Собственно, я не уверен, что у меня получился действительно отчет, еще больше я не уверен, что не ошибся с порядком событий и вообще с событиями...
Поэтому считайте это просто сказочкой про фелисфеникса с маяка. По мотивам игры, так сказать. И извините, пожалуйста, если где-то нагнал что-то совсем не то. И извините, если временами слетает художественность. Я давно ничего столь длинного не писал.
По морям какого бы из известных или не очень миров вы бы ни шли на парусном корабле (или не на парусном, или не на корабле, или вообще не по морям, просто так вероятнее), если вы попадете в шторм, вас спасут огни маяка. Если вам повезет, или если вы сильно захотите, или если будете в этом нуждаться, быть может, вы сможете бросить якорь в одной из бухт маленького острова или же, сойдя на берег в порту неподалеку, уговорить старого лодочника перевезти вас с материка на остров. Может быть. Очень может быть. Здесь всегда любили гостей.
Возможно, на пороге вас встретят юноша лет семнадцати и девушка чуть помладше, года на два. Возможно, только юноша. А скорее всего - юноша и крупный серый кот. Действительно крупный, побольше норвежского лесного, поменьше мэйн-куна. Кстати, на Земле вероятнее всего найти маяк заблудившись во фьордах или попав в шторм в Норвежском море. А у кота еще будут крылья. Большие, пернатые. Да, он умеет летать. Правда, устает довольно быстро - отъелся, отяжелел.
Если вы спросите кота - или девушку - о нем/ней, или о маяке, или о том, как на маяке оказался крылатый кот, или просто разговоритесь с ним/ней, узнаете примерно следующее.
Когда-то, не так уж давно еще его можно было здесь застать, смотрителем маяка был волшебник. То есть сейчас тоже, но тогда был другой, старше, мудрее. И был он не только волшебником, но и сказочником. Может, он и придумал сказку, которую я попытаюсь вам рассказать, и нынешних смотрителей - тоже, по крайней мере, того, который кот - точно, ему он в этом признался, может, потому теперь кот - тоже сказочник или пытается быть таковым, судить вам, не ему же самому... может нет. Еще на маяке жила Элиза. Говорят, та самая, что плела рубашки из крапивы для братьев-лебедей. А здесь она за хозяйством смотрела. И пес, считавший себя котом, тоже жил там тогда. Да он-то и сейчас живет, здесь, на острове, но сам по себе, и говорить не умеет, поэтому гостей в последнее время не встречает.
А кот там тогда не жил. Кот вылупился из серебристого яйца, случайно оказавшегося на шхуне "Хюльдра", рыбачившей в Северном море, и был воспитан ее корабельной кошкой Гретой, вырос вместе с ее собственными, корабельными, котятами. Много чему полезному и интересному научила его приемная мама - говорить, читать, ориентироваться по звездам, ветер чуять - только двум вещам научить не смогла: летать - ибо сама не была крылатой и не умела - и принимать человеческий облик, как умеют корабельные коты, попадая на берег, поскольку котенок, которого Грета назвала Нильсом, не был корабельным по праву рождения и врожденной такой способности не имел. Впрочем, корабельные коты, шхуна "Хюльдра" и маленькая яхта "Лэрдаль", названная так в честь маленького норвежского городка - это другая история. Но вот "Лэрдаль"-то однажды и попал в шторм, и, хоть и потрепанный, но, благодаря маяку, все же не разбился. Встал на якорь в ближайшем порту...
А в порту и про маяк, и про Смотрителя рассказывали многое. Рассказывали разное, как потом выяснилось, как потом выяснилось, далеко не всегда соответствовавшее истине, но неизменно интересное. И Нильс подумал, что, быть может, на маяке его смогут научить тому, чему не смогла научить Грета, смогут исполнить его самую заветную мечту. Отпросился у капитана яхты, нашел лодочника, тот отвез крылатого кота на остров... дня за три до Рождества.
Ученик волшебника попал на маяк в Сочельник. По ошибке. Что-то не так поколдовал и попал. Нет-нет-нет, учеником волшебника-Смотрителя он не был, учился в университете магии, готовился к первым экзаменам. И получал самые неожиданные последствия своих действий, например, на зеркале выросли ухо и глаз... а вместо бутерброда с докторской колбасой получался докторский халат с машинным маслом*
Вот я и назвал всех, кто был на маяке, когда началась та история. Это не единственные ее участники, но про остальных я знаю много меньше, с ними не было времени знакомиться достаточно близко. И позвольте, я перейду на рассказ от первого лица. От лица кота Нильса. Не удивляйтесь, что так складно, я же не совсем обычный кот, да к тому же с тех пор еще лучше научился говорить.
...Хозяйка пекла яблочный пирог. Конечно, котам привычнее мясо и молоко, но коты крылатые и от пирога не откажутся. А хозяин чесал меня за ухом... Мрр, это было пррриятно... нет, они не мои хозяева, просто я дррругую сказку вспомнил, вот и стал говорить как там. Исправляюсь.
Близилось Рождество. До него оставались считанные часы. Что такое Рождество - я знал, команда "Лэрдаля" очень хотела попасть к Рождеству домой, но из-за шторма и повреждений они никак не успевали это сделать. Хорошо еще, что все живы, здоровы и на берегу в этот праздник, им не хватает лишь меня, но что делать, если лодочник и лодка сейчас на том берегу пролива, попробуй дозовись. Не утруждать же Смотрителя еще и проблемой поиска лодки, лучше утруждать проблемой наличия меня. Меня хоть искать не надо.
Вот и остался я здесь на Рождество. И волшебник-студент остался, ибо не знал даже, куда ему нужно возвращаться. Созвездия там, где он жил, по его словам были похожи на те, которые знал я, я бы даже мог узнать у него поподробнее, как они расположены и более-менее точно определить координаты, в которые ему надо было вернуться, но не было никакой уверенности в том, что он с той же Земли, что и я, а определять по созвездиям - причем по их устному описанию - еще и мир корабельных котов не учили.
"Ты ждешь гостей? Кого нам ждать? Люди или привидения заглянут к нам на этот раз?"
Смотритель ждал гостей. На маяке, говорят, часто бывали гости. Да и привидения случались. Например, когда из подвала запахло мышами и сливками, и я спустился туда посмотреть, я наткнулся на фиолетовое. Хорошо, что Смотритель предупредил: пил он как раз на днях, но одному пить было скучно, вот и сотворил он себе собутыльника. Но госпоже Элизе привидение не понравилось, вот и было сослано охранять подвал.
В дверь постучали. На пороге обнаружилась девушка по имени Тэя. Как она сюда попала, я толком не понял, но точно не по морю. И точно не с Земли - она рассказывала о своем родном мире, о мире с двумя солнцами, и это никак не могла быть Земля. Она ничего никогда не слышала ни о Рождестве, ни о корабельных котах. И почти никогда не видела ночи. Пришлось рассказывать. Смотритель и Элиза хотели, чтобы хотя бы о котах рассказал я - думали, что я плохо умею говорить и что мне надо тренироваться. Да нет, не плохо. Просто я все же кот. А котам и удобнее мяукать и мурчать, и положено, как-никак, иначе какие же они после этого коты. И лишь когда не понимают - можно вспомнить человеческую речь.
Тэя записывала все в блокнот. Все-все. Как вахтенный в судовой журнал или даже подробнее. Интересно, зачем. Это у нее тоже судовой журнал или что-то другое? А еще у нее в сумке что-то тикало. Потом оказалось, что будильник. Ну, в общем-то, действительно вряд ли бомба с часовым механизмом.
А пока мы рассказывали Тэе про Рождество, котов, Новый Год, год Кота и что-то еще, из одной из оговорок Смотрителя в подвале зародился ежик. И разбил горшок сливок.
Пф, колючий. И светящийся. Потом нос долго от свет оттирал, а потом еще юноша меня за ухом почесал, и я стал трехцветным. Бр, не хочу быть трехцветным, я красивый серый крылатый кот. Мальчик, верни меня в нормальный вид! Э-э, рога у котов не растут. Нет, не вопрос, вы можете говорить про половины рогатых собак, но так то ж собаки, даже их половины, а я - кот. У меня есть кошачья гордость, уберите рога! Да, и чтобы нос не светился, вот, а, Смотритель? О, вот так-то лучше.
Ох, что-то ветер странно пахнет, неправильный он. И стихает постепенно, хотя и не должен, ох не должен. Не туда куда-то погода меняется, у нее же есть свои законы изменения, а тут они не соблюдены.
Смотритель, Госпожа, Тэя, что там, почему вы к выходу... ко входу? Госпожа Элиза, а пирог не подгорит?
Ой, какой он странный. У него перья. Не такие как у меня, у меня серые, у него черные. Ну не у пирога же - у нового гостя. Мр, да, странный. А ветер совсем стих. И нового не предвидится.
Эй, юноша, вы уверены, что стоит экспериментировать с его перьями, это может быть опасно. А мое вам для эксперимента не подойдет? Вот, держите, хорошее, серое, из моего крыла. Ага, дарю. А его перья лучше не трогать.
