На прошедшей 25-26 апреля в нашем институте конференции одним из наиболее интересных и дискуссионных было доклад Азы Ашотовны Мигранян.
Вывешиваю ее статью о Беларуси примерно полугодовой давности.
По-моему, интересный материал, хотя и не всегда точный.
"Специфика экономической модели Белоруссии: проблемы и достижения
Мигранян А.А. Заведующая отделом экономики Института стран СНГ, доктор экономических наук, профессор Киргизско-Российского Славянского университета.
Экономическую модель Белоруссии отличает высокий уровень государственного присутствия во всех сферах: начиная от планирования и формирования экономической политики до уровня принятия оперативных решений на отдельных предприятиях и экономических субъектах. Фактически государство взяло на себя роль абсолютного распорядителя всех экономических процессов и отношений, абсолютизировав де-факто государственную монополию в национальной экономической системе до предела. При этом де-юре государство соблюдает практически все каноны традиционной рыночной модели, правда с оговоркой «социально-ориентированной модели».
Подобные выводы основаны на следующих сопоставлениях. По данным официальной статистики структура экономических субъектов (юридических лиц) по формам собственности в Белоруссии представлена как полноценная рыночная модель (на 01.09.2012 г. удельный вес организаций с частной собственностью составлял 82,4 %
[1]). Однако на начало 2012 г. из 902 акционированных предприятий Белоруссии 632 принадлежат фактически государству, в почти половине акционерных обществ доля правительства в пакете акций намного превышает 50% уставного фонда. Практически все крупные и средние предприятия находятся в государственной собственности. Государство также сохраняет в своей исключительной собственности недра, леса и воды. По оценке Европейского банка реконструкции и развития, в 2011 г. доля продукции, произведенной принадлежащими государству или предприятиями, контролируемыми государством, составила 70 % ВВП Беларуси
[2]. В экономической модели Беларуси нарушен основной постулат рыночной экономики - наличие эффективно действующего многообразия форм собственности, многоукладности экономики и конкуренции среди этих форм собственности.
Система тотального контроля и директивного планирования в национальной экономике, на которых были основаны экономические реформы в Белоруссии, установили достаточно жесткую централизованную иерархию экономических отношений, базирующиеся на вертикальной субординации хозяйственных связей и плановом распределении (перераспределении) финансовых потоков.
Современная экономическая теория допускает высокий уровень государственного присутствия в экономике в условиях кризиса, когда рыночные регуляторы приводят к значительным финансовым, экономическим и социальным потерям, государству приходится компенсировать эти потери за счет собственных ресурсов и смягчающего (защитного) механизма. Однако степень государственного влияния на экономику всегда ограничивается тем форматом, который не заменяет собой рыночное регулирование государственным, а лишь дополняет его, либо способствует сглаживанию дисфункций и всегда имеет временной лимит, достаточный для восстановления (формирования) эффективности рыночного саморегулирования. Но при этом не допускает абсолютную замену рынка государственным присутствием.
Период 1991-1996 гг. характеризовался углублением кризисных процессов: ростом инфляции, спадом производства, увеличением безработицы и падением уровня жизни населения. На данном этапе структурные изменения происходили в основном стихийно: в результате сворачивания отдельных производств, уменьшения или прекращения хозяйственной деятельности из-за потери рынков сбыта, отсутствия сырья и топлива, комплектующих, не конкурентоспособности продукции и нерентабельности производства.
Экономическая политика Белоруссии в период спада начала девяностых за счет стратегии консервации либеральных рыночных реформ, планового управления финансовыми и товарными потоками сумела предотвратить потери «шоковой терапии» по переходу к рыночной модели экономики и выполнить поставленные задачи по сохранению промышленного потенциала, усилению экспортных позиций и социальному обеспечению населения. В этот период был достигнут перелом отрицательного тренда роста ВВП на ускоренный рост (рис. 1). Эти достижения специфической системы экономики Белоруссии сопровождались серьезным отставанием в области формирования полноценных рыночных институтов, чему в немалой степени способствовало сдерживание процессов приватизации и разгосударствления экономических субъектов, политика перераспределения финансовых поступлений от экспорта в дотационные отрасли (в частности АПК, социальную инфраструктуру и т.п.), централизация финансовых средств в государственном бюджете до 48,8 % от ВВП в 2000 г. (за счет сосредоточения бюджетных и внебюджетных фондов, увеличения налогового бремени, отмены налоговых льгот).
