Фотографии автора с концертов 2009-го и 2010-го года
Есть события, не отсеиваемые даже самой дырявой памятью. Они впечатываются в неё навсегда, добавляя своё собственное неповторимое цветовое пятно к пёстрому фону жизни. Два года назад нам посчастливилось побывать на незабываемом концерте.
Вокал - всегда был и остаётся одной из самых востребованных форм джаза. В массовых своих проявлениях он проще для восприятия. К нему сложнее применить бессмертную ждановскую формулу "сумбур вместо музыки". Но у этой блестящей медальки есть и оборотная сторона. Массовый слушатель порождает массового исполнителя. И множатся по концертным залам нашего шарика длинноногие дивы разных цветов и оттенков с ангельскими или дьвольскими голосами, томными движениями и абсолютной пустотой в красивых глазках. "Вы хочете песен - их есть у меня".
Тем прекраснее редкие (я бы даже сказал - редчайшие) исключения. На том концерте на сцену Амфипарка в Раанане вышла великая Ди Ди Бриджуотер. Говоря великая, не преувеличиваю ни на йоту. Ди Ди называют наследницей Эллы Фицджеральд. Более 40 лет на сцене, два Grammy и Tony Award, головокружительная карьера, украшение и вершина любого джазового кворума. И в то же время - абсолютный ребёнок. Сверкающие глаза, полные огня и мудрости одновременно. Уж она не выпрыгивает на сцену попеть и подрыгать ножкой. Она выходит рассказать. И тот, кто умеет слушать, остаётся покорённым навсегда удивительной мудростью и красотой её песен.
Тот особенный концерт был посвящён памяти Билли Холидей или «Леди Дэй», давно растасканной на части, растиражированной многочисленными подражательницами. Задачей Ди Ди и её комбо (звёздный состав - саксофонист Джеймс Картер, пианист Эдсель Гомез и контрабасист Айра Коулмен) была не попытка скопировать Билли, что невозможно и не нужно, а попытаться понять и пересказать её истории сегодняшним языком.
Всё удалось. И блестящий диск "To Billie with Love from Dee Dee" тому доказтельство. До сих пор мороз по коже от исполнения одной из самых страшных песен Билли "Странный фрукт" - антирасистского крика, запрещённого в своё время для исполнения в Америке.
Мои ощущения: Некая плоскость (условная поверхность земли?). Музыка бъётся, пульсирует где-то внизу. То всплеснётся, то затихнет. Леденит душу шепчущий, скрежещущий, хрипящий саксофон Картера. А сверху, над абсолютным ничто вне времени и пространства одиноко парит невыносимая боль. Голос рассказывает, обвиняет, пробивается к нам. Но души растерзанных, униженных, линчёванных остаются там внизу, в аду. И только голос - судья и свидетель.
Вот примерно так это выглядело:
Click to view
Закончился и этот потрясающий концерт. Я помчался за кулисы. Показать свои фотки с предыдущего выступления. Попросить написать что-либо на память. Да просто побыть рядышком... Музыканты после концерта - тема для отдельного рассказа. И к этому я буду ещё не раз возвращаться.
Ди Ди сияла, обнимала свою неизменную спутницу - белую собачку и дарила ослепительные улыбки всем к ней пробравшимся. Я показал фотографию, и немедленно был осыпан восторгами и комплиментами. Ди Ди взяла мою специальную "серебрянную" ручку (снимки в альбомах на чёрном фоне требуют особого цвета) и ... О ужас!!! Ручка царапнула что-то и перестала писать. Растерянность и, мягко сказать, огорчение... Но моя героиня не растерялась. Лукаво погрозив пальчиком, она отпустила собачку, обняла ручку и что-то начала ей петь. Это была какая-то детская песенка, колыбельная лёгкая и воздушная. Что-то необычайно тёплое, нежное и ласковое. Все счастливчики, оказавшиеся подле, включая музыкантов и саму отказавшуюся писать виновницу, затаив дыхание слушали этот удивительный концертик. А после, с гордым видом и без тени сомнения Ди Ди взяла очарованную ручку и написала мне много красивых и чудесных английских и ивритских (!) слов.
Вот какие чудеса способна сотворить волшебная сила искусства, дамы и господа.