Власть рабочих и крестьян? Часть 5.

Jun 13, 2013 11:50

1926

Недовольство властью выражалось во все более разрастающемся бытовом антисемитизме. Это не было наследием царизма и черносотенства, как нам объяснял советский агитпроп. Это был протест против правительства, где ключевые должности занимали люди еврейской национальности. Было бы большое количество в правительстве представителей других нацменьшинств, например бурятов, на выходе получили бы антибурятизм.
     Антисемитизм создает упрощенную картину мира, где «силы добра» (христиане) сражаются против «сил зла» (евреев). Проецирование такого мировоззрения на советские реалии того времени привело к тому, что коммунистов стали считать евреями - одним из воплощений Антихриста, и это стало еще одной метафоричной формой отрицания советской власти.
     2 ноября 1926 г. Бюро ЦК ВЛКСМ, обсудило этот вопрос и утвердило резолюцию “О борьбе с антисемитизмом”. Документы были разосланы всем членам и кандидатам в члены Центрального Комитета и Центральной ревизионной комиссии ВЛКСМ. Причем было особо оговорено: “Хранить строго секретно, перепечатка и разглашение воспрещаются”
     Фрагменты документов:

«АНТИСЕМИТИЗМ СРЕДИ РАБОЧИХ

Московская губерния: 28/Х. Наблюдается широкое распространение антисемитского настроения среди рабочих Машиностроительного завода им. Ильича (б. Михельсон), рабочих 600 человек. Особенно резкий антисемитизм проявился во время лекции прикрепленного к заводу студента Гольденгорна, по адресу которого раздавались выкрики: “везде жиды управляют русскими, зачем ты, жид, приехал в Москву разводить агитацию”.

     Орехово-Зуевский трест. Ткацкая фабрика № 3 (Орехово-Зуевского уезда), рабочих - 2375 человек. В ящике для разбора материала в стенную газету 23 сентября была обнаружена написанная от руки листовка с антисоветским содержанием. В листовке говорилось об удушении советской властью трудящихся, засилье евреев, и т. п. Листовка подписана “партия социалистов-революционеров Орехова-Зуева”. Внизу имеется приписка “бей жидов, спасай Россию”.

     ВСНХ. Опытно-техническая швейная фабрика (Краснопресненского района), рабочих - 700 человек. Группа портных при всяком удобном случае старается вести среди рабочих разговоры антисемитского характера, говоря: “Власть еврейская, что везде командуют евреи, что им больше доверяют, чем русским, и т. д.”

     На заседании ячейки завода “Красная заря” Белпищтреста в Минске был поставлен вопрос о взносе в пользу ячейки жалованья членов партии, получивших за [работу в] религиозные праздники. По этому вопросу высказался член КПБ рабочий Шелепень, говоря, что на других заводах этого не проводится, и вообще он был против взноса денег за праздничные дни. Потом, идя домой, Шелепень сказал, что “жидовское право есть, было и будет”.

     На суконной фабрике им. Ленина, Клинцовского текстильного треста в Клинцах, некоторые рабочие говорят, что “жиды взяли всю власть в свои руки, жидовское царство, не признают церквей. Бога, критикуют попов, а почему-то раввинов не критикуют”. Русских людей толкают, чтобы они подчинялись во всем им и делали по-ихнему, вербуют несознательных рабочих в партию, устанавливают свои праздники, когда они хотят, одним словом, сели русскому человеку на шею и тянут из него все жилы и здоровье.

