"Меня зовут Бонд, Джеймс Бонд" - часть первая

Nov 11, 2015 20:00

Или о том, как формируются стереотипы
Итак, на экраны вышла долгожданная премьера - очередной фильм о похождениях суперагента британской разведки Джеймса Бонда под названием "Спектр". Я также решил внести свою лепту в обширное число публикаций на эту тему, но в несколько в ином контексте. Для ярых поклонников Бондиады - просьба читать до конца второй статьи.

Для того, чтобы понять кто такой Джеймс Бонд, я предлагаю, для начала, поговорить о его авторе - Яне (Йене) Флеминге.


Несмотря на обилие биографий, в том числе и в сети этого писателя, я остановился на этом варианте:
http://injournal.ru/biograf/fleming.html
Прочитали? Идём дальше.
Что же представлял собой герой, вышедший из-под пера Флеминга? Обратимся теперь к биографии непосредственно самого Джеймса Бонда.

Родился в Шотландии в семье Эндрю Бонда и Морис Делакруа Бонд между 16 и 21 ноября 1924 года. Детство провел в Москве, где его отец был представителем английской фирмы вооружений Vickers. После гибели родителей в автокатастрофе в ноябре 1935 года возвратился в Англию. В 1938 году поступил в Итон, в 1940-м исключен из колледжа. Весна 1941 года - первый любовный роман Бонда. В том же году он поступил на службу в министерство обороны, исправив в документах свой возраст с 17 на 19 лет. Участвовал во второй мировой войне, ранен (шрам на лице остался на всю жизнь). В 1946 году поступил в британскую секретную службу MI-6. В 1950 году получил номер 007 и право на убийство при выполнении служебных заданий. Провел как минимум 22 секретных операции - все успешно. В конце 1961 года женился и в тот же день стал вдовцом. Пропал без вести в июне 1964 года, за два месяца до смерти Яна Флемминга.

А вот его досье, составленное советской разведкой (упоминается в романе «Из России с любовью»):
- Имя - Джеймс. Рост - 183см. Вес - 76 кг. Стройное телосложение. Глаза голубые. Волосы - чёрные. Шрамы на правой щеке и на левом плече, следы пластической операции на тыльной стороне правой ладони. Разносторонний атлет. Отлично стреляет, боксирует, метает ножи. Грим не применяет. Языки - французский и немецкий. Много курит (специальные сигареты с тремя золотыми ободками). Пороки: спиртные напитки (не чрезмерно) и женщины… - Неизменно вооружен пистолетом «беретта» (на тот момент, после событий описанных в этом романе перешёл на «Вальтер» - прим.автора), пистолет носит в кобуре под мышкой слева. На левом запястье носит привязанный нож. Использует ботинки со стальными носками. Знает основные приёмы дзю-до. В схватках демонстрирует решительность и нечувствительность к боли. Выводы: Бонд - опасный террорист-профессионал. Работает в британской Сикрет Сервис с 1938 года (скорей всего, зачтён университетский стаж - прим.автора) и теперь (см.дело Хайсмита от декабря 1950 года) носит секретный номер 007. Два нуля обозначают агента, ИМЕЮЩЕГО ПРАВО НА УБИЙСТВО (разрядка моя)…
К этому стоит добавить ещё несколько фактов: Бонд - отличный альпинист, горнолыжник и аквалангист. На этом список талантов героя Флеминга вроде бы заканчивается.


