Тува-2008 (первое)

Jul 05, 2008 21:28

Цифровой фотоаппарат дает счастливую возможность не писать дневник, или не надиктовывать его занудно на диктофон, а обладать им в картинках. В череде фотографий заключена не только последовательность визуальных впечатлений, но и даты, и время. Однако, запечатление похода требует и известной сосредоточенности, и специально отведенного времени. Неспроста мой напарник - фанатичный горный энтомолог - со счастьем не берет больше свой фотоаппарат в поход, зато несет на спине лишний килограмм, а то и больше, снаряжения. Надо лишь не лениться доставать фотоаппарат из черезплечной сумки, и не забывать эту сумку надевать ПОД рюкзак (иначе очень уж неудобно сбрасывать тяжесть с плеч). Иметь большую карту памяти и помнить, что хотя фиксировать надо всё, но лучшие фото делаются лишь при достаточном уровне душевной силы (что такое душевная сила - см., например: Н. Заболоцкий, "Безумный волк").

2 июня мы вылезли из такси, примерно на 40 км углубившись на тувинскую территорию(Между Абазой и Ак-Довураком нет общественного транспорта, и поэтому мы не нашли ничего лучшего, как нанять за бешеные деньги машину). Таксист был очень рад, что не пришлось пересекать тувинскую заставу, поскольку это причиняет массу неудобств (она стоИт около более цивилизованных мест, поэтому от Ак-Довурака от нее не более 30 км). Мы эту заставу проезжали много раз, и обычно достаточно было показать паспорт. Водителю же, не обладающему магическим номером региона 17 (Тува), теоретически, могут устроить досмотр, как на таможне - вплоть до раскручивания колес. Но мы о таком не слышали.
Мы высадились в долине реки **** (нет карты под рукой, исправлю) (37 км ниже Саянского перевала в сторону Тувы) и пошли по ней вверх. Сначала не было ничего интересного, потом попались яки.




На фото - стадо яков, наверно, голов 40 (попало в кадр, конечно, меньше). Большая удача - яки очень не любят чужих людей, и когда я снимал их впервые (2004) контаксом с крепко щелкающим затвором, они убегали, как от ружья.

Хозяева этого стада яков перекочевывают на летние пастбища, в долину. Это меня, кстати, очень поразило, так как я думал, что летние пастбища расположены в высокогорьях. В Средней Азии это, может, и правда так, но мы нынче насмотрелись на тепловые инверсии и теперь так не думаем.
Тувинцы клянутся, что это чистокровные яки (сАрлыки, как они говорят), а не какие-нибудь гибриды с коровами (хайныки). Вообще говоря, ничего удивительного. При одомашнивании пегости (пятна) прут наружу.

А вот индивидуальный як:



На летних стоянках у тувинцев чего только нет! Вот, например, ОЧЕНЬ МАЛЕНЬКАЯ ИЗБА. Для кого? Я так думаю, для приплода скота, о чем говорит и решетка, лежащая перед дверью:



Вот такое прекрасное животное встретилось нам, это малый винный бражник, не так уж частый в Сибири:



Долго ли, коротко ли, а высота повышалась. Река превращалась в бурный поток, который мы пересекали примерно вот так:


Предваряя вопросы: 1. Да, так ходить не надо, потому что очень опасно. Я сам, лично, чуть не сверзился в бурный поток на камни. Палку надо было выламывать метра 4, а там не было.
2. Да, так он и ходит в сапогах весь поход, потому что ему так удобнее ловить его животных: вставши в русле реки, извлекать их из-под камней. Я так не могу, поэтому купил не очень дорогие трекинговые ботинки, и если надо, прусь через реку прямо в них.

Дальше было вот так, я уже писал:
Вот самое начало (3 июня). Мы взобрались на плечо (2400 м) горы Кызыл-Тайга (3100 м), как выяснилось, не по тому ручью, и поэтому без тропы и с ужасными усилиями. На плече не оказалось ровно ничего интересного для горного энтомолога - ни снежников, ни каменных россыпей. Даже с растениями плохо - трава еще не выросла, а кустов и вовсе нет. Наличие хотя бы карликовых березок нам было очень актуально: мы забыли взять в поход горелку! Зато красивый вид - впереди озеро Куп-Холь. Спасаясь от наступающего дождя, мы спустились в открывающуюся впереди долину.

Вот и фото:

Лучше не вспоминать.

Назавтра спаслись, стали спокойно работать. По дороге встретилось чудо природы: камень, который почти докатился до водопада в речку, и остался стоять на трех точках. В этом камне не меньше нескольких тонн. Чтобы накатить его на возвышенность, на которой он стоит, надо человек 20. К тому же, замшел хорошо. Вот я под ним сижу:



Вот столько бывает ногохвосток/коллембол. На самом деле, это фигня. Я видел в 1993 г. лужицу в Барабе, диаметром в метр примерно, где слоя этих коллембол было сантиметров 5. Это в пандан одному из последних постов isotoma:



Пока я пялился на коллембол, пропустил вот это:


Жаль, что я не охотник. По-моему, это самец и самка сибирского горного козла (Capra sibirica). Все фото ни к черту, зато зафиксирован факт встречи с животными.
Потом под камушками мы нашли и рожки такой козочки, жалко, что не очень новые.

На обратном пути: Вот такие интересные перламутровки сидят на траве (К сожалению, Clossiana, а не Boloria в узком смысле. Буду признателен, если специалисты, например, multifidum, определят вид.


UPD: multifidum определил бабочку, как Clossiana freija.

А вот чукотский тувинский гламур, Любеч сидит в розовых кустиках так называемого багульника, а на самом деле рододендрона даурского. У Щербакова про это имеется даже специальная песня:

...ты спишь, а на сопках Манчжурии уже рододендрон зацвел...




Это было 4 июня 2008. Продолжение будет.

бикарасы, Тува, звери, фото, путешествия

Previous post Next post
Up