Тут в интернетах промелькнуло, что 10.11.1982 умер Л.И. Брежнев. Как кому, а мою жизнь, и жизнь всего моего поколения, это в натуре изменило. Правда, не сразу.
Тут вопрос задали:
Что вы делали в день смерти Брежнева?
Обсуждают:
http://community.livejournal.com/76_82/4448791.html Я в этот момент учился в 4 классе (мне было тогда 10 лет). Уроки не отменили (день траура объявили через 1-2 дня), но была какая-то нездоровая, нервозная обстановка в школе - учителя меньше времени посвящали ученикам, больше шушукались друг с другом.
Одноклассник (сын одной из учительниц) шепнул мне в конце дня (я учился во вторую смену): "Брежнев умер!".
Я почувствовал (но не очень сильно, теперь думаю, что процентов на 25-30), тО же, что дикарь должен ощущать во время солнечного затмения: что закатилось солнышко в середине дня, и что же теперь делать? (Астрономические явления тут не при чем: в тот момент в нашем довольно восточно расположенном городе России было уже часов 5 или 6 вечера, и давно наступили сумерки).
"Как же дальше жить? Что же теперь будет?" - такие нехитрые вопросы меня одолевали. Так что, я, в миниатюре, пережил те же эмоции, что и многие советские люди при известии о смерти Сталина в 1953 году.
Дома мне, ясное дело, объяснили, что ничего страшного не будет, мир не перевернется, и Америка на нас не нападет. Меня беспокоил, главным образом, последний вопрос.
(Я даже об этом писал в ЖЖ 2 года назад, какие-то детские страхи пролезли в текущую жизнь и причудливо скрестились с современными:
http://lubech.livejournal.com/28024.htmlТам и обсуждение тоже доставляет.
Ха! (я нынче тоже купил бумагу для окон! Уже промасленную от казны! Бешеные деньги, между прочим, стоит! А другой нет.))
А вопрос Ядерной Войны в нашей школе очень муссировался*: заставляли шить ватно-марлевые повязки (вот прямо как сейчас, при гриппе - надо заметить, тогдашние повязки были добротнее, содержали 2 или 4 слоя ваты между слоями марли), и внедряли в мозг 1-3 классников идею, что Третья Мировая война неизбежна; главное, к ней правильно подготовиться путем хорошего обустройства бомбоубежищ и надлежащих мер защиты для мирного населения. Мои школьные друзья, и я тоже вместе с ними, постоянно видели сны-кошмары про то, что началась Ядерная Война).
Тогда, в 1982 году, я успокоился, а оказалось - зря. На школьника-меня это мало повлияло, а на меня-студента - в полный рост. Геополитические события, как потом выяснилось, только начинались.
(*Ради одного этого, чтобы вновь нарождающиеся дети не боялись этих глупостей - стоило разрушить брежневский вариант советского государства).
Добавление. Вынесено из комментов
Вы действительно верите, что США хотели в начале 1980-х нанести ядерный удар по Советскому Союзу?
А на неокрепшие детские души эта пропаганда действовала, и весьма злокачественно.
Поэтому у меня к советской пропагандистской машине личные счеты.
Вы не представляете: МНЕ ЛИЧНО постоянно, систематически, на протяжении 2-3 лет внушали в школе (когда мне было 8-10 лет), что ядерная война будет непременно, и выживет в ней только тот, кто хорошо к ней подготовится. Внушали разными способами, и, Вы знаете, эффективно: рассказывали старшие школьники на уроках, показывали специальные учебные фильмы, все коридоры школы были увешаны стендами, повествующими, как укрываться от ядерного взрыва и химического оружия, строить укрытия, и т.д., и т.п.... Может быть, у нас школа такая повернутая была, но тому же самому способствовала и государственная пропаганда (пример: "пионеры-герои" того времени: Катя Лычёва, Саманта Смит...). Мои ровесники из разных городов СССР рассказывают похожие вещи.
Знаете, это для психики-то нелегко. Слышали, наверно, про религиозные психозы, про подготовку фанатиков к концу света, про "крестовый поход детей"? Так вот, с такой пропагандой подошли к той самой границе.
Как тут не радоваться, когда ВСЁ ЭТО КОНЧИЛОСЬ?!
Первые шаги Горбачева ассоциировались с разрядкой международной напряженности. А что это означало для многих: был убран дамоклов меч, который постоянно висел на паутинке над головой (не важно, как было на самом деле; так казалось). Трудно не ощущать благодарности за это.