дня народного "типа единства" везде и всюду приводятс признаки наоборот не единства, а раскола общества.
На опозицию и охранителей, на русских и нерусских, на москвичей и провинциалов, на европейцев (в душе) и азиатов, на православных и атеистов и т. п. и т. д.
Когда я про это думаю, мне кажется, что все оно, конечно, имеет место, но главная линия разделения все же не здесь.
Помнится, у Диккенса где-то есть такой эпизод (не ручаюсь за точность, а искать времени нет): девочка просит мальчика построить для нее дом из песка. Он старается, ползает, строит, наконец показывает ей свое произведение. "Фу, какой ты теперь грязный!" -- говорит она в ответ.
Вот сдается мне, что это они и есть, разные части общества.
Есть те, кто делает и строит. Как может преобразовывает нашу социальную хлябь в социальную ткань, что может, то разгребает, связывает, обустраивает, пробует. Часто кажется, что таких людей мало, но я знаю, что их много. Это тысячи терпеливых или не очень "мальчиков" , которые, погрузив руки полокоть в окружающий хаос, мерзость, отчаяние, превращают все это в нечто,пусть несовершенное, местами кособокенькое и очень уязвимое для волн, но полное смысла и жизни, предназначенное кому-то -- с глубоким искренним чувством.
Вчера я разговаривала с мамой, вырастившей гиперактивного ребенка, и создавшей сеть поддержки для таких же замученных мам. Сегодня я отвечала с утра на письма из регионов от людей, которые хотят учиться помогать приемным родителям, и все они уже это делают, ошибаясь, но в целом очень хорошо. Завтра я пойду на семинар, организованный просто активными родителями, которые захотели послушать Ньюфелда -- и все устроили. А пару дней назад -- с региональной довольно высокопоставленной чиновницей, которая говорила о семейном устройстве как о деле своей жизни, и это не просто слова -- там ирезультаты очень неплохе. Пишут люди из экологической группы: просят помочь научиться правильно вести переговоры и решать конфликты с чиновниками. Рассылка благотворительного сообщества "Все вместе" при каждом нажатии на кнопочку получения почты вываливает с десяток просьб-советов-идей: лекарство для ребенка, Душевный базар, мебель для выпускников дд. В политике тож -- десятки акций завтра пройдут, и все же они кем-то продуманы, организованы, их сопровождают общественные правозащитные центры. Огромная работа по недавним выборам в КС -- это вообще слов нет.
Люди договариваются, устанавливают правила, ставят цели, они -- строят, как могут.
И мало их не потому, что мало, а потому, что хляби -- много, непредставимо много, куда ни ткни -- везде начать и кончить, таскать - не перетаскать.
Ну, и есть "девочки", такие чистенькие-правильные, умненькие-благоразумненькие, такие всегда готовые про что угодно, сделанное другими,сказать: "Фу! Да совсем не так надо было! Да это типичное не то! Да лучше б и не начинали! Да посмотрите теперь на себя, во что вы влезли! ". Тут ошибка, здесь сбой, нет программы, недостаточно чисты помыслы, не умеете -- так не беритесь, все равно ничего не выйдет, и все в таком духе.
Вот их кажется, что много. Где бы и кто бы ни написал про абсолютно любую идею или инициативу -- и они тут как тут, обсуждают-критикуют-состязаются в остроумии, приводят тысячи доводов, почему все это -- туфта и лажа, а то и корысть или происки. Времени у них обычно много, силы есть, так что это бывает надолго. На один текст с изложением идеи в русскоязычном Интернете приходится обычно с десяток текстов с критикой, причем обычно весьма пренебрежительной, если не сказать --хамской. И все очень обижаются на вопрос: почему же вы не сделали сами так, как надо?
Это одна из самых, мне кажется, ярких черт советского (постсоветского) человека, независимо от возраста и политических взглядов -- вечная готовность сказать "Фу...", продемонстрировать разочарование, покритиковать и обесценить. Это дает чувство превосходства и неуязвимость. Очень страшно очаровываться. Очень страшно дать кредит доверия. Очень страшно вложить душу. Очень страшно оказаться в дураках и испачкаться.
Это очень советское убеждение, еще в школе вбиваемое, что ошибка -- отменяет все, что если несовершенно, то лучше никак, что делающий -- подставляется, и лишь неделающий -- защищен.
Это иллюзия. При таком объеме пахоты делающий всегда -- победитель. Он выиграл уже в том момент, когда начал, даже если прошел лишь один шаг. Когда-нибудь, это, возможно, будет не так, и будет иметь смысл страх неудачи. Сейчас -- нет. Нет конкуренции делающих, между ними версты свободной, непаханной хляби, им бы дотянуться друг до друга, хоть коснуться рукой, что уж тут меряться, кто круче и лучше.
Делающим непросто, особенно в атмосфере вечного "фу", когда как только что-то начал делать -- все:
"Теперь ты открыт,
Ты отбросил свой щит,
Ты не знаешь, кто прав и кто слеп.
Ты повесил мишени на грудь
Стоит лишь тетиву натянуть.
Ты ходячая цель,
Ты уверен, что верен твой путь" (С Б.Г.)
Советские истоки у нас общие, и делающие начинают оправдываться, чувствовать себя идиотами, извиняться, что руки в песке и что домик -- не того дизайн-проекта, доказывать что-то.
Дорогие мои "мальчики" (обоего пола)! Плюньте. Мы должны научиться отвечать всегда одной фразой: не нравится -- сделайте лучше. В чем плюс этой демаркационной линии - ее очень просто перешагнуть при желании, и будет нам национальное единство, белка и свисток.
ПС. Я вас очень люблю.