Рис. 1
[3] Именно в этот период была сформирована государственно-управляемая «рыночная модель» экономики Белоруссии, которая основывалась на принципах смешанной (гибридной) экономики:
· Сосуществование частной, корпоративной и общественной (в случае с Белоруссией - государственной) видов собственности на средства производства;
· Номинально все собственники обладают равными правами и свободой выбора форм и метод предпринимательства и хозяйствования, сохраняют равенство прав в свободно-конкурентном рынке;
· Сохранение приоритетов государственных (общественных) интересов, особенно при принятии решений в финансовых и фискальных вопросах;
· Государство также как и в рыночной экономике обеспечивает финансирование своих расходов (общественных расходов) при исполнении своих базовых функций за счет налогообложения всех видов экономической деятельности, однако в случае сохранения прав собственности на производственные средства (имущество) основным источником доходов государства становится финансовый результат его собственной экономической деятельности;
· Сфера государственной ответственности в социальном обеспечении: оказании юридических услуг, образовании, здравоохранении, развития инфраструктуры и коммуникаций, культуры и науки, поддержания силовых структур, сельского хозяйства и связанное производство продуктов питания первой необходимости, топливно-энергетического сектора, жилищно-коммунального хозяйства, государственных монополий и т. п., возрастает пропорционально доле государственной собственности.
· Поддержание жизнеспособности общества и решение практически всех проблем инфраструктурного развития, науки и инноваций также пропорциональны доле государственной собственности. Чем выше доля государства, тем больше прямое государственное финансирование, вплоть до прямых вливаний и дотаций не только общественного сектора, но и убыточных секторов экономики;
· Уровень государственного регулирования трудовых отношений, антимонопольного, корпоративного, таможенного права; защиты интеллектуальной собственности, прав потребителей, окружающей среды; политики протекционизма и т.п., также варьируется в зависимости от доли государственной собственности.
Экономическая модель Белоруссии в полной мере обладает всеми перечисленными признаками смешанной модели экономики с явно выраженным вектором государственного экономического присутствия. Столь высокий уровень государственного присутствия в экономике с элементами конкурентного рынка, относительной свободой предпринимательства в сфере малого и среднего бизнеса, формирующихся рыночных отношений на валютном и финансовом рынках, с элементами конкуренции между частным капиталом возможен только на основе директивного планирования и постоянного увеличения административных ограничений бизнеса, увеличения налогового бремени (в виде специальных, целевых налогов и сборов, специальных механизмов перераспределения доходов субъектов рынка) с целью увеличения возможности выплат: социальной помощи, пенсий, обязательного страхования, государственных субсидий для поддержания убыточных производств, дотирования экспортоориентированных предприятий). Таким образом, система государственного регулирования и директивного планирования в Белоруссии определила условия для инвестиционного перегрева экономики, повышения потребительского спроса за счет высокого уровня социальных защиты и неоправданно высоких темпов роста оплаты труда (реальная производительность существенно отставала от роста доходов), что предопределило условия формирования валютного, финансово-кредитного и экономического кризиса 2010-2011 гг.
Перекосы особой социально ориентированной белорусской модели экономики имеют свое явное подтверждение практически во всех макроэкономических показателях. Темп роста ВВП Белоруссии отличается высоким уровнем роста в отдельные периоды, сохраняя ежегодный прирост не менее 6,5% за период 2000-2011 годы, что является самым высоким уровнем роста среди стран СНГ. Именно достижения больших значений этого валового показателя служит основанием для отнесения белорусской экономической модели к эффективным экономикам (спорно. Темпы должны быть стабильными на основе сбалансированного развития - L) Высокие темпы роста ВВП позволили Белоруссии одной из немногих стран СНГ восстановить свой дореформенный показатель объемов производства. Улучшение состояния экономики послужило основой принятия доктрины жесткого государственного регулирования экономическими процессами, обоснованием для продолжения и усиления политики, основанной на значительном вмешательстве государства в экономику, планировании основных направлений и целевых показателей ее развития.
Достигнутый успех в стабилизации экономики не был подкреплен логичным по своей сути переводом окрепшей экономики на рельсы рыночного регулирования. Вместо этого было принято решение дальнейшего усиления государственного присутствия в экономике, что привело к подмене рыночной инфраструктуры государственным регулированием по большинству параметров. Это в свою очередь и обусловило последующие кризисы, которые прогнозировались с высокой долей вероятности.
Исследуя основные валовые показатели белорусской экономики, видно что, объем и темпы роста ВВП (рис. 1) демонстрируют цикличность с периодичностью в два года, когда рост одного периода сопровождается двухгодичным спадом, что совпадает с периодами исполнения государственных программ экономического развития и конъюнктурой внешних рынков. Так темп рост ВВП имеет выраженный, циклический характер, периоды спада и роста которого в полной мере соответствуют тренду запаздывания циклов на период государственного вмешательства, где время сдерживания спада и роста соответствует ограничениям в финансовых ресурсах государства.
