока, так и оставались там работать вольнонаёмными. Стройка проходила в очень тяжелых условиях. Те факты, что люди вместе с техникой тонули или замерзали на линии, действительно были. Качество работ было невысоким, но это и не скрывалось, стояла задача запустить объект в принципе, его доработка планировалась уже во время эксплуатации. Где-то весной 1953 года поступила команда - остановить все работы полностью. Ещё через какое то время поступила другая команда - демонтировать всё что можно, а что нельзя, уничтожить. Все станционные здания были разобраны, а капитальные взорваны. Все рельсы были полностью сняты и вывезены по воде неизвестно куда. Весь подвижной состав утоплен. В Ермаково, возле главной станции, военными был взорван какой-то атомный заряд (как было объявлено), и все в спешном порядке покинули этот посёлок. Сейчас там остались одни руины. Очень много людей в настоящее время публикуют фотографии той самой полярной железной дороги. К участку Ермаково-Салехард никакого отношения эти снимки не имеют. Был приказ ничего на той ветке не бросать, буквально не оставить камня на камне. Даже потом, когда строили по старой насыпи новую ветку от станции Новый Уренгой до станции Коротчаево, находили там только одни шпалы. И станции эти строили там, где в полярной ветке также в этом же месте планировались станции, но с другими названиями. Даже старые проектные названия не стали этим станциям давать».

Что же это за дорога такая таинственная, строительство которой после смерти Сталина всё больше напоминало бегство с поля боя? Есть ещё одна интересная деталь, неоднократно упоминаемая на форумах любителей истории - рельсы и подвижной состав для этой стройки собирали со всей страны, и именно царские. Это вроде бы несмотря на то, что в Новокузнецке в то время производство рельс шло полным ходом. И даже представлено много подтверждающих фото. Действительно, с чего бы?

Сейчас, после непонятного обмеления рек, вся эта утопленная техника вылезла наружу, и даже некоторые пытались её извлечь. Данное фото не единично, на краеведческих ресурсах их очень много. Какой такой тайной обладала та трансполярная магистраль? Оказалось, всё просто. Даже общество "Мемориал", публикующее подобные фотографии, наверное об этом не догадывалось (а ещё "иностранный агент", понимаешь ли).



Таак... Это зачем в той самой Трансполярной магистрали три рельса, это в то время, когда вся страна нуждалась в железе? На первый взгляд, это полный абсюрд, за подобное расточительство проектировщиков могли отправить в те времена на эту же ветку строить бараки. Но если посмотреть, какие железные дороги были раньше в Швейцарии, всё становится понятным. Это был совсем не памятник тщеславию Сталина и снесли его совсем не зря. Очевидно, Сталин решил просто воссоздать и опробовать те железнодорожные ветки, которые до этого где-то около ста лет назад работали во всём мире. Понятно, без дров и угля. И место было выбрано идеально. Дикие звери в лесах охраняли эту ветку лучше спецполков НКВД. По некоторым свидетельствам, умерших людей там не хоронили, их просто оставляли в лесу. Чтобы все поняли, где это находится, взгляните на карту. Почти строго на Полярном круге.



Сталин получил хороший урок во время Второй мировой войны, и видимо, решил отойти от "заветов Ильича" и по тихому достать свою дулю из кармана, как раз в преддверии холодной войны. Это притом, что визави уже вроде как владели атомной бомбой и даже грозились её сбросить на СССР. Очень смелый и грамотный ход был в виде этой дороги был сделан со стороны Сталина. Интересно, способен ли кто-нибудь из правителей на такое сейчас? Полагаю, у многих читателей начинается гомерический хохот. Место, кстати, для этой дороги выбрано очень продуманным. Если бы туда послали атомный заряд, много бы СССР не потерял. Да и место само... до Бога высоко, до Вашингтонского обкома далеко, и технических деталей бы он точно не разведал. Впрочем, последнего Сталин боялся меньше всего. Была стратегическая задача - реализовать этот проект, чтобы потом на его примере начать его тиражировать по всему Союзу. Полагаю, за океаном этого очень сильно боялись. И как могли вредили руками агентов. Вот таких вредителей и боялся Сталин. Своих, доморощенных, тех самых, которые сдавали информацию в посольства (как по Солженицыну). И они были в реалии, а совсем не паранойя, которую приписывали Сталину те самые "узники"-писатели.

Previous post Next post
Up