Дамы и господа.
Уже несколько дней пролетело с момента
открытия фестиваля JazzGlobus, а праздничное ощущение не покидает.
Поэтому пара сотен слов, фотографии и пожелания всем интересующимся добраться до иерусалимской Гармонии и "её" ощутить.
Погода была чудесная, то есть не очень жаркая. Пришлось даже рубашку с длинным рукавом одеть, а некоторые прекрасные иерусалимки пожаловали в демисезонных пальто, пугая и радуя нездешней красотой. Праздник караулил уже у стен в виде трубача - предвестника грядущего.
Несколько событий, придавших первому фестивальному дню особое очарование.
Во-первых, мгновенное погружение в правильную атмосферу. Выставка джазовой фотографии, посвящённая 10-летию фестиваля. Григорий Хатин, Дмитрий Брикман, Амир Равэ, Георгий Столяров и примкнувший к ним я. Поверьте, только ради этого уже стоило заглянуть в Итальянский дворик Иерусалима. Отменные работы разнообразных достоинств свинговали со стен. Музыка зазвучала задолго до того, как первые музыканты поднялись на сцену.
Во-вторых, личное знакомство с ЖЖ-шной подругой. Виртуальное общение готовит почву, но цветы, выращенные на ней, не всегда соответствуют реальности. Глянец экрана зачастую обманчив, дамы и господа. Но не на сей раз. Таня -
tarnegolet превзошла все ожидания. Ну как настоящий мужчина может отреагировать на интересную стройную и очень умную даму с обворожительной улыбкой и бутылкой отменного испанского бренди в кармане (демисезонного пальто!!!)?
Правильно. "И немедленно выпил..."
И в-нулевых, первых, вторых и третьих - концерты. Их было три, как и в остальные фестивальные дни.
Первый сет. Игру всех музыкантов ансамбля: ударника Алекса Штейна, контрабасиста Дмитрия Гродского, пианиста Игоря Ходорковского и лидера саксофониста Роберта Анчиполовского отличает профессионализм.
Слушал их неоднократно в разных вариациях, а на сей раз гостьей ансамбля была американская певица Джанин Картер. И весь концерт был построен на джазовых стандартах.
"What a Diffеrence a Day Made" из репертуара "единственной и неповторимой" королевы блюза Дайны Вашингтон сменил популярный стандарт
"My Foolish Heart". Температура исполнения потихоньку росла, разогревая зал. Вкрадчивое сиплое соло баса, лёгкий шёпот щёточек ударника, еле различимые звуки фортепиано и глубокий сильный голос Джанин. "Fever", в 1958-ом году
в исполнении Пегги Ли прогремевшая в американском хит параде и позже исполненная множеством певцом от
Элвиса Пресли до
Мадонны. Ах, как мы когда-то отплясывали под этот хит в исполнении Донны Хайтауэр с какой-то запиленной болгарской пластинки! И далее - вечнозелёная классика .
"Аin't misbehavin" Фэтса Уоллера, медленный и доводящий до дрожи
"Stormy Monday Blues" и великий стандарт
"Summertime", написанный Джорджем Гершвином в 1935 году для оперы «Порги и Бесс» . К этому моменту певица и зал достигли наивысшей точки накала. Стало ясно, почему Джанин Картер известна прежде всего как исполнительница госпел. Её мощный голос развернулся во всю мощь на песнях любимой Этты Джеймс.
"At Last" (my lonely days are over and life is like a song).
А затем - апплодисменты зала, помолодевшего минимум на 30 лет, антракт, бренди, беседы и иерусалимская лёгкая вечерняя прохлада.
Второй концерт. Solo and Duo.
На сцену поднимается
Борис Мальковский. Баянист, пианист и композитор. Садится на стул и начинает тихо что-то наигрывать, прислушиваясь к инструменту. Перешёптывание переходит в разговор, взрывающийся спором, опять примирение, дружеское похлопывание по клавишам и мехам и ответное мурлыкание и сопение. И снова страстный музыкальный взрыв. Скорее даже не соло, а дуэт с самим собой.
Позже дуэт перерастает в трио. Присоединяется рояль. Правая рука извлекает музыку из клавиш, а левая не может расстаться с кнопками баяна.
На сцене появляется соучастник. Молодой, но уже опытный трубач из Литвы Доминикас Вишняускас. Тоже соло. Сразу обращает на себя внимание нестандартное звучание инструмента.
Мальковский безмолвно подыгрывает, а потом начинает дразниться. Самая интересная, пожалуй, часть концерта. Беседа трубы и баяна. Ироничная, дерзкая, заносчивая и увлекательная.
Опыт Мальковского и задор Вишняускаса плетут из звуков узор тонкий и интеллектуальный.
Безусловно, музыка эта требует подготовки, но уверен, что большинство слушателей получили удовольствие от живого и захватывающего представления.
И второй антракт пролетел незаметно. У нас с собой ещё было...
Третий концерт. Priority.
Основное трио феноменального пианиста и композитора Славы Ганелина. Литовский саксофонист Пятрас Вишняускас (отец Доминикаса из предыдущего состава) и ударник из Германии Клаус Кугель.
Я опускаю руки и склоняю голову. Никакой моей болтливости не хватит, чтобы описать ЭТУ МУЗЫКУ. Ганелина слушал неоднократно, давно и не очень. Внешняя неподвижность и внутренний стремительный полёт в непредсказуемые пространства. Так вот, это было одно из лучших его представлений. Фотографии сделаны в самом начале. Позже не мог - впал в состояние ступора. Меня не существовало. Та самая нирвана, которую так трудно достичь в одиночку. И лишь крохотный уголок подсознания продолжал следить за ощущениями неподвижного тела.
Не знаю, сколько длился концерт - минуту, вечость или отведённый программой час. Времени тоже не существовало. После окончания и возвращения, когда удалось наконец выдавить из себя некое подобие слов, обсудили пережитое с Таней и пришли к выводу, что здесь не обошлось без Божественного присутствия.
А мы? Слушатели? Что происходит со всеми нами? Вот несколько слов, сказанных Таней:
"Это не башку сносит. Это тебя всего сносит. Ощущаешь приступ полного счастья. Я как вдохнула, так и не выдохнула до самого конца. И некоторое время после."
"Такая музыка заставляет сбросить десятки лет, помолодеть, похорошеть, постройнеть и, главное, это не прекращается сразу, а продолжается ещё некоторое время."
Дамы и господа.
Рецепт вечной молодости от
luckyed:
Почаще ходите на концерты хорошего джаза, желательно без длительных перерывов, чтобы "это не прекращается сразу" не прекращалось никогда.
И БУДЕТ ВАМ СЧАСТЬЕ!