Друзья, я редко прибегаю к просьбе такого рода. Но здесь нужны именно огласка и перепосты. Очень на вас надеюсь. Ведь о саратовском Доме Кино знают далеко не только мои земляки. Я писал не раз и о сподвижничестве Татьяны Зориной и её команды. И о том, что именно Дом Кино откликнулся в свое время, когда мы показывали в Саратове уникальные документальные фильмы на некоммерческой основе. Давно известно, что нигде, кроме Дома Кино, в Саратове нельзя на большом экране посмотреть артхаусное, документальное и попросту умное кино.
И вот что происходит вокруг ДК сейчас:
Сегодня в Доме кино состоялась пресс-конференция отстранённого в ходе чиновничьих махинаций гендиректора Нижне-Волжской студии кинохроники Андрея Наймушина и главного редактора студии Татьяны Зориной. Причиной, которая заставила саратовских кинематографистов собрать прессу, стала
угроза закрытия Дома кино.
Как поведала собравшимся Татьяна Зорина, в конце прошлого года в недрах Саратовского территориального управления федеральным имуществом (Росимущества), в ведении которого находится студия, было принято кулуарное решение об отстранении от должности гендиректора Андрея Наймушина. На его место был назначен далёкий от искусства «и.о.» - сотрудник рекламной службы ГТРК-Саратов Сергей Феклистов. «Нам известно, что прошлым летом, тоже по заданию саратовского Территориального управления Росимущества, Феклистов пытался по той же схеме возглавить сельхозпредприятие. Правда, безуспешно»,- заявил Наймушин.
«Где-то спустя месяц после принятого в территориальном управлении Росимущества решении Феклистов собрал нас, сотрудников студии и Дома кино, и предложил написать заявление об уходе по собственному желанию. Мы, естественно, отказались, в ответ на что он сообщил, что не будет платить нам зарплату, а в перспективе уволит по сокращению. Несколько дней назад несколько сотрудников, в том числе и я, уже были сокращены»,- рассказал арт-директор Дома кино Роман Васильев.
Кроме «кадровой метлы» новоиспечённый «смотрящий» также заявил коллективу студии, что изменит политику Дома кино.
«Сначала Феклистов заявил, что собирается с 1 марта закрывать кинопоказы и разрывает отношения с киноклубом «Волшебный фонарь». Правда, сегодня утром он объявил, что продлевает показы до 20 апреля»,- рассказала Татьяна Зорина.
Впрочем, по словам Татьяны Викторовны, несмотря на это, Феклистов забрал ключи от зрительного зала. В итоге пресс-конференцию, на которую пришла масса обеспокоенных судьбой Дома кино представителей прессы, пришлось проводить в тесном помещении.
Андрей Наймушин напомнил о предыстории возможного «отъёма» Дома кино у саратовской общественности: «После чрезвычайного съезда Союза кинематографистов, в мае 2009 г., первый замминистра культуры РФ Александр Голутва сообщил в прессе о планах по присоединению провинциальных студий к столичным («базовым») в качестве филиалов. Стоит напомнить, что на сегодняшний момент в стране таких провинциальных студий осталось только пять. Помимо нашей - в Хабаровске, Новосибирске, Ростове и Казани. О подробностях проекта присоеднинения тогда нам ничего известно не было, поэтому в июле 2009 года директора нескольких студий обратились с коллективным письмом к Голутве и Никите Михалкову с просьбой прояснить ситуацию. Ответа из Министерства РФ мы не дождались, но в сентябре 2009 г. юристы Минкульта сообщили нам, что раз мы якобы ничего не хотим, нас будут продавать. Что именно мы «не хотим» не ясно до сих пор, но, видимо, Александр Алексеевич решил продавать нас всерьез, и летом 2010 года практически на всех студиях Росимущество заменило состав Совета директоров. Теперь в их списках только чиновники Территориальных управлений Росимущества (кроме Казани, где 2 из 5 членов - представители Минкульта)».
Все это, по словам Андрея Наймушина, происходит на фоне беспрецедентного отказа в финансировании производства документальных фильмов студиям со 100%-ным госпакетом акций в 2008-2010 годах. В то время как ежегодно государство заказывает 345-400 лент, пять провинциальных студий получают не более 8 единиц в год на всех. И это при том, что в предыдущие годы региональные киностудии производили 25-30 картин каждый год. Если в период с марта 2003 г. по 2007 г. государство профинансировало изготовление на Нижне-Волжской студии 30 фильмов и журналов, то за последние три года финансирование было получено только на два фильма. Помимо этого, предприятия кинематографии в России были лишены льгот на налог на имущество и землю. Кроме этого, Нижнее-Волжская студия вынуждена была продать около 300 квадратных метров своих площадей, а на полученные средства провести в 2007-2008 годах капитальный ремонт здания, т.к. проваливалась крыша над залом, и вода от растаявшего снега лилась на паркетный пол. В ходе ремонта были полностью заменены крыша и потолок в кинозале, а также перекрытие между третьим и новым, четвёртым мансардным, этажами, что позволило «вернуть» студии те площади, которые были проданы ранее.
