Первая суббота февраля традиционно считается днем встречи выпускников. Не знаю, насколько эта дата была всенародной и всесоюзной, но многие киевские (и не только Киевские) школы встречаются именно в эти дни.
Встреча моих одноклассников, насколько я знаю, в этом году не состоялась. Сказалось то, что день этот был для многих рабочим, да и времени на подготовку совсем не было. В который раз удивляюсь, что многие киевские школы такие встречи давно не организовывают, мол, собирайтесь сами и сами ищите того, кого хотите. Хотя, наверное, помощь школы тут была бы очень полезна… Два года назад мне довелось побывать в Полтаве на похожем мероприятии - там все выглядело иначе. И регистрация прибывших, и выставки работ и открытые классы… Все организовано и красиво. Может быть и мы к этому когда-нибудь снова вернемся.
Ну а чтоб не терять времени и не ждать встречи со школой до следующего года, я решил все-таки совершить эту прогулку и отправился в Среднюю Школу № 188 города Киева. В мою родную школу.
Первая неожиданность, которая бросилась в глаза еще на подходе к школе, это огромных размеров многоэтажный жилой дом современной постройки. Размышляя о том, что же снесли для того, чтобы построить такую громадину, я подошел ближе и увидел этот дом во всей (ну или почти всей) своей красе.
Примета нового времени около старой школы - огромная многоэтажка
Раньше на месте этого дома находилось одно или два стареньких конторских здания, в которых ютились то ли какое-то там «…энерго» то ли еще что. Около зданий сотрудники разбили небольшой сквер, а вокруг - росли фруктовые деревья. Тут же располагалась еще одна достопримечательность - зимой там была небольшая, но очень популярная горка и редкий зимний погожий день проходил без посещения ее. А дальше - когда на портфеле, когда на ящике из-под молочных бутылок - вниз, с горки!..
Теперь нет ни горки, ни садика… Как ни странно, сохранилась спортивная площадка, на которой мальчишками часто играли в футбол и скромные пятиэтажки, в которых жили мои одноклассники. Территория вокруг домов была усажена высокими пирамидальными тополями, и каждый дом был окружен ими как крепостными стенами, отчего крохотный пришкольный микрорайон казался более значительным и солидным. Теперь, когда в Киеве идет борьба с тополями (и с другими растениями, кстати, тоже) тополя выкорчевали, и дворы выглядят голыми и маленькими. А может быть, это просто я вырос?..
Захожу в школьный двор. По счастью он почти совсем не изменился - такой же большой, как и тогда, когда мы школьниками стояли на нем, в ожидании торжественной линейки по случаю начала или окончания учебного года. Как напоминание о тех временах, на третьем этаже, где раньше был радиоузел, до сих пор висит колокол репродуктора, вот только не знаю - работает ли он.
Школа наша построена по типовому проекту тех лет. По крайней мере, такие школы мне встречались и в других районах. Даже соседняя, школа под номером 176 тоже немного похожа на нашу, но наша, конечно же, лучше.
Вид на школу со школьного двора. Эту картинку мы видели каждое утро, перед тем как войти внутрь школы и погрузиться в мир знаний...
В левом крыле (если смотреть от центрального входа) расположились столовая и начало актового зала. Но в столовую мы ходили каждый день, актовый зал тоже часто приглашал нас на праздники, конкурсы и официальные мероприятия, потому эта пристройка мне запомнилась сборами макулатуры. Вот тут вот, за этими перилами складывались тюками и связками все сокровища, принесенные усердными сборщиками. Те, на радость мам, выносили из квартир все старые книги, учебники старших детей и в квартирах становилось просторнее. Зато любознательным ученикам младших классов, вроде меня, тут можно было найти все что угодно. Тут, например, я отыскал учебник химии за 8 класс, где подробно описывались опыты с посудой, устройство спиртовой горелки и многое другое, отчего у малышни загорались глаза, а у их родителей - шевелились волосы на голове. Именно по этой книжке я сделал первый порох - говорили, правда, что изобрели его задолго до этого - в древнем Китае - но то же был МОЙ порох.
Левый школьный флигель - столовая, актовый зал и... место сбора макулатуры
Особой нашей любовью пользовались, конечно же, мастерские. Это то место, где проходили занятия по труду. Девчонки там учились готовить, шить и чему только они не учились… Зато мы усердно пилили, строгали, сверлили… В мастерских всегда было шумно и весело, что расстраивало нашего трудовика Леонида Павловича, но такова уж природа - ничего не попишешь. Мастерские, кстати, тоже почти не изменились внешне. И когда я обходил их, чтоб заглянуть в окна наших классов, мне показалось, что там трудолюбиво жужжал какой-то станок. Или, может быть, мне это вовсе не показалось?..
