Меир Шалев. "Мои женщины"

Feb 15, 2016 08:47



Дамы и господа!
Предыдыщий рассказ о Меире Шалеве начался с "признания".
Один из самых любимых моих современных писателей. Не только израильских. Первой книгой стал "Эсав", а потом уже остальное без исключений. Все его романы стоят у нас на книжной полке и пополняются новинками даже сегодня, не вытесняясь электронными изданиями. Любовь суррогатов не признаёт.
Я не одинок в любви к книгам Шалева, но не все знают, что театр "Габима" организовал цикл из восьми встреч с ним. Серию из четырёх лекций под общим названием "Библия - это не то, что вы думали" и вторую - "Книги написанные и прочитанные".

Первую беседу о царе Давиде я уже пересказывал.
А 8-го января лекция "Мои женщины" началась с безвременья...




С замечательного рассказа Вуди Аллена "Случай с Кугельмасом".
Профессор классической литературы Кугельмас несчастен во втором браке. Жена-"плебейка" его "недостойна". Кугельмас попадает к волшебнику Великому Перскому, способному переправить его к героине любого романа. Профессор выбирает мадам Бовари, и начинаются их многочисленные и нежные свидания. Любовники переносятся то в роман, то в Нью-Йорк (мечта Эммы - поглазеть на Джека Николсона). Но, увы, эксперимент завершается трагично. В процессе очередного перемещения Перский умирает, и следует грустный финал:

"Он (Кугельмас) оказался в старом учебнике интенсивного курса испанского языка и до конца своих дней носился по бесплодной скалистой местности, спасаясь от здоровенного мохнатого неправильного глагола tener (иметь), гонявшегося за ним на длинных тонких ножках."




"Личная" литературная героиня есть и у Меира Шалева. Но отнюдь не Эмма Бовари. Его мечта - Аталанта (др.-греч. Ἀταλάντη «непоколебимая») - героиня древнегреческой мифологии, быстроногая красавица, победительница вепрей, кентавров и мужчин, единственная (по некоторым версиям) женщина-участница похода аргонавтов.
Шалев признаётся в любви к ней.
У писателей существуют особые свидетельские показания - книги. Если там встречаются в чём-то схожие женщины, то это не случайно. Тревожат они автора.
Быстроногая нимфа прибежала к Шалеву вдоль длинной литературной цепочки, среди звеньев которой "Метаморфозы" Овидия и "Золотое Руно" Роберта Грейвза, Томас Харди и детская книжка Иешуа Бар Йосефа... Примчалась и навсегда поселилась в его книгах и в жизни как сильная и решительная женщина, не похожая ни на кого. Прекрасная, воюющая за себя и близких и побеждающая.




Она обосновалась в замечательных сказках Шалева, а первая "взрослая" проба - в "Русском романе" в образе мамы рассказчика.
В бездонно-многоплановой книге "Эсав" появляется Сара Назарова - дочь Михаэля Назарова, перешедшего в еврейство "пришельца" из России. В реальной жизни русские субботники поселились в Явне и, став евреями, долго ещё оставались простыми русскими мужиками. Шалев рассказывает, что в первые годы "абсорбции", напившись до чёртиков в один из важнейших иудейских праздников Симхат Тора, новообращённые евреи выходили на улицы своего района с радостными криками "Бей жидов". Рудименты прошлой жизни вскоре растворились во времени, а потомки субботников стали уважаемой составляющей народа Израиля. Среди них, например, такая известная личность, как Рафуль (Рафаэль Эйтан).




Из такой среды возникла Сара Назарова. Мощная, высокая, решившая силой судьбу своей семьи. Аталанта проникла и сюда.

"...мать носилась по двору от избытка счастья и силы, клокотавших в ее теле, громко распевала смешные полуграмотные песни, а когда видела, что мы наблюдаем за ней, гналась за нами и прижимала к груди сокрушительным прессом своих рук".

Читайте "Эсав". Наслаждайтесь этой серьёзной и умной книгой. А рассказ о своей героине Шалев завершил изумительной историей. Как-то на улице он внезапно увидел её. Свою возлюбленную "Аталанту". Абсолютную копию литературной Сары Назаровой. Тот же рост, цвет глаз, волос. Сильные руки. Независимая походка. Он подошёл к ней со словами: "Вы удивительно похожи на героиню книги, прочитанной мной недавно". Не назвал себя от растерянности и скромности.
"Сара" взглянула на него с высоты своего гигантского роста, усмехнулась и сказала: "Пожалуй, со мной ещё никто и никогда так по-дурацки не начинал знакомство".
Развернулась и исчезла из реальной жизни, оставшись в литературной.




В доме Шалева существовала другая "Аталанта". Его мама. Иная на вид. Невысокая, тёмноволосая, но сильная и неукротимая. Она бунтарски проникла в роман "Мальчик и голубь". А на лекции Шалев рассказал реальную историю. На утреннике в начальной школе Меир получил роль царя. Важно вышел на сцену в короне, с булавой и белой бородой. Но, о ужас, борода с одной стороны отклеилась. Учительница, прятавшаяся за занавеской, высунула руку и булавкой приколола бороду. При этом нечаянно проткнула ухо. От боли "царь" возопил. Чёрной молнией мама, сидевшая на почётном месте в первом ряду, бросилась на сцену и вырвала злосчастную булавку из уха. На этом история завершилась бы у любой женщины. Но не у "Аталанты"!

Разгневанная мама выхватила из рук "царя" булаву и исчезла за кулисами. Не знаю, сколько раз опустилось "королевское оружие" на голову ошалевшей учительницы. Судя по воплям - немало. Только после этого она гордо вернулась в зал и отдала сыну булаву.
"Что дальше?", - спрашивает Шалев. "Меня в школе зауважали."




В романе Шалева "В доме своем в пустыне" "Черная Тетя вечно бегала и прыгала без устали" и творила много такого, на что способны лишь "Аталанты". Тем, кто не читал, очень рекомендую, а "свои" посмеются над реальным эпизодом из жизни писателя. После публикации книги Шалев стал получать письма с предложением организовать группу поддержки мужчин, выросших в доме, где были только женщины.




Последний роман писателя "Вышли из леса две медведицы" отличается от предыдущих тем, что рассказ ведётся от лица женщины. Очередная "Аталанта" Рута Тавори победила самого автора. Шалев был вынужден писать роман на трёх языках - литературном (несколько отличавшемся от обычного его стиля), детском (Рута Тавори писала для детей. Тут пригодился опыт детских книг) и разговорном. С последним дело шло настолько туго, что Шалев в отчаянии на год бросил сочинять роман. А вернувшись к книге внезапно понял, что Рута взяла над ним верх и пишет САМА!!!

"Это было удивительное и приятное ощущения. Нечто двигало моей рукой, а я только записывал. И даже не исправлял после."

Шалев рассказывал и читал, иногда посмеиваясь над собственным текстом. После встречи осталось ощущение недоговоренности, жажда перечитать любимые книги и желание побывать на следующих лекциях в театре "Габима".




Напоминаю заинтересованным даты и темы:
Библейский цикл (10.00):
- 26-го февраля - третья "библейская" лекция, посвященная "торговле недвижимостью".
Согласно Библии, все земли принадлежат Богу, но новые "правила игры" впервые появляются в рассказах о дочерях Салпаада, Навуфее, покупке Храмовой горы и Пещеры Патриархов. Разговор пойдёт о росте цен, "играх" с правом на землю, умении договариваться и первых проявлениях "мощи еврейских мозгов".
- 11-го марта - две великие личности еврейской истории - Мордехай и Иосиф. Оба занимали видное место при дворах чужеземных царей. В чём сходство и отличие их судеб?

Литературные леции (12:30):
- 26-го февраля - "Семейный словарь".
У семьи из романа "Фонтанелла" и реальной семьи автора существует "тайная" система речи с выражениями и присказками, понятными только своим. Как всё это появилось и прижилось? Как формируется "Семейный лексикон"?
- 11-го марта - " Антивоспитательные книги".
Помимо взрослых романов Шалев написал 16 детских книг. Лекция для взрослых о детской литературе. Почему некоторые родители и дети предпочитают "Тома Сойера" Марка Твена, а другие любят "Маленьких женщин" Луизы Мэй Олкотт? Необходима ли цензура в "Маше и трёх медведях" или "Красной Шапочке"? Какая связь между детской книжкой Шалева и заседанием комиссии Кнессета по правам ребёнка? В чём ответственность взрослых за формирование детской библиотеки?

До новых встреч с Меиром Шалевом, дамы и господа

фотографии, книги, Меир Шалев, лекции

Previous post Next post
Up