Дамы и господа!
Есть события, описать которые человечьей речью невозможно. А языку божьему мы не обучены.
Поэтому, косноязычно о божественном.
В 2019 году мы побывали в Центре сценических искусств в Герцлии на представлении одного из самых любимых балетных театров мира (а возможно и самого).
NDT. Нидерландский Театр Танца.
Оказалось, место встречи изменить нельзя. Настоящая любовь не склоняется перед временем и пространством.
Сегодня. Герцлия. Тот же зал.
И чудо, разделившееся на три части.
Три одноактных балета под единой крышей NDT. Разные хореографы. Лучшие в современном танце, как принято в этом театре. От балета к балету полностью менялась пластика. На сцену выходили "другие" танцоры с теми же именами.
Убеждён, что настоящее искусство должно не просто нравиться. Оно обязано удивлять. Мы удивились.
Выстроил перед началом "по-знатоковски" приоритеты. Предполагал, что лучшим будет балет непревзойдённой Кристал Пайт, следующим в моём королевстве маячил любимый Эдвард Клюг, а на третье место снисходительно определил нашего мальчика Надава Цельнера.
Мой табель о рангах оказался "королевством кривых зеркал". Всё смешалось в гигантском калейдоскопе удивляющего этого вечера.
Часть первая:
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯
«Ten Duets on a Theme of Rescue» - «Десять дуэтов на тему спасения» Кристал Пайт
Музыка: Cliff Martinez: High Energy Proton Accelerator, Maybe you’re my puppet, Don’t Blow It, Will She Come Back? Version Titles From "Solaris"/ Score (Twentieth Century Fox Film Music Corporation)
Несколько недель назад мы видели эту постановку в Оперном театре Антверпена.
Там балет Пайт оказался лучшим, спасшим вечер. А сегодня? Редчайшая возможность сопоставить две одинаковые балетные постановки через короткий промежуток времени. Уровень танцоров NDT2 невозможно даже сравнить с антверпенским. Они не танцуют, они сами и есть танец.
А спасение? Плохо в одиночестве, но и дуэты не спасают. Лишь надежда на "спасение" маячит в туманном этом действе, манит и бросает, манит и бросает. Искусство не отвечает на вопросы, а задаёт их.
Часть вторая:
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯
«Кластер» Cluster Эдварда Клюга, румынского хореографа и руководителя Национального театра «Марибор» в Словении на музыку Милко Лазара впервые был представлен NDT2 в 2022 году, и с тех пор стал одной из "визитных карточек" коллектива.
Перемещающиеся линейно танцоры ищут своё место в пространстве сцены, в близости друг к другу, нащупывают воздух, временами касаясь друг друга.
Чутко, осторожно, несмело сворачивая прямые в спирали.
Пружины хореографии закручиваются, безвозвратно сближая героев.
Разрозненная планомерность движений превращает танцоров в кластер, гроздь, созвучие совершенных тел. Гармония выплёскивается в зал, наполняя его блаженством. И не стоит искать смыслы из маленьких жукоподобных буквочек. Тела танцоров у Клюга самодостаточны и не нуждаются в вербализации.
Часть третья:
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯
«Сказка на ночь» («Bedtime story») Израильтянина уроженца Рамле Надава Цельнера
Музыка: Andre Hajj & Ensemble: Mir; Ez-zouhour: Sidi Mansour / Baba Bahri. Courtesy of ARC Music Productions Int. Ltd.; Al Ajaleh: Bat Sheva Music; Mohammed Abdu: Allah Alaiha, Al Rasayel & Mahma Ygolon. Courtesy of Rotana Music.
Если это сказка, то полная страсти нешуточной и движений непредсказуемых. Тела на сцене дрожат и переливаются в ритме молоточков. То ли музыкальной перкуссии, то ли сердец танцоров, бьющихся в звенящий унисон.
Штопором взвивающиеся фигуры, полёты пугающе прекрасные, неудержимость яростных движений, безмолвные молитвы-крики пропитанные иронией. Восхищаясь, непрестанно улыбались.
Вот что говорит о своем балете сам Надав Цельнер: «Маленький тайный момент между сном и сознанием - это момент, когда я воплощаю свои мечты в реальность. Недавно я вернулся к мечтам, которые у меня когда-то были. В детстве мне снились змеи. Каждое утро я удивлялся, что помню их в мельчайших подробностях, хотя и не понимал, почему эти змеи посещали меня во сне. Хоть я и боюсь змей, когда мы встречались во сне, они мне не угрожали, я никогда не боялся. Сегодня я понимаю, что эти змеи - это я сам лицом к миру и лицом к себе. Я противостою своим страхам и следую своим убеждениям. Вместо того чтобы убегать от воспоминаний, я решил изучить их и использовать в качестве элементов хореографии.
В этой работе мне было важно выразить на сцене свои мечты и сны, сделать их осязаемыми.»
«Сказка на ночь» - дебютная работа Надава для NDT2, но, нет сомнений, не последняя.
Недавний рассказ о поездке посвятил Гаагским впечатлениям от шокирующей встрече с NDT1. Сейчас в Израиле на гастролях ошеломительная эта компания под номером 2, что не меняет абсолютно ничего.
Иржи Килиан за годы своей работы с (NDT) Нидерландским Театром Танца сотворил множество замечательных вещей на сцене. А в самом театре создал "пространство трёх измерений": помимо основной труппы NDT1) появилась юная группа (NDT2) и вневозрастная компания "балетных пенсионеров" (NDT3).
Чувственность и неожиданность движений переплетаются в столь захватывающем гипнотическом контрасте, что ты оглушённо начинаешь понимать, что такое виртуозность танцоров NDT2.
Впрочем, 1-2-3, какая разница? На "спину" волшебства не приклеить номерок.
Как будто впервые.
Как будто впервые.
Это невозможно, твердишь ты себе. Ты удивлён, покорён, восхищён.
Прекрасно представлял себе, на что идёшь.
И всё равно получил то, что представить невозможно.
Ни за что и никогда!
Идти обязательно, дамы и господа.
-------------------
Сайт театра NDT -
https://www.ndt.nl/en/ NDT2 - оставшиеся спектакли в Центре Сценических искусств, Герцлия
6.07, четверг, в 20:30
7.07, пятница, в 14:00
8.07, суббота, в 16:00
8.07, суббота, в 21:00
10.07, понедельник, в 20:30
Организатор гастролей - компания OZ Productions
Гастроли Нидерландского танцевального театрапроходят при поддержке фонда MART.
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting