Боевые искусства на киноэкране - часть первая, вступительная

Nov 26, 2015 23:55

Не так давно у меня возникла мысль посвятить серию статьей такому довольно специфическому жанру, как «карате-фильмы».
Фильмы в жанре «экшн», или по нашему говоря - «боевики» уже давно стали отдельной нишей для творчества кинематографистов. Но и в этой нише появилась своя отдельная и довольно глубокая ячейка, о которой и пойдёт речь в данной статье.
Первым, кто познакомил западного зрителя с подобным жанром был, конечно же, Брюс Ли.


Сразу предупрежу, что об этом человеке и его вкладе в «экшн-фильмы» я хотел бы сделать отдельный цикл статьей, а здесь предлагаю кратко остановиться на его вкладе в упоминаемый жанр кинематографа.

Чем же фильмы Брюса Ли отличались от обычного для того времени боевика, например «Коммандо» с Арнольдом Шварценеггером (да знаю, знаю я, что эти фильмы разделяет десяток с лишним лет:-)

image Click to view


В отличие от героя Шварца, герой Брюса не обвешивается всеми видами оружия с головы до пят. Максимум, что он использует - это холодное оружие (в основном это нунчаки, и то - при явно превосходящих силах противников) и метательные дротики (на случай, если у врагов имеется огнестрельное оружие). Тем не менее, столь скудный арсенал оружия не мешает ему разделываться со всеми своими врагами в стиле «кунг-фу».

Кстати термин «кунг-фу» не совсем верен, поскольку правильнее было бы использовать термин «у-шу» («боевой кулак») - собирательное название всех китайских стилей единоборств, в то время как «кунг-фу» правильнее было перевести как «искусство», причём - не обязательно боевое. Но, как это обычно бывает, что неправильно - то и укоренилось в головах и речах людей.

Собственно говоря, подобная особенность сюжетной линии, как раз и обуславливает специфику «карате-фильмов» - главный герой для победы над врагами использует исключительно свои навыки в области боевых искусств. Это принципиальным образом отличается от обычного «боевика», где герой использует как свои кулаки, так и нехилый арсенал всевозможного оружия.
Вполне логично, что для современного сюжета это создаёт дополнительные трудности - зачем устраивать рукопашные поединки, когда героя можно просто-напросто пристрелить. Но сценаристы фильмов с Брюсом Ли с подобной непростой задачей справились вполне успешно (по странному стечению обстоятельств сценаристом, а заодно - постановщиков боевых сцен этих фильмов был сам Брюс:-), что, в свою очередь, послужило мощным катализатором для всплеска интереса к восточным единоборствам.
Подчёркиваю - именно восточным единоборствам, поскольку герой Брюса на киноэкране демонстрировал потрясающе эффектную и до того времени невиданную технику ударов ногами, что у многих до сей поры ассоциируется именно с восточными единоборствами. Запомним этот момент, к которому вернёмся чуть позже, и проследим дальнейшее развитие жанра «карате-фильм».

А дальше на смену Брюсу Ли пришёл герой-лицедей Джеки Чан.


Что характерно - фильмы с его участием во временном отрезке совпадали с боевиками с участием Шварценеггера и Сталлоне, благодаря чему зритель как бы имел возможность сравнивать фильмы в жанре «боевиков» и в жанре «карате-фильмов» (в случае с Чаком Норрисом наблюдалось, своего рода, смешение обоих жанров). Дебют Джеки на американском рынке состоялся в 1995 году с фильма «Разборка в Бронксе», а до этого, начиная с 1980 года уже были сняты наиболее шедевральные его фильмы (на мой субъективный взгляд). Герой Джеки Чана кардинальным образом отличался от героя Брюса Ли - он падал, пропуская удары, на протяжении фильма то и дело попадал в разные неприятные и комичные ситуации, терпел поражения в отдельных схватках, но зато в финале, как правило, оказывался победителем. С героями в исполнении Брюса Джеки Чана связывало лишь одно - герой Джеки по-прежнему использовал исключительно свои навыки боевых искусств (и это несмотря на то, что довольно часто ему приходилось играть полицейских), тем самым продолжая популяризировать жанр «карате-фильмов».

Одновременно с фильмами Джеки Чана на экраны выходят множество фильмов о нинзя (о которых, в принципе, в Америке никто ничего толком не знал). Впрочем на тему нинзя есть отличный цикл статьей у id77 (искать по тегу "Япония", если кому-то будет мало, могу ещё порекомендовать книги Алексея Горбылева).
Наиболее популярными в этом жанре кино были, конечно, фильмы с участием Майкла Дудикоффа и Шо (Сё) Косуги. Несмотря на разные по качеству сюжеты и сцены поединков, герои подобных фильмов всё так же «принципиально» не использовали для решения своих задач огнестрельное оружие.

Вместе с тем на просторах Советского Союза в телеальманахе «Вокруг света» с огромным успехом прошёл фильм "Боевые искусства Шаолиня" с участием тогда ещё никому не известного Ли Ляньцзе, который позже станет известен под именем Джета Ли.


Из этого фильма наши люди впервые узнали о монастыре Шаолинь и непревзойденных навыках в области боевых искусств его монахов.

Но, пожалуй, переломным моментом в жанре фильмов, популяризирующим боевые искусства, стал 1988 год.

В этот год на экран выходят - «Кровавый спорт» с участием Жана Клода Ван Дамма и фильм "Над законом с участием Стивена Сигала.