«В результате всех этих затрат у студии образовался долг, что дало повод Саратовскому территориальному управлению федеральным имуществом поставить вопрос о замене директора, который якобы не справился со своими обязанностями. Притом, что за эти годы студия стала единственным в Саратове центром национального кино, открыв на базе собственного зала Дом кино и активно работая со зрителями, прежде всего - с молодежью. И готовила молодых профессионалов кино. На базе студии семь лет проводится Международный телекинофестиваль документальной мелодрамы «Саратовские страдания», в котором за это время приняли участие кинематографисты из 30 стран мира и интерес к нему у зрителей постоянно растет»,- отметила Зорина.
Андрей Наймушин, в свою очередь, напомнил о том, что зал Дома кино - это одна из немногих площадок, на которой саратовские кинолюбители имеют возможность смотреть новинки арт-хауса: «Феклистов, говоря о том, что собирается проводить какие-то свои показы, видимо, хочет сделать видимость улучшения сборов. Но арт-хаус никогда не был прибыльным жанром. А для блокбастеров наш зал не предназначен никак. Если «и.о.» собирается крутить боевики в качестве повторных показов, то сюда никто не пойдёт вовсе. Зато сейчас в кинозале проходят рыцарские турниры!»
Продолжив тему рыцарей, Татьяна Зорина продемонстрировала собравшимся афишу с приглашением на турниры, в которой место проведения указано уже как «бывший Дом кино»: «Видимо нынешний и.о. директора студии и его «компаньоны» настроены серьёзно».
Кроме этого на пресс конференции рассказали и о «фокусах» с конкурсами заявок и субсидированием, которые в прошлом году, по словам Наймушина, «дошли до крайне извращенных форм»: «Заявки бывших госстудий просто не передают для изучения экспертам под предлогом либо не того количества экземпляров сопроводительных документов (как в Саратове), либо неправильного размещения в заявке адреса студии (как в Ростове-на-Дону). Мы понимаем, в какое циничное время живем, но остается загадкой, почему руководители федеральных органов сначала прекратили государственное финансирование провинциальных студий, доведя их до банкротства, а затем занялись их продажей. И это при наличии нормального финансирования отрасли в целом! Не логичнее ли было сначала реализовать объекты, а уже затем спокойно и отстраненно наблюдать за их дальнейшей судьбой?»
По мнению Андрея Наймушина, Татьяны Зориной, Романа Васильева и других сотрудников Нижне-Волжской студии кинохроники, сейчас речь идет о банальной продаже здания, занимаемого Домом кино, расположенного в «лакомом для многих коммерсантов историческом центре города», как объекта недвижимости, без каких-либо условий по сохранению профиля.
«Нам известно, что Казанская киностудия тоже на пороге банкротства, так имеются огромные долги по зарплате. Местное правительство не готово ее выкупить, и единственным вариантом спасения является передача студии в собственность Казанского Госуниверситета, в котором есть факультет кинематографии. Ростовская студия ждет продажи, Хабаровская - переоформляется в ОАО и продается в конце года, готовится к приватизации и Новосибирская, у которой большие долги по земельным налогам. По нашему мнению, сейчас ещё есть последняя возможность по сохранению опорных баз кинематографии в провинции. К примеру, недавно я встречалась с руководством регионального минкульта и областной думы, куда мы ранее направляли письма. Владимир Синюков и Андрей Россошанский уверили меня в том, что им также небезразлична судьба Дома кино. Кроме этого мы обратились к Никите Михалкову с просьбой оказать содействие по нормальному финансированию, предложив Союз кинематографистов в качестве независимого эксперта наших заявок. Нижне-Волжская студия кинохроники готова прислать список наших фильмов-призеров российских и международных фестивалей и договора, подтверждающие регулярный показ наших фильмов на федеральных и региональных каналах - «Культура», «24 Док», «Страна», «Кто есть кто», и других»,- отметила Татьяна Зорина.
Андрей Наймушин также надеется на то, что Дом кино удастся отстоять: «Летом мы обычно не работаем, а к осени мы приложим все имеющиеся возможности для того чтобы сохранить Дом кино от уничтожения. В частности, привлечём общественность, представителей бизнеса, которые раньше имели или имеют сейчас отношение к киноклубному движению. Хорошо, что некоторые представители власти нас уже поддержали».
Говоря же про позицию Росимущества, Наймушин отметил, что чиновники там не задерживаются надолго: «Видимо, решают какие-то свои корыстные интересы, а потом уезжают куда-нибудь на Багамы. Какое уж тут кино! Имена и фамилии тех, кто хочет пустить нас по миру, я назвать не могу, потому что не знаю, кто это именно. Но могу сказать точно, что их позиция сводится к рыночному слову «Обогащайтесь!», как говорил Бухарин в 1931 году. Все мы помним, что буквально через несколько лет он кончил очень плохо».
UPD: Помнится, было много разговоров про какую-то ассоциацию саратовских блогеров. Вот - отличный повод проявить себя.