Доходы федерального бюджета РФ в январе-марте 2014 года составили 3,5 трлн руб. (или 25,9% годового показателя), что на 13,4% больше, чем годом ранее. Об этом говорится в материалах Счетной палаты РФ.
Расходы федерального бюджета в январе-марте 2014 года составили 3,4 трлн руб., или 24,4% установленного годового показателя.
Зависимость от внешней конъюнктуры
Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов составила 51,9%, что на 3,5 процентного пункта превышает соответствующий показатель 2013 года (48,4%) и на 3,8 процентного пункта прогнозный уровень на 2014 год (48,1%).
"По-прежнему сохраняется высокая степень зависимости от внешнеэкономической конъюнктуры. В значительной степени на увеличение нефтегазовых доходов оказал рост курса доллара к российскому рублю", - отметила глава контрольного ведомства Татьяна Голикова, чьи слова приводятся в сообщении.
В январе-марте 2014 года объем ВВП составил в текущих рыночных ценах 16,3 трлн руб., или 22,2% прогнозируемого годового объема. Рост показателя за первый квартал равнялся 0,8%.
Вместе с тем доходы федерального бюджета РФ от приватизации в 2014 году могут оказаться ниже прогнозируемых 196,8 млрд руб., отмечают в Счетной палате. По состоянию на 1 апреля 2014 года исполнение показателя "средства от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности", составило 24 млрд 231,7 млн руб., или 12,3% запланированного объема средств.
"Учитывая низкий уровень поступления средств по данному виду источников финансирования дефицита бюджета в первом квартале 2014 года, по мнению Счетной палаты, существуют риски недополучения в 2014 году в предусмотренном объеме средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности РФ", - отмечается в докладе о ходе исполнения федерального бюджета за январь-март 2014 года.
Внешний долг РФ
Счетная палата РФ предлагает для мониторинга долга российского корпоративного сектора создать систему информационного взаимодействия с госкорпорациями, отмечается также в докладе.
"Значительные заимствования корпоративных структур, в том числе с большой долей участия государства в уставном капитале, создают риски, связанные с потенциальной возможностью рефинансирования государством обязательств по данным заимствованиям. В целях мониторинга долга российского корпоративного сектора необходимо принять меры по созданию информационного взаимодействия с госкорпорациями, заключению соответствующих соглашений о предоставлении сведений о состоянии внешней задолженности", - говорится в документе.
Совокупный внешний долг РФ, по оценке Банка России, за январь-март сократился на $3,2 млрд , или на 0,4%, и на 1 апреля составил $723,9 млрд.
Долг превысил объем международных резервов России на $237,7 млрд (на 48,9%), а без учета средств Резервного фонда и средств Фонда национального благосостояния - на $412,7 млрд.
В общем объеме совокупного внешнего долга основную часть составляет внешняя задолженность банковского и нефинансовых секторов экономики - $653,1 млрд, или 90,2% суммы долга.
Отношение объема совокупного внешнего долга РФ, сложившегося по состоянию на 1 апреля 2014 года, к прогнозируемому объему ВВП на 2014 год (32,9%) соответствует средней степени риска. По мнению Счетной палаты, несмотря на относительно невысокий уровень данного показателя, необходимо учитывать риски долговой устойчивости, обусловленные высокой степенью зависимости российской экономики от внешнеэкономической конъюнктуры на экспортируемые сырьевые товары.
Субсидии под контроль
Правительство РФ на 1 апреля 2014 года не распределило регионам 38 субсидий объемом более 95 млрд руб., или 29% общего годового объема межбюджетных субсидий, также указывает Счетная палата.
"Негативная практика принятия правительством РФ распоряжений по распределению субсидий региональным бюджетам в конце года снижает эффективность использования таких бюджетных ассигнований и ведет к образованию неиспользованных остатков на счетах регионов", - подчеркнула глава СП Татьяна Голикова.
Кассовые расходы на реализацию федеральных целевых программ (ФЦП) за первый квартал 2014 года исполнены на уровне 11%. Кассовые расходы не осуществлялись по 13 ФЦП (28,3% общего количества).
В СП отметили, что кассовые расходы не производятся по таким социально значимым ФЦП, как "Чистая вода" на 2011-2017 годы", "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", "Развитие мелиорации земель сельскохозяйственного назначения России на 2014-2020 годы", а также "Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года".
По 18 ФЦП (39,1%) кассовое исполнение расходов составило ниже среднего уровня, из них по семи ФЦП (15,2%) - менее 1%. По 15 ФЦП (/32,6%) кассовое исполнение расходов превысило средний уровень, из них по трем ФЦП исполнение составило более 30% показателя сводной росписи с изменениями.
Счетная палата направила оперативный доклад о ходе исполнения федерального бюджета за январь-март 2014 года в Госдуму и Совет федерации. Также аналитическая записка по докладу и информационное письмо с рекомендациями контрольного ведомства направлены председателю правительства Дмитрию Медведеву. Так, из рекомендаций контрольного ведомства по снижению долговой нагрузки на регионы следует, что необходимо провести реструктуризацию обязательств регионов перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, снизить процентные ставки по ним, а также произвести замещение кредитов, полученных регионами от кредитных организаций, бюджетными кредитами.
Кроме этого, целесообразно рассмотреть вопрос о конвертации ранее выданных бюджетных кредитов в безвозмездную финансовую помощь в отношении регионов с наиболее сложной финансово-экономической ситуацией.