Цифровая трансформация и новые модели ведения бизнеса

Dec 21, 2020 14:16

Будущее уже наступило. Автоматизация рабочих процессов, использование для работы цифровых технологий в последние годы стали привычным явлением, в результате массового перехода сотрудников разных компаний на удаленку востребованность технологий повысилась. Чтобы соответствовать духу времени, успевать за новыми реалиями, компании должны становиться цифровыми, использовать новые технологии. На конференции «Умные решения-умная страна: инновационные технологии для новой реальности», организованной компанией ЛАНИТ, участники в течение двух дней обсуждали, как компаниям адаптироваться к изменениям. Ведущие отраслевые аналитики, опытные ИТ-практики и поставщики технологических решений представили свои продукты и решения для цифрового бизнеса в столь непростых условиях.



Вид платформы, на которой велась трансляция конференции. Выступление Вячеслава Солопова, директора по консалтингу «Консист Бизнес Групп»

Цифровые платформы

В последние годы были реализованы многие ИТ-инструменты для бизнеса. Мир вошел в эпоху активного создания цифровых платформ и сервисов. Национальной программой «Цифровая экономика» предусмотрено создание отечественных цифровых платформ в самых разных областях, например, для предоставления государственных услуг, для промышленности, сельского хозяйства, строительства, медицины и др.

«Ключевые цифровые сервисы начинались с торговли и e-commerce. Потом они постепенно распространились на сферу услуг, и цифровые услуги стали частью крупных информационных сервисов - Google, «Яндекс». Например, вызов такси: мне кажется даже, что в России уже разучились вызывать такси по телефону. Сегодня цифровые технологии активно проникают в финансовый сектор, ритейл, операторы связи предлагают абонентам множество цифровых услуг, - отмечает Вячеслав Солопов, директор по консалтингу «Консист Бизнес Групп». - Следующими осознали важность ЦТ для сохранения конкурентоспособности бизнеса не только на стратегическом, но даже на тактическом горизонте планирования. Они создают свои цифровые платформы, которые уже стали двухуровневыми.»



Примеры цифровых сервисов, слайд из презентации Вячеслава Солопова

«Мы провели опрос среди ИT-директоров, - поделился Вячеслав Солопов с участниками конференции. - Выяснили, что, хотя ни бюджет, ни структура ИT-проектов сильно не изменились, стали другими требования к результатам, которых должны достичь ИT-подразделения. Теперь от них требуется достаточно быстрое получение результатов и включение информационных технологий во все бизнес-процессы. Сегодня бюджеты сосредоточены в ИT-проектах. И каждый ИT-проект построен на сотрудничестве большого количества внутренних подразделений и на вовлечении потребителей и поставщиков в эти цепочки. Произошел переход к циклу постоянного взаимодействия со всеми партнерами. Поэтому сейчас все игроки сосредоточены на создании собственных платформ, собственных сервисов и выводе их на рынок.»

Российские финансовые корпорации создают собственные цифровые платформы для корпоративного бизнеса. Благодаря этому предприятия без труда перешли на удаленную работу. Также с помощью цифровых платформ финансовые компании развивают дополнительные сервисы. Например, банк Santander, помимо стандартных финансовых услуг, стал предлагать work-кафе и коворкинг eXperience. Теперь, приходя в коворкинг, многие люди оформляют кредиты для реализации стартап-идей.

В связи с пандемией произошла и цифровая трансформация корпоративного образования.

«Раньше лишь 8% руководителей видели эффект от удаленного корпоративного образования, - отмечает Марат Немешев, директор департамента цифровых решений компании «ЛАНИТ-Терком». - Сейчас пришло осознание неизбежности дистанционного формата.»



Модератор секции «Цифровая трансформация» Дмитрий Изместьев и Марат Немешев, «ЛАНИТ-Терком»

Центры обработки данных

ЦОД - одна из технологических основ цифровой трансформации любого бизнеса. С другой стороны - он сам является объектом цифровой трансформации. В результате трансформации он сегодня совсем не тот, что был 15, 10 или даже 5 лет назад. Четкие различия между облаками и ЦОДом уменьшаются - речь о скорости разворачивания и перераспределения ресурсов. Также в настоящий момент можно оплачивать только используемые ресурсы ЦОДа.

«Сегодня есть возможность разместить кусочек «облака» у себя на площадке и пользоваться его функционалом. При этом подходе решается ряд основных вопросов безопасности, - говорит Александр Старыгин, директор департамента подготовки технических решений HPE. - Мы потихоньку двигаемся к автономному ЦОДу, который не требует обслуживания или требует его в минимальном объеме. Автономный ЦОД - результат совместной эволюции программных и аппаратных продуктов. Его основные характеристики: самоуправление - автоматизация текущих ежедневных операций, самовосстановление - выявление потенциальных проблем и их предотвращение, самооптимизация - обеспечение баланса ресурсов, производительности и стоимости.»



Выступление Александра Старыгина, НРЕ

«ЦОД, с которым мы работаем, минимально отличается от облака, - рассказывает Александр Старыгин. - Он отличается высокой скоростью развёртывания платформы и перераспределения ресурсов, как в классическом облаке. Это производится автоматически без участия персонала. ЦОД может быть размещен на сторонней площадке и обслуживаться сторонней компанией. 50% предприятий останавливают промышленно эксплуатируемые приложения из-за того, что не успели закупить оборудование. Мы же предоставляем свое оборудование заказчику, и он платит по факту. Поддерживаем на площадке заказчика оговоренный резерв мощностей, всегда готовый к началу использования, который не оплачивается, пока не будет задействован.»