С этого момента в лагере поклонников фильмов о восточных единоборствах наметился серьёзный и окончательный раскол. Одним, видишь ли, подавай драматические поединки (ну это когда главного героя сначала избивают почти до полной потери сознания, а потом он, как ни в чём ни бывало, встаёт и начинает метелить своего вдруг резко ослабшего противника), где главная зрелищная составляющая отводилась эффектным ударам ногой в прыжке (желательно ещё - с разворота).
Другим больше импонировал непобедимый герой Сигала, который с невиданной до сей поры лёгкостью при помощи каких-то особо секретных приёмов в пух и прах разделывал своих врагов голыми руками «оптом и в розницу».

В свою очередь, претерпели своего рода унификацию сюжеты и образы главных героев подобных фильмов. Это либо спортсмен, профессионально занимающийся боевыми искусствами, либо полицейский (спецназовец) прошедший особую подготовку. Разумеется, в финале герой-спортсмен оказывается победителем благодаря своему мастерству и несгибаемой силе духа, которая на порядок превосходит аналогичное качество отрицательного персонажа. Ну а герой со специальной военной подготовкой оказывается сильнее ввиду отсутствия аналогичной подготовки у своих врагов-конкурентов.

Во многом благодаря этим двум персонажам (Сигал и Ван Дамм), а также тому, что, несмотря на все свои травмы, Джеки Чан всё ещё оставался в строю, фильмы эксплуатирующие тему боевых искусств, стали набирать всё большую популярность у зрителей. Сначала на киноэкран потянулись все, кто имел какое-то отношение к каратэ и кикбоксингу (от десятикратного чемпиона мира по кикбоксингу Дона «Дракона» Уилсона до Саши Митчелла, занимавшегося боевыми искусствами лишь в детстве), а затем до создателей подобных фильмов «дошло», что и отношение это вовсе не обязательно.
В результате стало плодиться огромное количество фильмов, где модельной внешности девицы «разделывают под орех» целую толпу крутых мужиков...


и другие подобные «шедевры».
Но настоящая революция грянула с выходом на экраны фильма «Матрица». Насколько я знаю, ни Киану Ривз, ни Лоуренс Фишборн до сей поры в особом пристрастии к восточным единоборствам замечены не были, а тут на тебе - просто два ушуиста экстра-класса (мне особенно нравится эпизод перед поединком, когда на заявление Нео - "Я знаю кунг-фу", Морфей отвечает - "Покажи мне").

image Click to view


В общем, я хочу сказать, что появилось огромное количество фильмов на тему боевых искусств, где актёры, демонстрирующие навыки владения оными, имели, мягко говоря, крайне слабое отношению к теме боевых искусств. Сюжетные линии подобных фильмов не блещут особой оригинальностью (Ван Дамм и Сигал уже постарались за всех, теперь можно использовать сюжеты их фильмов как шаблон) - либо герой-одиночка со спецподготовкой (иногда с группой товарищей), либо молодой неизвестный спортсмен, побеждающий на ринге или в клетке бывалых бойцов.

И тут мы возвращаемся к вопросу - «Что же такого должен уметь главный герой на экране, чтобы это вызвало восхищение уже довольно искушенного зрителя?»
На мой взгляд, самым важным в подобных фильмах должно быть то, чтобы актёр, играющий главную роль был именно мастером боевых искусств. Можно пройти за месяц курс интенсивной боевой подготовки у лучших инструкторов, можно использовать спецэффекты, можно использовать в определённых сценах каскадёров-дублёров - но всё это не даст того эффекта, который возникал (мне кажется, только у меня, но и у многих других людей) от просмотра фильмов с участием Брюса Ли или Джеки Чана.
В мире боевых искусств имеется множество интересных аспектов и техник, подчёркивающих всё то многообразие стилей единоборств. Но всё же некие фундаментальные принципы остаются неизменными независимо от того, о каком бы виде (стиле) боевых искусств ни шла речь.
Так вот, после просмотра фильмов с участием актёра-мастера БИ у меня всегда остаётся целостное впечатление того, что на экране был Мастер боевых искусств, в то время как от просмотра других фильмов этого впечатления не остаётся. При том, что на данный момент некоторые уже научились ставить весьма качественные сцены рукопашного боя даже без участия в главных ролях людей с многолетней практикой занятий боевыми искусствами.
Я уже упоминал, что постановщиком своих боевых сцен являлся сам Брюс Ли. Та же история и с Джеки Чаном. Все наверняка знают с какой тщательностью он подходит с ценам трюков и поединков в своих фильмах. Всё это не случайно. Рукопашные поединки на киноэкране - очень специфический жанр, и тут мало быть просто хорошим спортсменом (кому-то нравятся фильмы с участием Дона Уилсон? Мне - нет). То есть нужно иметь особый талант красиво преподнести свои знания в области боевых искусств на экран. Вот отсюда, на мой взгляд, и возникает это ощущение целостности образа Мастера боевых искусств:
мастер отлично владеет боевыми искусствами по жизни - мастер умеет красиво преподнести это на экране - герой этого мастера использует исключительно свои навыки боевых искусств (если кого-то и убивая - то лишь в случае крайней необходимости).
Впрочем, нюансы и технические аспекты рукопашных поединков на киноэкране рассмотрим в следующих статьях, а на этом вступительная часть окончена.
Спасибо за внимание!

о каратэ-фильмах, кино и литература, боевые искусства

Previous post Next post
Up