Как видим, в этом герое полно противоречий.
Отлично владеет холодным оружием и «метает» ножи, но любой инструктор по ножевому бою скажет Вам, что метание ножа - это полный бред.
С одной стороны - мастерски владеет приёмами рукопашного боя, но в тот же момент в романе «Голдфингер» Бонд просто таки «выпадает в осадок», когда корейский слуга Голдфингера демонстрирует искусство тамесивари. В том же романе, Бонд, нанеся одному из противников смертельный удар ребром ладони по кадыку, затем долго страдает от ушиба руки и внимание - от угрызений совести по поводу того, что вынужден был убить человека.
Специальный агент для особо важных поручений и солдат до мозга костей - как бы не так. В рассказе «Свет жизни» Бонд перед сложной и ответственной работой (убийство снайпера из противоположного лагеря) позволяет себе насасываться виски, а в ответ на справедливое замечание координатора операции (то есть человека, который по идее являлся его начальником в данный момент) резко ставит того на место - «Заткнитесь, поскольку на курок нажимать предстоит именно мне».

К чему это я всё? Да всё к тому же - о мифах и стереотипах, которые прочно укоренились в нашем представлении. На самом деле, ДЖЕЙМС БОНД - НИКАКОЙ НЕ СУПЕРАГЕНТ. Вот это его ПРАВО НА УБИЙСТВО - не что иное, как его ОБЯЗАННОСТЬ УБИВАТЬ, во имя своей Родины, естественно. Другими словами, Джеймс Бонд - агент-оперативник, в чьи основные функции входит физическое устранение неугодных британской разведке людей. К генеральной политике Сикрет Сервис не причастен. В его голове нет для врагов ничего полезного, кроме текущих заданий и каких-то общих сведений, не представляющих жизненно важного интереса (тот же роман «Из России с любовью»).
Я, конечно, не знаток разведывательной специфики, но думаю, не ошибусь, если скажу, что агенты подобного типа, даже имея высокую квалификацию (например, как снайпер) - не более чем расходный материал, которым в случае чего можно легко пожертвовать. В общем - далеко не элита разведывательной службы.
Как же сформировался этот стереотип? Да всё та же классическая схема "испорченного телефона". Сначала Ян Флеминг, несмотря на свои заслуги на военном поприще, всё время испытывая комплекс из-за отца героя и чувствуя некий пиетет перед агентами-оперативниками, как мог, «облагородил» и романтизировал своего героя.
Затем за дело взялись киношники - тут и вовсе здравый смысл сошел на нет. Секретный агент, который известен на весь мир - только вдумайтесь в эту формулировку! Нестареющий и неубиваемый Джеймс Бонд на протяжении полувека знаменитой франшизы всю дорогу злоупотребляет алкоголем и бесконечными романами, но при этом находится в отменной физической форме. Нет, серъёзно, продолжая франшизу в том же духе, Бонда стоило объявить прямым потомком Коннара и Дункана Макклаудов (а что, тоже шотландец).
Что же мы имеем в сухом остатке? А вот что - агент, подобный Джеймсу Бонду попросту не мог существовать в реальной жизни.

Гораздо важнее, на мой взгляд, другое. Насколько нам необходимо знать, что на самом деле представляют собой РЕАЛЬНЫЕ агенты разведки и контрразведки. Смею вас уверить, что их навыки и умения многократно превосходят навыки и умения знаменитого британского «суперагента». Весь этот лоск, которым прямо-таки кишат фильмы о Джемсе Бонде (книги тоже, но в меньшей степени - Флеминг, всё же, с головой дружил) - дорогие отели, эффектные женщины, азарт приключений, так вот, всё это меркнет по сравнению с теми рисками и задачами, которые сопутствуют этой профессии.
Настоящий агент должен делать свое дело тихо, не привлекая внимания, «без шуму и пыли» как говорил Лёлик из фильма «Бриллиантовая рука». Бонд же Флеминга по уши засвечивается в каждом из своих заданий. Киношный Бонд и вовсе получает международную известность, попутно уничтожая частную и государственную собственность, в пух и прах снося местные памятники и достопримечательности, причиняя ущерба на сотни миллионов долларов. И это "секретный суперагент"? М-да. Впрочем, образы Бонда в кино - это уже тема второй статьи.

кино и литература, о Джеймсе Бонде

Previous post Next post
Up