Вольтер, Руссо, Дюма, Золя, Кюри плюс первый редактор Декларации прав человека Рене Кассен и другие сыны-дочери отечества.
На второй фотографии видно то, о чем я не рассказывала до сих пор. Париж на капитальном ремонте. Может, конечно, он всегда на ремонте, но в этот раз чинили всё - метро в центре (июль, есть ли время, более подходящее для ремонта?), версальские фонтаны, сен-шапель, нотр-дам, естественно-научный музей и вообще всё, куда мне удавалось добраться, оказывалось хоть частично, но на ремонте. Строительная площадка под Эйфелевой башней(!) заброшена и лишена смысловой нагрузки, по ней перекатывается мусор. Непонятно, зачем это всё было оставлять на день независимости, главный праздник. У французов всё подчинено одному правилу: существует, и может быть даже красиво, но всегда неудобно.
В музеях Парижа вообще плохо с логистикой, Пантеон не исключение. Одна из самых плохих туристических карт - в Пантеоне. Понятное дело, что всякий француз с малых лет ходит по своим музеям и просто запомнил где что/кто лежит. Но стада бедных туристов, у которых каждая минута на счету без всякой надежды на спасения бродят по перекрытому метро, шарахаются от автоматчиков, которых неразумно много в турзонах, протискиваются по аварийным музейным галереям... А туристическое время это между прочим деньги. Можно потратить лишний час на прогулки по кольцам Пантеона, а можно посетить еще что-то, где тоже платный вход. Платность в Париже ничего не означает, во многих случаях билеты продает Остап - на ремонт провала.
Про картинки (всё на телефон)
Часть
исторической оси Парижа. За моей спиной Пантеон, передо мной башня.
Ожидая очереди в кассу, можно насладиться сценой из жизни Сен Дени, покровителя Парижа. Если вы интересуетесь, что можно сделать с собственной отрубленной головой, погуглите.
Сыны и дочери отечества есть и на куполе и на полу. Некоторые - я тоже - старались ходить так чтобы не наступать на лица. Идея идеей, но мне не нравится такой пол.
Святая Женевьева - очень любимая парижанами святая.
Жанна (наоборот)
Алтарь отечества (религиозно на всякий случай тоже дополнен):
За алтарем:
Большая часть великих людей захоронена в подземелье:
Руссо:
Гюго, Золя, Дюма:
Брайль:
Все могилы лишены какой-либо индивидуальности, способности вести диалог, это просто белые гробы, на которых написано имя. Рядом обычно стоит яркий плакат, на котором напоминают про значимость персонажа для культуры. Получается какой-то религиозный аттракцион, личность полностью стерта государством. Половина подземелья ждет своих квартирантов.
Куда разумнее чем всё остальное в Пантеоне устроена временная выставка памяти Жана Жореса, социалиста:
9
Недалеко от Пантеона поставлен блудный сын другого отечества:
Здесь я размышляю о том, что надо бы дойти до Люксембургского сада и мешаю автомобилистам, потому что фотографирую интересный вид.