фотографии автора.
Несколько недель назад наши итальянские друзья попросили помочь с выбором концертов на очередном джаз-марафоне в Генуе. От списка имён дыхание перехватило немедленно и надолго. Вернее, от первого имени. Трио Кейта Джарретта. Несомненно -бежать. Несбыточная мечта израильского джаз-фана. Ну не жалует великий Джарретт нашу страну.
Вторым в списке был Брэд Мелдау со своим трио. И здесь сомнений нет - великолепный пианист, играющий изысканный интеллектуальный джаз, вобравший в себя всё: от классики до рока. Дважды был на его концертах в Израиле, чего и друзьям пожелал в их солнечной Италии. Беспроигрышный вариант. Рекомендую всем.
А третьим оказался Джон Скофилд. Вот тут-то я и призадумался. Ибо непредсказуем. Один из китов джазовой гитары, несколько лет поигравший ещё с Майлзом Девисом, а после переигравший со тьмой великих (и отнюдь не как сайдмен ...). 62 года человеку. Вроде пора определиться. А он неугомонен. Снимаем крышку с кастрюли, закладываем бибоп, фьюжн, фанк, соул, джаз-рок, блюз и любые другие составляющие джазовой кухни. Перемешиваем, и на огонь. И главное - никакой воды. От неё пузырёчки в крови не забегают. А какой чёртик из этого варева выскочит - не предвидеть. Значит слепо рекомендовать Скофилда как обязательное блюдо могу только людям с закалёнными джазовыми желудками. А таковые в моих рекомендациях не нуждаются.
Но закончим с гастрономией и вернёмся к гастролям. 4-го июня Скофилд выступил в Иерусалиме на Фестивале Израиля.
На моей памяти - это его четвёртый концерт в нашей стране. На первом я не присутствовал, но, "по воспоминаниям современников", друзей, немало в джазе понимающих, было неинтересно. Маэстро тогда играл фанк.
Второй концерт (Эйлат 2004-го) обещал многое. Это был дуэт Скофилда с прекрасным контрабасистом Чарли Хэйденом. Два совершенно разноплановых гиганта - философ-мыслитель Хэйден и фанково-энергетический Скофилд. Их камерный дуэт интриговал. Но организаторы фестиваля одновременно с ними на соседней площадке запустили концерт какой-то орущей джазовой компании. До того шумной, что Скофилду с Хэйденом приходилось даже прекращать игру. Вобщем, совместного экстаза не получилось, а очень жаль.
Третья попытка (Эйлат 2009) показала совершенно иного Скофилда. Легендарный джазмен прибыл с Нью-Орлеанской группой Piety Street, в коей особенно запомнился классный певец, клавишник и гитарист
Jon Cleary , сильно смахивающий на Сирано де Бержерака.
Спиричуэлс, блюзы и госпел жаркими эйлатскими ночами "зажигали" всех.
Неколько лет прошло, а то самое исполнение великого спиричуэла "Sometimes I Feel Like a Motherless Child" до сих пор крутится в моей голове. Успех был оглушительный. Оба концерта прошли в соповождение оваций и всенародных плясок.
Click to view
И вот в четвёртый раз "закинул старик невод в синее море". На сей раз маэстро сопровождали пианист Mike Eckroth, контрабасист Ben Street и ударник и композитор Bill Stewart. С первых минут стало понятно что речь идёт о современном, плотном, насыщенном высококлассном джазе. С полной отдачей. Прекрасной техникой. Великолепной ансамблевой игрой. Бена Стрита я слушал недавно в трио блестящего пианиста Данило Переса. Этот музыкант в последнее время всё более и более востребован в различных европейских джазовых сочетаниях. Его отличает тонкая интеллигентная манера игры.
Билл Стюарт - разносторонний и многоплановый ударник и композитор-постмодернист неоднократно играл со Скофилдом в различных составах.
Пианиста Майка Экрота я слушал впервые. Он - давний участник квартета Скофилда.
Итак, удалось подзарядиться прекрасным джазом. И ещё один, возможно самый важный индикатор. Заглянув после концерта за кулисы, я увидел приплясывающего Скофилда. Представляете? Ведь далеко не мальчик. Перелёт. Более чем полуторачасовый концерт с полной отдачей. И не то, чтобы не осталось сил приплясывать. Всё внутри продолжало играть и не мог он не приплясывать.
Дамы и господа. Это и есть настоящий джаз! И, думаю, в следующий раз я смело буду рекомендовать своим друзьям Джона Скофилда.