В Екатеринбурге продолжается IV Национальный чемпионат рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности WorldSkills Hi-Tech. «Хайтек» пообщался с представителями предприятий-участников и выяснил, как они ищут и готовят сотрудников в эпоху цифровизации, и почему профессия токаря или фрезеровщика сегодня уже граничит с профессией программиста.
Робот-шахматист делает очередной ход, вызывая у своего противника - одного из экспертов чемпионата World Skills Hi-Tech - негодование. На несколько дней площадки национальных соревнований в Екатеринбурге превратились в место противостояния человека и машин и, в то же время, в демонстрационный полигон по приручению роботов, компьютеров и других цифровых устройств.
Соревнования стартовали только в эту субботу, и буквально за один вечер в павильонах появились сотни станков, аппаратов и механических конструкций. Участники чемпионата - в этом году их 300 человек - сосредоточено монтируют электрические системы, вытачивают детали, строят чертежи и занимаются обратным проектированием. Молодые специалисты от 18 до 28 лет уже работают на производствах - на чемпионат они попали после корпоративного отбора.
Если пройтись по площадке, то можно получить представление о том, какие навыки потребуются предприятиям в будущем и какие станки однажды станут стандартом в профессиональных колледжах и техникумах, придя на смену устаревшему оборудованию.
Нехватка квалифицированных кадров и стремление найти контакт с учебными заведениями стала мотивацией для многих предприятий, которые стали спонсорами национального чемпионата World Skills в Екатеринбурге. Четвертая промышленная революция заставила многих задуматься о ближайшем будущем и начать стремительную подготовку к новым условиям, в которых грань между синими и белыми воротничками стирается.
Руководитель «Академии DMG MORI Россия» Илья Тонких рассматривает чемпионат как часть цепочки процессов, которые помогут сделать производство в России более качественным и эффективным за счет подготовки квалифицированных кадров. «Чемпионат дает родителям представление о том, что будет ожидать их детей в профессии. Молодые люди готовят себя к этим стандартам, и учебным заведениям ничего не остается, кроме как следовать им. Появляется современное оборудование, проводится подготовка преподавателей. И образовательные учреждения выпускают специалистов уже совсем другого уровня».
Такое положение приводит к парадоксам. По мнению Тонких, молодые специалисты, с детства окруженные цифровыми технологиями, не хотят работать на старом оборудовании, но при этом предприятия модернизируют оснащение недостаточно быстро. «В итоге может получиться так, что люди старшего возраста уже технически не смогут работать на старом оборудовании, а молодые специалисты будут к нему просто не готовы».
Для предприятий сотрудничество с союзом World Skills Russia - это возможность решить сразу несколько проблем. С одной стороны, популяризовать свое оборудование и технологии, вызвать интерес у образовательных учреждений и начать с ними сотрудничать. С другой стороны, за счет этого сотрудничества готовить для себя кадры и избежать дефицита специалистов, который грозит издержками и, как считает Тонких, может даже подвергать риску будущее компании. DMG MORI специализируется на токарных и фрезерных станках с ЧПУ и нуждается в операторах, хотя, как отмечает Тонких, этой специальности в ее современной форме пока всего около 15 лет.
На площадке чемпионата стоят токарные и фрезерные станки DMG MORI, на которых участникам соревнований нужно изготовить детали по чертежу. И если раньше для выполнения этих задач рабочему пришлось бы стоять у станка и крутить ручки, то теперь задача конкурсанта - это написание программы для изготовления деталей, поэтому, как отмечают участники, большая часть работы проходит за контроллером.
Для действующих производств такие станки уже стали обыденностью. Сотрудник «КамАЗа» Сергей Лазаренко, выступающий на площадке экспертом, признает, что для него в работе с этим оборудованием нет ничего нового. То же касается и робототехники - промышленные роботы Kuka уже стали естественной частью ландшафта производства.
Роботизация и автоматизация применяются даже для оценки работ конкурсантов - по словам Лазаренко, машина проводит замеры изготовленных деталей, а затем программа учитывает результаты измерений и оценки экспертов, после чего присуждает конкурсанту место. Экспертам остается лишь следить за техникой безопасности и за соответствием стандартам.
Илья Тонких уверен, что без должной подготовки людей станки на предприятии - даже самые современные - будут ни чем иным, как «куском железа». В передаче накопленного опыта Тонких, который также выступает экспертом по токарным работам на международных чемпионатах World Skills, видит личную миссию: «Своей деятельностью я влияю на профессиональное образование в стране».
Для нефтехимической отрасли чемпионаты - это также способ отобрать наиболее квалифицированные кадры. Член правления холдинга «Сибур» и управляющий директор по эффективности производства Рустам Галиахметов не скрывает, что World Skills Hi-Tech помогает искать талантливых кроссфункциональных сотрудников, которые смогут работать в век робототехники и цифровизации. «Мотивирует то, что мы повышаем престиж своей компании, участвуя в чемпионате наравне с лидерами российской промышленности. Но через участие и спонсорство мы также популяризируем направление World Skills и повышаем престиж рабочих профессий. В результате получаем квалифицированных грамотных специалистов».
Для «Сибура» подбор сотрудников сейчас особенно важен - в 2019 году компания откроет в Тобольске нефтехимический комбинат «ЗапСибНефтехим» по переработке полимеров. Ожидается, что он создаст около 700 рабочих мест на предприятии и 3 000 - в обслуживающих производство сервисных организациях.
Однако «Сибур» пока не делает ставку на выпускников колледжей и техникумов. По словам аппаратчика перегонки «Сибур-Нефтехим» Александра Пичугина, в компании в основном заняты специалисты с высшим образованием. Более того, иногда на рабочее место претендует до 50 человек. Тогда учитываются все данные, включая аттестат, диплом и даже личные достижения в спорте или на олимпиадах.
На вопрос о том, становится ли участие в чемпионате карьерным лифтом, Пичугин отмечает, что у конкурсантов больше шансов получить новое вакантное место. Причем у них даже есть преимущество перед сотрудниками, которые заняты на предприятии несколько десятков лет.
Нефтегазовые, фармацевтические, сварочные и робототехнические предприятия на чемпионате World Skills Hi-Tech пока только начинают менять существующую в России систему образования и улучшать репутацию рабочих специальностей в стране. Пока главная задача - это налаживание отношений с образовательными учреждениями, причем как со средними специальными, так и с высшими. В этом заключается специфика движения World Skills в России и видение организации. По словам генерального директора WSR Роберта Уразова, специальное образование готовит человека к прикладному труду, а университеты создают новые ценности и участвуют в формировании будущего. И для развития кадрового потенциала в условиях Четвертой промышленной революции потребуются оба направления.