Источником роста отраслей белорусского промышленного производства остается в том или ином виде российская экономика, т.к. производство продукции нефтехимии полностью базируется на российских поставках нефтяного сырья по льготным ценам, позволяющим обеспечить высокую доходность из-за ценовой разницы при их последующем экспорте, объем производства мяса животных и птицы формируется за счет роста экспортных поставок на российский потребительский рынок продукции животноводства по заниженным ценам, формирующимся на основе существенной доли государственных субсидий сельского хозяйства Белоруссии. Соответственно российское присутствие в белорусской экономике представлено не столько активно действующим в Белоруссии российским бизнесом и капиталом, сколько присутствием государственного сектора и государственного бюджета, осуществляющих скрытое субсидирование экономической системы Белоруссии.
Косвенным подтверждением искусственной природы роста белорусской экономики являются диспропорции, имеющиеся между количественными и качественными показателями экономической модели республики. Ускоренный рост валовых объемов производства может быть отнесен к положительным достижениям экономической модели лишь в случае, если он основан и сопровождается ростом качественных параметров экономики: производительности труда, состояния производственных фондов, их фондоотдачи и, конечно же, инвестиционной составляющей экономики.
Учитывая тот факт, что производство экспортной продукции практически полностью осуществляется на основе импортного сырья, комплектующих и средств труда (импортная составляющая в готовой продукции составляет 60-90 % (уточнение, в себестоимости примерно 40 процентов, а в материальных затратах до 60 процентов - L), при сокращении объемов экспорта возникает повышенный спрос на валютные ресурсы, что вызывает резкое падение стоимости белорусского рубля. Таким образом, экспорториентированная модель экономики Белоруссии, поставлена в абсолютную зависимость от состояния внешних товарных рынков и собственного валютного рынка. Проблема усугубляется стимулированием роста платежеспособного спроса и внутреннего потребления, при растущих объемах социальной поддержки и отсутствием возможностей рыночного балансирования экономического равновесия внутри модели из-за практического отсутствия конкурентного механизма.
Внешнеторговые операции являются основным источником не только роста белорусской экономики, но источником сырьевых ресурсов (в основном импорт из стран СНГ) и технологического и/или технического обеспечения (импорт средств труда, машин оборудования), что формирует ресурсную базу для функционирования промышленного сектора республики. По данным статистики за весь период с 1991г. по 2011г. Белоруссия имела отрицательное торговое сальдо (рис. 2), которое свидетельствует о низкой эффективности как экономической системы в целом, так и экспортоириентированных отраслей.
Рис. 2
[4] Если рассматривать белорусскую промышленность как модель «сборочного цеха», которая производит готовую продукцию из сырья, комплектующих и технического парки импортных производителей, то добавленный продукт при экспорте более технологичной, а, следовательно, и более конкурентной продукции производства Белоруссии должна существенно превышать стоимость импорта, образуя не только прибыль производителей, но и доходы государства за счет экспорта. Так в случае полной переработки импортных составляющих для последующего экспорта готовой продукции должны быть обеспечены положительное сальдо торгового баланса, текущих операций и рост золотовалютных резервов.
Однако даже в восстановительный период после 2000-х годов уровень импорта устойчиво превышал экспортные операции, причем прослеживалась устойчивая тенденция, при которой отрицательное сальдо торговых операций сохранялось со странами СНГ (особенно с Россией, удельный вес оборота с которой на протяжении всей суверенной практики колеблется в пределах от 90% до 81% в 2011 г., снижение удельного веса торгового оборота в 2010-2011 г. связано в развитием торговых отношений в рамках ТС).
Экстенсивный рост экспорта Белоруссии, являющийся основным источником валютных средств, расходуемых на покрытие импорта, поддержание промышленного производства и снижения инфляции, практически исчерпал себя в качестве источника экономического роста, по крайней мере, при сохранении действующей товарной и географической стр.... (Ничего не обрезал, так и было - L)
[1] По данным «Отчета по социально-экономическому положению Республики Беларусь» за январь-август 2012 г. Источник Национальный статистический комитет РБ. По URL:
http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main1.php [2] Источник: EБРР (2011), Доклад о переходном процессе. Перевод с английского - О. Гапеева «Наше мнение». По URL:
http://nmnby.eu/news/analytics/4852.html [3] Составлено автором по данным Национального статистического комитета РБ. По URL:
http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.php [4] Составлено автором по данным Национального статистического комитета РБ. По URL:
http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/main2.phpссылка