Ах, он Мастер Ветров... Тогда это объясняет странность штиля. Правда, сам штиль не особо объясняет.
А Элиза говорит, что восходит первая звезда.
Надо помолиться и начать праздновать. Правда, молиться тут явно не все умеют. И не уверен я, что все имеют на это право. Странно коту сидеть за одним столом с людьми. Даже если они не совсем люди. Странно коту пить зимнее вино, котов пьянит не вино, а валерьянка. Интересно, а кошачий глинтвейн из валерьянки бывает? А вот бутеррррбрррроды с мяусом - вкусные. Юноша-юноша, достаньте еще парочку, мр? Нет, я сказал "достаньте", я просто до них не дотягиваюсь, лапы коротки, а не наколдуйте, фыр на вас, юноша.
Нет, штиль стрррремный, стррремный, Мастер Ветров, вы нарочно? Уснул. Спит.
А госпожа Элиза обожгла руку. И наверху штукатурка осыпалась. Смотритель? Смотритель... выходит, госпожа Элиза и маяк - одно? Еще более одно, чем корабельный кот и его корабль?
Ужин съеден, пирррог еще не готов. Сходить что ли в подвал, проведать ежика и сливки... О, ежик на месте, а вот сливок нет. Есть какая-то жестяная банка, пахнет смяутаной, но залезть в нее - никак...
Мяаааааа!!! Грррром и молния! Доннерветтерр! Мой хвост... Как же больно прищемлять хвост дверью подвала, бедный мой хвост, полечите, а?
Юноша, юноша, больно же. Аккуратнее. И вообще, что вы делаете? По-моему, что-то не то. Нет, что - это вам лучше знать.
А где вообще мой хвост? Где мои уши, где мои крылья, что с моими лапами? И почему я - девочка? Я же кот, а не кошка! И я не просил превращать меня в человека, я хотел сам научиться превращаться! Люди, как вы ухитряетесь на двух ногах ходить и не падать, объясните мне, пожалуйста!
Я совсем по-другому теперь вижу, почему-то тут темно, почему-то тут так темно, что человеческие глаза почти ничего не видят, а ведь у всех теперь здесь человеческие глаза, верно?
Штиль, туман. Маяк теперь не везде, он теперь нигде, он в тумане. А Мастер Ветров говорит, что не может вернуть ветер. Что он не может создать ветер из ничего. Он может только изменить имеющийся. Да и если и может, то не хочет. А никто другой не может, вон, Смотритель уже попробовал.
Когда я плавал на "Лэрдале", моряки, когда попадали в штиль, правда, обычный, не магический, всегда просили меня помахать крыльями. Взлететь у меня не получалось, но они верили, что я приносил ветер. И то ли я, то ли их вера, но ветер действительно вскоре возвращался.
Если бы у меня были крылья, я бы попробовал и здесь и сейчас. Это из немногого, чем я могу сейчас помочь. Чем я мог бы сейчас помочь. Но крылья были у кота, у девочки их нет, а руками много ветра не нагонишь. А с другой стороны, что мне теперь терять, хуже уже не будет. Юноша, сделай мне крылья. Хоть из рук, хоть просто так на спине. Главное, не на голове и не на заднице. Сделаешь, да? Сделает. Вау, реально крылья. Серые, как те, старые. Но по размеру уже не коту, а девочке. Ах да, у мальчика же было мое перо. Как здорово, что у мальчика было мое перо, что он его сохранил. У меня крылья! Я буду летать!
Поняв, что крылья действительно мои, никуда деваться не собираются, мои собственные, чуть ли не более собственные, чем человеческие руки и ноги той девчонки, в чьем теле я сейчас пребываю, что я спокойно могу ими двигать и они двигаются так, как я хочу, я высунулся наружу. Помахал крыльями. Нет, увы. Уже в паре метров от меня туман висел пеленой и не двигался. Но зато... зато я понял, что могу взлететь. Совсем чуть-чуть и с большим трудом, но могу! И я научусь! Обязательно научусь! Мастер Ветров, что бы ты там ни говорил, научусь! Волшебник, госпожа Элиза, я научусь, я обещаю!
Смотритель... может быть... мр-мр-мр, волшебник, конечно, я не в кошачьем облике, но... да, да, чешите за ухом. В кошачьем облике я бы залез к вам на колени, вылизал бы глаза, и они снова стали бы видеть, насколько возможно видеть в этой темноте, но человеческий язык для этого не предназначен, да и вообще человеческое тело...
