ЦИФРОВОЙ ГОСПЛАН - будущее экономики России! Пример ИРАНА. Путин на ПМЭФ. Эмбарго на золото//Бабаков

Apr 07, 2024 10:44

image Click to view



Заместитель председателя Госдумы, один из авторов экономической программы "КУРС" - концепция укрепления Российского суверенитета» Александр Бабаков - об эмбарго на российское золото, отмену доступа к американским технологиям, в том числе, полупроводникам и новой экономической модели, которая позволит нам не скатиться в "лихие 90-е", пережить глобальный кризис и на принципиально новых основах выстроить суверенную экономику, где во главе угла будет стоять не прибыль, а всестороннее развитие человека.

Ведущая - Евгения Родионова

Ссылка на программу «КУРС» - Концепция укрепления российского сувернитета: https://russiancourse.ru/

Суверенная эмиссия и здравый протекционизм: https://russiancourse.ru/wp-content/uploads/2022/04/kurs.pdf

00:00 Гость: Александр Михайлович Бабаков - вице-спикер Госдумы, экономист, один из авторов программы «КУРС».
00:24 На экономическом форуме, президент Путин сообщил, что нужно делать ставку на предпринимательские свободы.
01:11 Поверхностное представление и противопоставление рынка и плана - наивная позиция.
03:50 В чем отличие между конвергенцией и мобилизационной экономикой?
07:21 Задача государства, создать предпосылки для реализации рыночной инициативы.
08:41 Планирование касается всех сфер жизнедеятельности государства и его граждан.
10:39 Абсурдное представление о воздействии государства на экономику.
14:16 Пока государство ставит интересы капитала превыше всего, никакой технологический суверенитет не спасет обычных людей.
17:35 Наша экономика может позволить темпы роста 10% ВВП в год и это не фантастика.
18:14 Тратить столько, сколько зарабатываешь.
20:38 Инфляция это не когда много денег, а много товаров.
23:10 Проблема технологических поставок.
24:09 Страны G7 введут запрет на импорт золота. Оно нам и самим пригодится.
25:38 Сможет ли партнерство с Китаем и Индией быть равноправным?
27:25 Иран послужил примером того, что можно преодолеть даже такой шквал санкций.
29:15 До аналога 90-х мы не дойдем.
31:03 Вопросы от зрителей.

Выступление Александра Бабакова в Государственной Думе:

image Click to view



- Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемый Вячеслав Викторович (Володин, Председатель ГД - Прим. ред.)!

Буквально с первых недель формирования наше Правительство работало только в экстремальных условиях. Результатом явилось не просто удержание ситуации, но и серьёзный рост экономики и реальных доходов, а также зарождение новых качественных трендов. Изменились цели и общественная риторика по всему социально-экономическому спектру. И здесь мы полностью поддерживаем Правительство в этой предельно конструктивной смене курса.

Разворот происходит эволюционно, без резких встрясок, без шоков, но при этом весьма динамично. Можно оценить высоко такую социальную деликатность.

В настоящее время объективно требуется решительное усиление новых подходов и методов, особенно в сфере денежно-кредитной политики и долгосрочного макроэкономического планирования.

Наш Президент Владимир Владимирович Путин предельно ясно обозначил стратегические, политические цели нашей страны и её руководства на обозримую перспективу. Это полный национальный суверенитет, объективно целесообразная экономическая самодостаточность и радикальная смена демографического тренда. Многодетная семья должна вновь стать социальной нормой, одной из важнейших составляющих философии жизни всего нашего народа.

Это означает, что социальная сфера отныне - это не обременение экономики, а непосредственная цель и смысл её существования. Остаточный принцип финансирования так называемой социалки полностью должен уйти в прошлое. Уверен, стратегические, социальные цели будут определять механизмы, методы и способы организации экономики, а также скорость и направления ее развития.

Давайте сначала определять, какие и когда мы собираемся платить пенсии, заработные платы, в каком объеме поддерживать участников СВО, как намерены обеспечивать многодетные семьи, и уже на основе этих расчётов строить все ресурсные, производственные, финансовые и иные планы.