     На Стодольской суконной фабрике им. Ленина в связи с большим наплывом на фабрику практикантов из Клинцовского техникума и из вузов рабочие говорят, что через несколько лет фабрики будут заполнены евреями (среди практикантов много евреев), а русским рабочим деваться некуда будет. Кандидат РКП слесарь Стодольской фабрики Клименко, будучи на станции и обратив внимание, что поездом приехало много евреев, подошел к ним и спросил, откуда они приехали и зачем, некоторые ответили, что приехали из Минска и других городов и что приехали в Клинцы работать, и вот Клименко говорит: “Что же, вам здесь всем Палестина, что ли, что же, вас черти сюда несут, что ли, какая тут вам работа, когда своих безработных полно?!”. Случай этот он рассказывал в мастерских, и многие рабочие с ним были солидарны.
...
     Украина. 15/XI. Председателю коммунотдела г. Киева Алексееву прислано анонимное письмо (приводим отрывки с сохранением [авторской] орфографии): “Гр. председателю Алексееву. Рабочие и крестьяне г. Киева к вам с заявлением. Мы, рабочие, раз вам писали, ничего не видим нового, теперь обращаемся к вам еще раз. Товарищ, пожалоста, до каких пор мы будем лежать под гнетом жидовских паразитов, где не пойдешь, всюду сидят, пишут. За что мы работаем, кому мы работаем. Как прыгают на крестьянскую шею, едут из своего края в Киев, им дают квартиру бесплатно, коммунальных бесплатно, еще дают на расходы, еще есть страхкасса, дают готовый обед. Спрашивается, от кого все берется - от несчастного крестьянина или русского рабочего. Как можешь, русский человек, сидеть на престоле председателя и видеть своими глазами, что делается. Если безработный теперь зарабатывает по 15 руб. в день, каждый рабочий даже по 20 руб. в день, они оплачивают свои долги, которые им дали раньше бесплатно, нет - это остается у жида в кармане. Государство уже лопается, некуда деньги девать, и за квартиру не платят, за коммунальных не платят, кто страдает - мужик. Товарищ Алексеев [...] были вы когда-нибудь в коммунотделе, смотрели, кто заведует киевскими домами, кто кирпич носил, кто камень носил для мостового - для ково, кому. Для пархатого жида. Но мы думаем скоро будет конец, рабочие русские не жидовский пролетариат”.

АНТИСЕМИТИЗМ СРЕДИ БЕЗРАБОТНЫХ

Безработный из секции пищевиков вел разговор антисемитского характера, в связи со смертью т. Цируля, “что Цируль был жид, об этом и спрашивать не приходится, т. к. теперь на всех тепленьких местечках одни евреи, а на бирже труда и у станка их ни одного не найдешь. Евреям земли дали в Крыму в самом лучшем месте, а русского мужичка переселяют в Сибирь, где ему приходится своим потом выстрадать землю”. Это выступление встречено с большим сочувствием безработными.

     Безработный демобилизованный в группе безработных говорил: “Я красноармеец, нахожусь в Ермаковке, где у меня стащили сапоги. Коммунисты, евреи и комсомольцы занимают лучшие квартиры, а нас, русских красноармейцев, заставляют жить в притонах”.

     Коростеньский округ. Белокоровническая артель грузчиков. 25/Х - рабочие-грузчики Полнвода, Пасс и Назаров говорили: “Даешь войну, вырежем всех евреев, а потом очередь за коммунистами”. Эти слова находят сочувствие в рабочей среде.
....

АНТИСЕМИТИЗМ В ДЕРЕВНЕ

Шепетовский округ. 16/IX. В селе Новоселицы Грищевского района поп Троцкий В. ведет агитацию среди населения против евреев, заявляя: “Мы должны выгнать жидов с Украины, тогда будет житься народу лучше, так как крестьянин работает, а вся власть еврейская. Вы сами видите, что власть завоевали рабочие и крестьяне, управляют же евреи”.

     Забайкальская губерния. 1/VIII. В селе Дарасун наблюдается антисемитская агитация и призывы “бить жидов и коммунистов”.

     В Пригородной волости, деревня Елина, Богородского уезда, гр. Абрамов ведет агитацию о том, что власть находится в руках евреев, которые сидят на крестьянской шее.

     Ленинский уезд. Прибывший из Мосгорбанка в Ленинское отделение на должность кассира гр. Зазарев ведет агитацию антисемитского характера, говоря, что “всю власть заняли жиды и по всей Москве рабочие зашевелились против соввласти”.

     Московский уезд. Среди допризывников с. Мытищи наблюдалось антисемитское настроение, отмечены заговоры “о нежелании воевать за жидов”....

     Киевский округ. В селе Михайловке, Богуславского района, Шевченского округа, были подобраны 4 воззвания: первое - в хате-читальне, в которой население оповещается о том, что организовалась партия, выставляющая лозунг: “Дай волю селянам”. Второе воззвание было обнаружено в кооперативе, при открытии лавки. В нем крестьянам предлагалось не верить речам “жидовских наймитов”, кои обещают, что при организации коммуны будут есть белый хлеб и толстое сало, но “вы, селяне, не думайте, что будет коммуна, никого не слушайте, пусть врут, а мы посадим на престол Николая Николаевича” и т. д....