Вы говорите, что сочинили меня... а вас - вас тоже кто-нибудь сочинил? Почему-то я так легко принимаю это - может быть, потому, что вы придумали, что я это легко приму, а может, потому, что та часть истории, которую вы придумали - в прошлом, а что дальше - придумывать мне самому. Жаль, написать - написать не удастся, я же кот, я писать не умею, но раз вы говорите, что можно просто придумать...
Праздник? Пирог? Госпожа Элиза... в темноте? Вы видите в темноте? Хозяйка ведет - надо послушаться. Хотя бы чтобы не обидеть. Потом уж понимать, почему. Но какой уж тут праздник... хотя пирог вкусно пахнет, даже для человеческого носа. Празднично пахнет. Может, так и надо? Хоть это и выглядит безумием, мало ли какими могут быть обычаи у людей.
Нет. Не надо. Не надо. Вот и Тэя вскочила, куда-то побежала, и юноша... куда? Не пойму, но сидеть одному за столом - неправильно, неверно. Что там творится? Эй, ноги человеческие, не спотыкайтесь!
А где Мастер Ветров? Снаружи? И что творится с маяком? Кажется, он сейчас начнет рушиться, если... Если у Мастера Ветров ничего не выйдет или, наоборот, если все получится?
А может быть... Может, мне все-таки слетать за ветром и солнцем? Ну-ка, попробуем. Раз-два-три, раз-два-три, взлетай как танцуешь, вот в помещении уже легко поднимаюсь, тесновато, а то бы и нормально взлетел. Я... попробую еще раз, можно? Раз никто не слышит и не отвечает, буду считать, что можно. Только бы не заблудиться в этом тумане, не потеряться, вернуться на маяк... или нет, только бы вернуть ветер и звездный свет, иначе рассвета не будет... Не потеряться. Вернуть. Не потеряться. Вернуть.
Не... выходит... Остается только спланировать на крыльцо. Нет, спланировать, а не упасть, я сказал. А потом дойти до камина и свернуться. Хоть и в человеческом облике, свернуться все равно по-кошачьи. Плохо, плохо. И не только мне плохо, но встать все равно не могу.
И госпожа Элиза куда-то пропала. Но ведь она - маяк, да? Что дальше? Ой. Небо проясняется. Не понимаю. Ничего не понимаю. Или нет. Понимаю. Но только не то. Понимаю, как снова стать котом. Пока не могу, но уже понимаю, как.
Штукатурка осыпается, вернувшийся ветер хлопает окнами. Мастер Ветров покидает маяк, а Смотритель зовет меня. Чего он от меня хочет? Зачем? Но раз зовет, надо идти.
Зачем ему я - и мальчик? Причем одновременно.
Маяковые коты - бывают? А кто их знает, не встречал. Вот музейных... и того, что в музее "Кон-Тики" в Осло - и музейный, и корабельный одновременно. А теперь вот будет. Когда кот - мальчик, когда человек - девочка, только больше крыльев в человеческом облике не будет. Зато в кошачьем будешь летать...
Госпожа Элиза уходит... умирает... надо попрощаться. А потом уйдет и Смотритель. Живым.
Госпожа Элиза, мы будем хранить маяк. Мы приведем его в порядок, и он будет стоять вечно, госпожа Элиза. Слово кота.
Ох, надо побежать наверх, зажечь маяк, а то ведь его теперь видно, туман развеялся. И ветер - чуть ли не шторм. Закрыть окна, скорее закрыть те окна, в которых еще остались стекла.
Элиза ушла. Тэя уходит домой. Волшебник просто уходит. Остаемся вдвоем, юноша.
Приняли эстафету, приняли вахту.
Вот так мы и поселились на этом маяке. Впрочем, случается, что кто-нибудь из нас и покидает его на время. Чаще я. Потому что я не могу жить без команды "Лэрдаля", без того, чтобы хоть раз в год, но выйти в море...
*нет, по игре именно этого не было, но я слишком люблю эту цитату из Понедельника
ЗЫ. Если что - эта история претендует на то, чтобы оказаться моей пожизневой квентой.
А еще - еще один рассказик про кота Нильса у меня в блокноте уже написан, и еще один пытается наглючиться. Но они отношения к игре уже не имеют.
ЗЗЫ. За основное содержание сказки хочу поблагодарить автора идеи игры
firnwen, проводящего мастера
ninquenaro, а также участников игры
lertian,
rlr,
aivven,
roush_huff. Ибо кот был всего лишь одним из персонажей да еще записал то, что запомнилось да досочинилось по мотивам