Этот текст написан для самых обычных людей, для людей, никогда не проводивших политических акций.
Зачем вообще писать статью?
Возможно, к вам на акцию приедут журналисты. Хотя для этого надо уметь их приглашать. Люди, которые сейчас живут за рубежом и участвуют в солидарных протестах, говорят, что журналисты-аборигены игнорят приглашения на митинги и если кто и приходит, то по знакомству. Но журналисты вообще чаще приходят на самоорганизованные акции по знакомству. Лучшие журналисты - телевизионные. Но, честно говоря, даже газетчик - большая редкость.
Если журналист и приходит, он пишет то, что хочется ему или его редактору. Когда вам нужно донести до общества свои мысли - пишите сами.
Конечно, совмещение ролей организатора и летописца кажется слегка сомнительным. Но часто разделения ролей не получается. Единственный способ избежать предвзятости в отчете про акцию - писать отчет коллективом, совместно с остальными участниками. Но участники, как правило, ленятся еще больше вас и максимум, на что их хватает, это на высказывания недовольства. А вот конструктивная критика и конкретные предложения по тексту - большая редкость.
Было бы хорошо, если бы протестующие могли разделяться на маленькие группы
- кто-то вешает плакаты о предстоящей акции (советую использовать для этого ведерко крахмала, скотч или строительный степлер)
- кто-то (обладающий базой контактов журналистов) приглашает прессу
- кто-то (конечно, это гениальный фотограф) снимает, кто-то даже снимает видео
- кто-то делает плакаты и транспаранты (простыня + акриловая краска, картон, рейки можно добыть в строительных магазинах бесплатно, буквы можно делать скотчем)
- кто-то пишет листовку
- кто-то печатает листовку
- кто-то переводит листовку
- кто-то думает про организацию митинга на месте - озвучку, легальность или нелегальность
- кто-то привозит транспаранты и звукоусилители
- кто-то проводит митинг
- кто-то раздает на митинге листовки и общается с прохожими и прессой
- кто-то пишет статью старается донести ее до читателя
Но так не бывает. Обычно все это делают двое-трое людей, не обладающих никакими супернавыками и супервозможностями.
Итак, что вам понадобится, если вы решили делать всё сами.
Заранее вы пишете ваш манифест, вашу идею, вашу листовку. Это основная идея акции.
На самой акции вы:
1. Считаете людей. Лучше несколько раз. Не стоит писать "около двадцати человек" или "тысячи людей".
2. Делаете в 10 раз больше фотографий, чем вам надо. Сделаете 100 - получится 10.
Снимайте каждый транспарант и плакат отдельно.
Сделайте несколько общих фото.
Сфотографируйте слушателей.
Сфотографируйте выступающих и запишите их имена.
3. Запоминайте основные мысли выступавших.
4. Снимайте видео как только представляется возможность. Если люди выходят на уличную акцию и не закрывают лица шарфами и платками, скорее всего они не боятся быть сфотографированными. Но можно заранее спросить, хотят ли люди попадать на фото. Однако это не обязательно делать, если акция не противозаконная.
Название текста про акцию должно содержать идею акции, дату(день, месяц, год), город, страну.
В тексте про акцию укажите:
- когда всё происходило: год, месяц, день, время, продолжительность
- где всё происходило: страна, город, место
- число участников (в последнее время всем стало ясно, насколько мнения о численности могут различаться и как это важно для восприятия акции)
- кто участвовал (вы можете привести список политических и общественных организаций или же что-то другое; например, наши последние акции были интересны своим интернационализмом и я перечисляла представителей разных народов)
- что было написано на плакатах и транспарантах
- что было в листовке (приводите текст листовки и ссылку на макет)
- что кто говорил (достаточно одной мысли оратора - чтобы добыть эту мысль, запишите ее в блокнот прямо на митинге или же просмотрите снятое видео; второй вариант значительно хуже, потому что редко удается снять всё выступление; поскольку у меня плохая память и я слабо разбираюсь во многих политвопросах, я всегда прошу запоминать идеи участников акции, которые понимают идеи лучше меня)
- что было оригинального (некоторые акции не требуют особой изобретательности; чем менее яркую тему вы выносите на общественное обсуждение, тем больше театра вы должны устраивать, экшена не должно быть очень много, иначе вы просто запутаетесь в подготовке и осуществлении; как правило, чем меньше человек в протестах, тем больше у него конкурирующих идей; выбирайте стильные варианты)
- были ли проблемы с полицией, провокаторами или фашистами
- напишите про свои чувства - что вам понравилось, что нет; ваше личное мнение - это то, ради чего все будут читать ваш текст
- подведите итог (повторите еще раз вашу идею: "таким образом, мы сегодня заявили о ...")