Такое целеполагание само по себе приводит к необходимости решать огромное число задач, причём одновременно, не допуская при этом запредельного напряжения сил и ресурсов народа. И инвестиции, и потребления населения, и расходы на оборону должны расти быстро и согласовано. Основной и доминирующей формой взаимодействия станет государственно-частное партнёрство во всех сферах. Государственное макроэкономическое планирование должно обрести подобающий ему местный статус. Будет ли это цифровой госплан или государственный комитет планового развития - это дело вкуса. Суть функции - разработка стратегических планов развития всей российской экономики как единой взаимосвязанной системы с использованием динамических межотраслевых балансов и иных алгоритмов макроэкономического управления.

На наших глазах происходит полный отказ от концепции сбора большей части населения в нескольких десятках крупных агломераций. Нам необходима принципиально иная политика пространственного развития, создание комфортной среды обитания на всей климатопригодной территории страны. Это отдельная огромная задача и это отдельный огромный план.

Предлагаем поставить вопрос о возрождении функционального аналога комиссии по изучению естественных производительных сил России. Кстати, могу сказать, что такая комиссия была создана в Российской империи еще в 1915 году.

И, если действовать по схеме: прогноз на 50 лет, план на 15-20 лет и конкретные проекты на 5-10 лет, то самые длинные по временному горизонту документы имеет смысл поручить именно такому отдельному ФОИВу (федеральному органу исполнительной власти - Прим. ред.), как бы мозговому центру, где могли бы быть собраны специалисты предельной квалификации.

Однако наиболее острый и неотложный вопрос, который необходимо решить ещё до любых организационных нововведений, - это существенное изменение ДКП (денежно-кредитной политики - Прим. ред.).

Денежное малокровие российской экономики нужно прекращать буквально сегодня. Сейчас это главный и самый мощный тормоз нашего развития и даже более того - это серьезная опасность. Запад ещё может включить режим экономической, в том числе военно-промышленной мобилизации, и этого нельзя исключать. Но даже и без военно-политических вызовов очевидно, что решить весь тот огромный список задач, поставленных Президентом, только за счёт прежних накоплений государственных или частных невозможно чисто физически. Бюджет - это всегда перераспределение уже произведённого. Для создания нового всегда требуется новая денежная масса.

Единственным настоящим ограничением развития является отсутствие реальных доступных ресурсов всех видов и компетенций, но это не к нам, у нас всё есть. Деньги - это не дефицитная физическая субстанция, это знаки, которые всегда могут быть эмитированы в необходимых количествах, это средства обеспечения экономической связанности и управления экономическим поведением. К 2030 году Россия должна войти в четвёрку крупнейших экономик по объему ВВП по ППС.

Это всё уже озвучили. Такую задачу поставил Президент. И Михаил Владимирович тоже назвал это как бы в качестве цели. Но достижение этой цели в принципе невозможно при так называемых сбалансированных темпах роста в процент или полтора. И даже нынешние 3,6% или 4% не есть до конца решение вопроса. Мы должны ориентироваться на темпы выше 7%, а лучше 10% роста экономики в год.

Мы в любом случае перейдём на расширенное увеличение денежной массы под развитие, но мы можем потерять драгоценное время. Дискуссии о ДКП и роли ЦБ затянулись, предлагаю поступить просто: Конституция и закон о ЦБ никак не препятствуют прямому объединению усилий Правительства и ЦБ в интересах решения единой задачи - обеспечения развития страны, причём теми темпами и теми способами, которые требуются по абсолютно объективным внешним и внутренним причинам.

Банк России как ключевой участник любых экономических процессов может не только отвечать за устойчивость рубля, что написано в Конституции, и участвовать в разработке экономической политики Правительства Российской Федерации, как сказано в законе о ЦБ, но и должен совместно с исполнительной властью отвечать за результаты этой политики.

Я даже не буду вступать в дискуссию: является ли в принципе политика плавающего рубля адекватной задаче обеспечения устойчивости национальной валюты, я сниму любые вопросы и дружескую критику к нашим финансовым властям, как только такое решение о совместной ответственности будет принято публично.

Наше Правительство уже продемонстрировало исключительную способность эффективно действовать в самых сложных условиях, так давайте дадим возможность наращивать реальную денежную массу в тех объёмах, которые соответствуют гигантскому масштабу стоящих перед страной задач, а финансисты и банкиры помогут оказать неоценимую помощь в обеспечении эффективных балансов и разработке гибких финансовых механизмов.

В нашей партии подготовлена концепция возможного перехода на видоизменённую экономическую политику, мы её назвали "Универсальной экономической машиной". Конечно, там содержатся новации, которые не только уникальные, они собраны как опыт многих стран. И мы готовы в любое время обсудить со специалистами Правительства данную концепцию.