Школьные мастерские - место наших первых трудовых успехов и неудач
Вахтер школы оказался понимающим дядькой и впустил меня внутрь. «Пройти по тихим школьным этажам…» Действительно, в это время там никого не было. Школьный вестибюль обшили модной сейчас пластиковой вагонкой - в остальном он изменился мало. И даже пол находился в состоянии ремонта - часть его была ограждена изгородью из стульев… как тогда.
У входа меня встретила своеобразная «Доска почета», где висели фотографии лучших ее учеников. Интересная традиция, сохранившаяся с давних лет. Нет, конечно же, моей фотографии там никогда не было, но наши отличники с завидным постоянством «висели» там, вызывая восторг одних, и непонимание других.
Школьная "Доска почета"
Коридоры в нашей школе всегда мне казались очень большими. Потому чтоб за короткую пятиминутную перемену побывать во всех их уголках, мне приходилось бегать по ним, сломя голову. Хорошо что первый этаж в моей школе отдан ученикам младших классов, и шумная беготня тут - нормальный способ передвижения, нарушаемый иногда строгим окликом учителя или суровой рукой пионервожатого или дежурного старшеклассника.
Широки школьные коридоры. Редкий первоклашка добежить до средины...
Выставка творчества нынешних малышей. Из примет нашего школьного времени - часы "Стрела", висящие под потолком. Время - настоящее
А вот и «моя» дверь. Та дверь, через которую я вошел в школьную жизнь. Тут учился мой первый класс. Потом второй, а потом - третий. И все эти годы нас самозабвенно учила Галина Александровна Погорелко. Конечно же, мы не были простыми учениками. Может быть потому, что в классы с индексом «А» стараются отбирать детей посильнее и способнее и, стало быть, детей, обладающих характером в хорошем и плохом смысле этого слова. Но, благодаря нашей первой учительнице, мы гордо учились с первого по третий класс, ничуть не роняя репутацию «А» класса…
Дверь моего первого класса. В углу свалены старые парты - как знать, может быть среди них можно отыскать мою? :-)
Окна моего первого класса увешаны снежинками - малыши совсем недавно встретили Новый Год и не хотят расставаться с зимними каникулами.
Теперь немного о самой школе. В принципе, все осталось на своих местах. Кабинет математики на третьем этаже, кабинеты физики, химии… Даже кабинет русской литературы, что особенно ценно. Дело в том, что в Украине уже давно русскую литературу изучают как часть иностранной, а русский язык - в качестве факультатива. К счастью, моя школа стала специализированной школой и специализируется на изучении не китайского или немецкого, а именно русского языка. Мне это особенно приятно, ибо китайцев у меня в роду гораздо меньше чем русских…
Решил пройтись еще раз по школьному двору. Зайдя за трудовые мастерские, я увидел ту самую Абрикосу. Знаете, в каждой школе есть такое место, где любит собираться народ, поговорить, посидеть… В нашем школьном дворе этим укромным местом была именно Абрикоса. Даже летом, во время школьных каникул, мы приходили туда и играли в различные детские игры.
Место встречи изменить нельзя. Наша Абрикоса. На заднем плане - полуснесенная школьная теплица
Другим популярным местом в нашей школе был школьный сад. Видимо, когда-то предполагалось, что школьники будут выращивать в нем деревья, но в нем мы работали только по случаю субботников и уборок территорий. Остальное время, проводимое в саду, посвящалось играм. Детская фантазия подсказывала разные сценарии, и вот уже металлическая труба, протянутая через весь сад, становится железной дорогой и по ней с грохотом мчатся старые, списанные школьные парты, влекомые их отважными машинистами… А каким удобным укреплением, для ведения боев с противником может быть обычная, школьная полоса препятствий!..
Школьный сад - излюбленное место игр школьников. На заднем плане видны элементы "полосы препятствий".
Школьный стадион велик и заброшен. Он даже обозначен на городских картах, чем может похвастаться далеко не каждый школьный стадион. Вообще-то, это не только наш стадион - он построен в расчете на то, что им будут пользоваться две школы (наша и 176-я) и спортивные кружки нашего района. Потому, стадион, будучи «ничьим», так тяжело пережил «безвременье» 90-х годов. Трибуны напоминают раскопки древнегреческих театров, секции для прыжков и беговые дорожки почти не просматриваются, а футбольное поле - в ужасном состоянии. Но ворота остались, а значит мальчишки из окрестных домов, весной еще придут сюда погонять мяч…
Трибуны напоминают развалины древнегреческого амфитеатра
Футбольное поле залито водой и покрыто льдом, но весной тут закипят настоящие футбольные баталии
Перед тем, как покинуть школьный стадион, совсем уже прощаясь, еще раз бросаю взгляд на школу. Отсюда она еще больше напоминает большой корабль причудливой формы. Корабль, на котором многие начали свое долгое жизненное плавание…