- поблагодарите участников
- напишите координаты - сайт, группу, блог, мейл, телефон - что угодно, через что с вами можно будет связаться, самый проигрышный контакт - ссылка на закрытую социальную сеть
Советы:
- не пишите длинно
- не пишите лишнего
- бейте текст на абзацы
- исправьте ошибки
- исправьте ошибки в заголовке
- попросите кого-то еще раз проверить ошибки
Усиливают текст
фотографии (выбирайте их тщательно)
видео (если делаете видео, постарайтесь сделать к нему титры - дата, идея, ссылка на интернет-ресурс)
Когда должна быть сделана статья?
Сразу. Новость завтра - не новость.
Вы приходите после акции, делаете статью, выбираете фото, монтируете видео.
Куда деть текст?
- многие протесты сегодня организуются группами в контакте и в фэйсбуке, прежде всего пишите в этой организационной группе
- разместите статью в своих блогах, на своих сайтах, в сообществах и на форумах, которые вы посещаете.
- найдите поисковиком людей, которые заняты составлением обзорных текстов. Все мы видели, как после протестов 10 и 24 числа многие из блоггеров делали подборки статей. Напишите этим блоггерам. Используйте яндексовский поиск по блогам, подбирайте правильные ключевые слова. Напишите в сми, которые читаете сами, особенно важно писать в независимых сми и на сайтах ваших друзей.
- покажите текст тем, кого интересует борьба за права человека - уверена, что таких вокруг вас теперь много - попросите сделать перепост
- собирайте информацию про акции, похожие на вашу - возможно, вы как раз тот человек, который сможет сделать общий отчет
- информацию о российских протестах собирают многие сайты
один из них
http://fairvoteforrussia.org/есть крупные интернациональные группы во всех социальных сетях
- обменяйтесь контактами с другими активистами, отправляйте им ссылки на свои статьи
Что если несколько из протестующих хотят написать отчет?
Ситуация фантастически удачная. Делаете всё точно так же, но в том месте, где вы написали бы о своем личном мнении, вы приводите мнения всех людей.
Что делать потом?
- думать, что можно было сделать лучше.
- добавлять к тексту своей статьи ссылки на статьи других людей про вашу акцию
- пригласить участников акции на собрание чтобы просто пообщаться - не на политические темы; главное в протесте - дружеские отношения с участниками вашей группы и знаете, чем дольше я живу, тем больше мне кажется - что это, возможно, и цель всякого протеста - поиски единомышленников.
Чего не делать потом?
Часто новичку кажется, что если на его митинг не пришли все люди города или миллионы журналистов, акция не удалась.
Нет такого понятия - неудачная акция.
Акция - это ровно то, что произошло.
Пришел один человек - это событие. Пришло десять - и это событие, предмет вашего репортажа.
Бывает так, что и восемь человек, вышедших на площадь, спасают честь своего народа.
То, что мы видим сейчас в репортажах из России и из других стран, то, как россияне выходят на митинги - на первый взгляд это нечто невероятное, небывалое.
На самом деле в разных уголках мира непрерывно идут демонстрации, митинги, пикеты, одиночные протесты за права человека и когда вы выходите с вашим крошечным плакатом - вы один из миллионов. Часть силы. Часть повседневной революции, борьбы за права человека.
Спецслужбы
Многие из тех, с кем я разговариваю в последнее время, очень бояться, что у них будут проблемы.
Сейчас время кратких советов. Поэтому я напишу кратко - не надо бояться.
Очередь за проблемами уже слишком длинна, у вас нет никаких шансов быть среди первых.
Большие СМИ
часто контролируются властью.
То что пишем мы, блоггеры, вызывает больше доверия у таких же блоггеров.
Социальные сети - новый мир, с новыми законами.
И один из законов: Говори! - единомышленники услышат тебя, а не телевизионного политика.
_____________
Добавить ценных указаний к этой статье: lubava@hippy.ru
PS: для радикальных товарищей есть старенький текст
Ошибки начинающих активистов