Теперь о практических шагах. Первое - сохранение валютного контроля и возврата валютной выручки - это залог стабильности рубля и избежания главного фактора инфляции в России за последние 10 лет. Существенное быстрое снижение ключевой ставки и стоимости кредитов, увязанное с поддержкой десятков тысяч проектов в реальном секторе, а не со спекуляциями. Мы не поддерживаем повышение ключевой ставки, поскольку это борьба с инфляцией методом управляемой рецессии. Существенный рост бюджетных инвестиций на социальные нужды и на рост мощностей по аналогии с успешной политикой низкопроцентного кредитования целевых субсидий в агросекторе и в АПК, и ряде отраслей промышленности.

Далее. Так называемые государственные расходы по своей физической сути и экономическим следствиям не есть расходы в буквальном смысле этого слова. Это не безвозвратные траты, это инвестиции и в развитие, причём инвестиции максимально эффективные, поскольку осуществляется быстрейшая их возвратность.

А то, что идёт на социальные нужды, - это тоже поддержка инвестиций в производство, поскольку есть наилучшее средство - обеспечение спроса и тем самым развитие ёмкого внутреннего рынка.

Так называемый государственный долг, когда государство должно самому себе даже самые значительные суммы, - лишь бухгалтерское оформление, расширение реальной денежной массы под развитие. Это реестр финансовых средств, использованных для развития страны, и этому государственному долгу соответствуют и будут соответствовать физически созданные гигантские материальные и иные ценности, возникшие в процессе использования вновь созданных финансовых ресурсов. Обеспечение новых механизмов покрытия технического дефицита госбюджета с нулевой процентной стоимостью.

Далее. Планомерное сокращение избыточного экспорта и переориентация ресурсов из экспортных отраслей в сектор для внутреннего потребления, для инфраструктурного и военного строительства. Это снимет кадровую остроту в экономике и нужду в мигрантах при существенном росте зарплат и реальных доходов.

И, наконец, упор в социальной политике на обеспечение семьям доступного и более просторного жилья. При росте реальных доходов населения и сильном снижении стоимости кредита размер жилья для большинства должен увеличиваться, доля расходов на его приобретение и проценты снижаться. Только так можно создать реальную экономическую основу для более раннего и частого решения о детях и семье.

Теперь о свободе частного предпринимательства в России. Эта тема всеми поднимается и значение её многократно важно. Эта тема может получить продолжение при случае, если мы в той ситуации, когда у нас будет стабильный рубль, цены на базовое сырьё и энергоресурсы внутри страны, доступ к низкопроцентному финансированию, способность выполнять самые высокорисковые НИОКРы, инвестиции в новые продукты и технологии и радикальное снижение рыночных рисков.

Благодаря высокоэффективной работе Правительства по большинству ключевых направлений уже созданы все необходимые предпосылки для корректировки вектора социально-экономического развития в сторону, обеспечивающую выживание в России как государства и превращение в макрорегион в будущем мире.

Отдельно скажу о якобы высоком риске инфляции при сильно увеличенных госрасходах. Наш принцип прост: инфляция есть следствие дефицита товаров, услуг, а не избытка денег. Опыт, накопленный Правительством в 2022-2023 годах, наглядно показывает, что даже очень быстрое, резкое увеличение денежной массы в экономике сочеталось с сильным замедлением инфляции, а в ряде секторов и целых месяцев даже с дефляцией. До тех пор, пока рубль был стабильным, всё это и происходило. Экспорт есть средство фондирования импорта, поэтому нам надо очень серьезно работать над излишним экспортом.

Кроме стабильного курса в подавлении инфляции самое важное - это рост внутреннего производства. Об этом много говорилось сегодня. Как раз здесь требуются и низкопроцентное беззалоговое кредитование, и минимальные залоговые требования. Не нужно изобретать ничего нового. Надо только распространить меры поддержки сельхозпроизводства, которые применились успешно, на остальные отрасли.

Ну, и наконец я хотел бы сказать, что для того, чтобы Россия превратилась не только в новый макрорегион, но и в страну с суверенной экономикой и с высокотехнологичным производством, высококвалифицированными кадрами и высокой зарплатой, надо сделать всё озвученное нашим премьер-министром. Мы его поддерживаем и даём высокую оценку работе Правительства.

Россия, экономика

Previous post Next post
Up