Новые модели ведения бизнеса

Пандемия ускорила появление новых моделей ведения бизнеса. Более половины компаний изменили политику офисной работы. Среди решений, которые стали использовать, - интеграция с публичными облаками, расширение сред терминальных серверов и VDI, локальный шлюз VPN.

«Интересный вариант - удаленный доступ к офисным ПК. Как пример, у нас есть несколько историй успеха, где более 20 тысяч сотрудников перешли на удаленное подключение к офисным компьютерам, и это не потребовало больших вложений, - отмечает Сергей Халяпин, руководитель системных инженеров компании Citrix, Восточная Европа, Греция, Израиль, Турция, Россия и СНГ.»



Слайд из презентации Сергея Халяпина

Цифровизации крупных компаний помогают облачные платформы. Это возможность быстро масштабировать приложения, комфортно работать с данными и монетизировать интеллектуальную собственность. Но не всегда удобно пользоваться публичным облаком для решения своих задач.

«Среди причин - чувствительность приложений к задержкам сигнала, требования политики безопасности, потребность в локальной обработке данных, - поясняет Андрей Пачикин, директор по развитию бизнеса Yandex.Cloud. - В ходе дискуссии с одним из наших клиентов, компанией «Газпром нефть», выяснилось, что компания заинтересовалась в использовании наших сервисов, но есть необходимость локальной обработки данных. Такая потребность клиента подтолкнула нас к созданию нового решения - приватного облака. В дальнейшем мы разработали и компромиссное решение - гибридные облачные платформы, объединение публичного и приватного облака.»



Слайд из презентации Андрея Пачикина

Получило распространение использование искусственного интеллекта в сфере услуг, в частности для консультаций клиентов. В качестве помощников стали использоваться AI-роботы.

«Пример - внедрение голосового робота для городской службы эвакуации автомобилей в Москве, - поясняет Михаил Черешнев, директор по маркетингу департамента контактных центров NAUMEN. - Новый виртуальный оператор знает ответ на 62 вопроса и интегрирован с городскими системами, не требует рабочего места, работает круглосуточно, ведет статистику обращений, отличается от человека повышенной стрессоустойчивостью. Сейчас робот принимает 80% звонков, поступающих на горячую линию в рабочее время. Отвечает на вопросы о местонахождении автомобиля, локации специальной стоянки, как до нее добраться, месте выдачи разрешения, необходимых документах. В результате внедрения технологии скорость предоставления консультации выросла в два раза, нагрузка на операторов снизилась на 30%. При этом и операторы не остаются без работы: в процессе автоматизации все они будут повышать квалификацию и перенаправляться на другие проекты. Это позволит и повысить им зарплату. В целом, робот практически не отличается от живого оператора. Нередко человек думает, что разговаривает с оператором, но только ближе к концу понимает, что это был искусственный интеллект.»



Какие обращения можно автоматизировать. Слайд из презентации Михаила Черешнева

Еще один пример автоматизации - обеспечение инвентаризации и доставки с помощью дронов. Благодаря этому становится возможным покрыть сетью доставки товаров даже отдаленные регионы и решить проблему «последней» мили.

«У нас уже реализовано несколько пилотных проектов, и направление активно развивается, - рассказал Дмитрий Тесленко, технический директор UVL Robotics. - Мы специализируемся на выпуске беспилотных летательных аппаратов, применяемых для инвентаризации складов, обследования промышленных объектов, доставки товаров. Выпустили автономные беспилотники для сканирования штрих-кодов на любой высоте и передачи данных в режиме реального времени, с применением RFID-маркировки, позволяющей просчитывать штабель товаров (100 единиц ассортимента) за 5 секунд вместо 12-15 минут пересчета вручную. Казалось, что может быть проще: подвесить к квадрокоптеру магазинный сканер. Но простые сканеры работают ненадежно, и, как правило, на небольших расстояниях. Есть и другие специфические особенности: необходимо обеспечить взаимодействие с системой склада, а коптер должен подходить для помещения. Поэтому мы создали дроны со встроенным сканером. Мы протестировали четыре поколения дронов, прежде чем подобрали подходящий. Чтобы достичь наибольших показателей по грузоподъемности и дальности, используем технику с бензиновыми генераторами, которые к тому же просты в эксплуатации. Также мы используем дроны на водородных топливных элементах, которые работают даже при отрицательных температурах.»



Инвентаризация складов паллетного хранения. Слайд из презентации Дмитрия Тесленко

Цифровизация радикально меняет процесс работы, какие бы сферы человеческой деятельности она ни затрагивала. В последние годы роботы и программы автоматизации вытесняют людей из многих сфер деятельности, прежде всего это касается рутинной работы. Корпоративные документы, которые в прошлом хранились в офисах в папках, теперь во многих компаниях хранятся в облаке. Удаленная работа еще год назад практиковалась преимущественно в IT-компаниях, в 2020 году из-за коронавируса на нее перешли организации самого разного профиля, при этом многие готовы не возвращаться в офис и после окончания пандемии. Мир стремительно переходит в онлайн, компьютер становится особенно важным рабочим инструментом, а человек освобождается от однообразной работы и привязки к рабочему месту и получает возможность заниматься более творческой деятельностью в любой удобной ему локации.

Видеозапись выступлений, презентации спикеров конференции, организованной компанией ЛАНИТ, доступны до 1 февраля 2021 года на платформе мероприятия. Вам понадобится заполнить простую форму для регистрации и в разделе «Библиотека IT-знаний / Запись выступлений спикеров» выбрать интересующий доклад.

бизнес, технологии

Previous post Next post
Up