ВИКТОР МОЗАЛЕВСКИЙ. АТОМНЫЕ ВЗРЫВЫ.

May 21, 2020 18:42

      Прошлогодняя публикация воспоминаний Виктора Ивановича Мозалевского (1889 - 1970)1 сместила баланс его наследия: из тех сочинений, что сам он перечислял в одном из автобиографических писем2, теперь напечатаны практически все. Остались несколько рассказов (например, пришедшийся бы удивительно ко времени "Покоренный ферофаг" - про злодейский ( Read more... )

Собеседник любителей российского слова

Leave a comment

Comments 54

khebeb May 21 2020, 16:16:24 UTC
Поэма "Елка" вполне себе существует, она интегрирована в рукопись повести "Милая елка" как ее вторая (1938) и третья (1944) части. Без чтения первой части (прозаической и много более ранней) въехать в поэму весьма затруднительно (впрочем, и "Милая елка" довольно сюрреалистична сама по себе - во всяком случае, ее рукопись, в которой утеряно несколько листов в середине; "печатный" вариант "Гермеса" я не читал, но мб он и отличается от рукописи - "московскую сказку" "Происшествие" Мозалевский имхо испортил, отдавая ее в другой номер "Гермеса" - рукописный вариант заметно более лучше).
Это я к тому, что поэма "Елка" едва ли писалась в рассчете на самостоятельное существование, вне кеонтекста повести.
"Феррофагов" в РГАЛИ не выдают по ветхости - не встречал людей, которые бы этот рассказ (или повесть) читали.

Reply

lucas_v_leyden May 21 2020, 16:20:45 UTC
О, здорово, спасибо! Ну может удастся как-нибудь уговорить их разрешить сделать бесконтактную копию "Ферофагов" - вообще по уму можно было бы все оставшееся засунуть в один том, а в два - вообще ПСС. Вполне ведь породистая проза. А как Вам эти "Атомные"? Или Вы их читали раньше? Я не помню уж листа использования.

Reply

khebeb May 21 2020, 18:03:12 UTC
Поэма хорошая, годная. Если она отдельная единица хранения, то точно не читал. Если в подборке (каких у Мозалевского немало), то мог и читать (еще в прошлом столетии).
С идеей сделать ПСС (ну, или почти ПСС) Мозалевского Полярис/Саламандра носится уж года три как. Но глухо не выдают многие важные рукописи

Reply

lucas_v_leyden May 21 2020, 18:22:52 UTC
Отдельная, вместе с "Бонавентурой".
Ну может отмикрофильмируют и проблема отпадет сама собой.

Reply


mmekourdukova May 21 2020, 17:38:43 UTC
Как ему удалось дожить таким нетронутым старорежимным нашпигованным цитатами динозауром до шестидесятых годов?!

Reply

khebeb May 21 2020, 18:08:18 UTC
Он в военном ведомстве служил, неаттестованным (кажется, чем-то интендантским занимался; работал в Средних торговых рядах на Красной площади); потом, когда уж пронесло и настали более вегетарианские времена, стал переводчиком Мопассана. Мемуары его есть в онлайне (Литературный факт. 2019. №№ 2 и 3)

Reply

mmekourdukova May 21 2020, 19:19:22 UTC
Да, я первым делом посмотрела в Вики, невозможно поверить, что не из эмигрантов. Ну и фрукт! консервированный.

Reply

lucas_v_leyden May 21 2020, 19:38:50 UTC
А какая-то добрая душа про него статью в Вики сделала! Год назад, кажется, не было еще.

Reply


i_shmael May 21 2020, 18:05:56 UTC
рококО и срамОтно ?

По-моему, что-то чудовищное. :-)

Reply

lucas_v_leyden May 21 2020, 18:24:26 UTC
Ага, клятый ЖЖ не понимает (или понимает с трудом) литер с ударениями. Мне казалось, что я все вычистил. Спасибо, сейчас поправлю.

Ну что ж, это поэзия не для всех:)

Reply

i_shmael May 21 2020, 19:07:47 UTC
«Это» лишнее :-)

Reply


platonicus May 21 2020, 21:11:43 UTC
"О, голубь мой! О, попугай Лулу!.."
И физик зарыдал по-русски.

- если он хну и басму в одном слове скрестил, то и здесь, чать, тоже две старорежимных песенки объединил - Вертинского.и "Прощай, Лулу".

Reply

lucas_v_leyden May 21 2020, 21:17:42 UTC
А ведь точно! Я правда знаю ее только по названию, так что может там еще есть какие-то скрытые тонкости.

Reply

lucas_v_leyden May 21 2020, 21:26:59 UTC
Отлично! Выявив на слух кусочек, нашел и текст: http://songspro.ru/3/VASabinin/tekst-pesni-Proshchay-Lyulyu
Жестокий талант!

Reply


mike_bb May 23 2020, 04:03:27 UTC
Спасибо! Для меня новое имя. Воспоминания почитаем...
Веками мы приучены к анкетам
(Не только спецотделом, нет!)
То что это писалось на бумаге, само по себе говорит о наступление более миролюбивых времён...

Reply

lucas_v_leyden May 23 2020, 20:12:22 UTC
Да, конечно. Он вообще был очень осторожный, может быть благодаря этому и уцелел.

Reply

mike_bb May 24 2020, 03:52:41 UTC
Прочитал "Тропинки". Замечательный текст и не менее интересные комментарии. При понятном умалчивании, которое не даёт автору писать более подробно (т.с. фильтр "размытие" в Фотошопе). Интересно почему раньше вместо кафе у нас были пивные с теми же атрибутами - телефон, газеты, журналы, а теперь в 21 веке - вместо пивных везде кафе . Может мы стали европейцами????
Из воспоминаний рисуется картина тесного круга писателей - кто в него попал, становиться чуть ли не родственником всем им - беспрерывные встреч-тусовки, дружбы и отношения самые близкие.. Интересная картина!

Игра на "гребешках" - читая вспомнил, что в пионерлагерях именно в них мы дудели, сопровождая хоровое пение!!!

Reply

lucas_v_leyden May 24 2020, 20:02:28 UTC
Рад, что Вам понравилось! Думаю, что накопились отрицательные коннотации у самой идеи пивной - "место, где угрюмые джентльмены пьют невкусное пиво". А кафе, напротив, сразу веет чем-то таким воздушным. Поэтому и переменилось.
Насчет тесного круга - совершенно верно и именно так. Не принадлежа, причем теснейшим образом, к писательскому кругу, автор был обречен (за редчайшими исключениями) оставаться навеки на обочине процесса. То есть условный народник из глубинки мог теоретически печататься в каком-нибудь "Мире Божьем", ни разу не появляясь в редакции, но, например, авторы "Весов" или "Золотого руна" друг друга знали почти сплошь. Вот в "Аполлон" самотеком поступили стихи Черубины - и чем это кончилось?...:)

Reply


Leave a comment

Up