Путаница вторая - где Я и где не Я. Оно же - про границы.
С легкой руки гештальтистов и прочих психологов словосочетание «личные границы» довольно плотно вошло в вокабуляр многих граждан. При этом личные границы зачастую напоминают ту самую истинную любовь, о которой писал Ларошфуко - все о них говорят, но далеко не все представляют, что это такое и как оно выглядит.
Отсюда, как правило, и вытекает путаница №2 - неразличение себя как такового и того продукта мыслительной деятельности (далеко не всегда собственной), которая называется картиной мира. В результате зачастую можно обнаружить ситуацию, когда то, что человек называет своими личными границам, заканчивается где-то в районе Альфы Центавра. Все, что находится ближе, считается персональной собственностью и должно подчиняться требованиям его, имярек, удобства и его, имярек, безопасности. При этом сам имярек для своего удобства и безопасности ничего не делает. Лишь пребывает в хронических претензиях к миру за то, что - не обслужили.
Не тем тоном разговаривают. Имярека это ранит.
Не туда чашку поставили. Имярека травмирует беспорядок.
Не позвонили вовремя. Или не вовремя позвонили.
Не так с ним отношаются.
Не тот цвет кожи носят.
Не теми культурными ценностями пользуются.
Не с теми спят и не в тех позах…
Далее - до бесконечности.
Имярек обо все это такую повышенную эмоциональность чувствует, что аж кушать не может.
При этом мысли о том, чтобы самому о себе позаботиться - убрать чашку; попросить сменить тон; прервать несвоевременный разговор; уйти из неприятных отношений; общаться с теми, у кого сходные ценности, а с тему кого несходные, не общаться - имяреку обычно в голову не приходит. Потому что в этой голове отсутствует то самое простое понимание, которое изложил когда-то дедушка Перлз: «я - это я, а ты - это - ты». И все, что делаешь, думаешь или говоришь ты, находится все моих границ и вне моей власти. Я ничего не могу сделать с тем, что думаешь, делаешь или говоришь ты. Я могу лишь выбирать, как мне реагировать на те или иные твои проявления.
Если выражаться гештальтистским матом, то отсутствие этого понимания называется конфлюэнцией или слиянием. Конфлюэнциейпервого типа - непособностью отличить «Я» от «то, что я думаю». И конфлюэнцией второго типа - отсутствием понимания различия между Я и Другие.
И тогда отдельно взятый Я-имярек, действительно, может очень страдать от другого цвета, поведения, сексуальной ориентации.
И, действительно, воспринимать наличие этого другого в пределах ближе Альфы Центавра как опасность для себя и нападение на себя.
Такое себя, естественно, хронически пребывает в состоянии тотальной опасности. Ведь для того, чтобы нарушить его безопасность, совершенно не нужно что-то скверное делать с ним самим. Достаточно просто жить по своим представлениям и принципам - а не по правилам имярека - для того, чтобы оказаться записанным в страшные и опасные «враги народа». Со всеми вытекающими.
Продолжение будет.