ПРОЯВЛЕНИЕ АНТИСЕМИТИЗМА В СВЯЗИ С НАДЕЛЕНИЕМ ЕВРЕЕВ ЗЕМЛЕЙ

Самарская губерния. В селе Борском Бузулукского уезда 21/IX с. г. у местного кулака - торговца Шаркова собрались на крыльце дома несколько человек односельчан крестьян. Шарков вынес газету, начал читать статью о еврейской колонизации в Крыму и дал по сему такое объяснение: жиды у большевиков купили Крым за 15 000 000 долларов, там поселятся, и большевики им отводят несколько тысяч десятин земли, которую они (евреи) будут нам, рядовым крестьянам, отдавать в аренду за огромную плату. “Вы вот, дурачье серое, работаете до кровавого пота, а соввласть вас жидам в рабство отдает”....

     Гомельская губерния. В Клинцевском уезде среди крестьян наблюдалось недовольство в связи с тем, что крестьянам русским, ходатайствовавшим о переселении, предоставлена земля в Сибири, а евреям на юге, и что последнее потому, что Россией правят евреи...». (ГА РФ, ф. 371, oп. 6, д. 1096, л. 98)

1928

Рабоче-крестьянское правительство решило «осчастливить» своих крестьян, и приняло решение о коллективизации села. Как ответило крестьянство? Только в первые месяцы коллективизации было забито свыше 15 миллионов коров и быков, около 40 миллионов овец и коз, 7 миллионов свиней и 4 миллиона лошадей. Поголовье скота в стране сократилось более чем наполовину.
     Во время бабьего бунта в Карасукском районе Славгородского округа Сибири мужчины, по сути, оставались дома. Бунт в этом районе начался на заре коллективизации по причине хлебозаготовок. В апреле на собрании бедняков деревенские жители потребо-вали у государства объяснений, как людям прокормить себя после проведения драконовских заготовок. В мае около 120 женщин собрались у здания исполкома райцентра, требуя хлеба. Им удалось заставить председателя РИК раздать им зерно. Когда об этом узнали в других деревнях, там снова начались волнения. В шести селах женщины забрали зерно из колхозных хранилищ. Во время этих бабьих бунтов крестьянки порой собирались в толпы до 200 чел.
     В Москве произошло крупное выступление безработных. В беспорядках, спровоцированных хамством работников биржи труда, приняло участие более 5 тысяч безработных, преимущественно строителей. С пением «Интернационала» рабочие громили здание биржи. В результате столкновений имелось много раненых, в том числе среди подоспевших милиционеров.
     В этом же году подавлено восстание якутов.
     Налоги с крестьян в размере 50-60% вместо дореволюционных 3-4% никак не могли способствовать любви к новой власти. По сводкам ГПУ за 1928 год произошло массовых выступлений крестьян 1027, терактов против представителей властей 709.

1929

В Средней Азии вновь набрало силу басмачество, особенно в Каракумах. Против многотысячных отрядов мятежников пришлось двинуть большие воинские соединения под командованием П. Дыбенко. Столкновения продолжались еще  до осени 1931 г.
     В этом же году посадили всех членов коммуны между Сочи и Хостой.
     Весной, в Вятской губернии, крестьяне пригрозили группе комсомольцев, которые собирались официально зарегистрировать колхоз, что если те продолжат свои действия, то будут изгнаны из деревни без права возвращения и неизбежно умрут с голоду.
     В Острогорском округе Центрально-Черноземной области «кулаки» угрожали застрелить любого, кто вступит в колхоз. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 32. Д. 184. Л. 28.)
     В селе Лебяжье Мелекесского района Ульяновского округа крестьяне помешали проведению собрания по вопросам коллективизации. Бунтующая толпа, быстро набравшая несколько тысяч участников, выкрикивала: «Бить надо коммунистов!.. Мало народа, бей в набат!» В том же округе, в мусульманской деревне Енганаево Чердаклинского района, власти решили провести реформу землеустройства в качестве подготовительной меры к организации колхоза. Согласно их планам, несколько сотен зажиточных крестьян подлежали выселению на отдаленные территории. Однако 9 апреля, в день открытия в сельсовете пленума по обсуждению реформы, раздался бой набата, который собрал толпу в 500 чел., скандирующих: «Не дадим выселять зажиточных и мулл! Не позволим разъединить нас, бедноту, с богатыми!» Они поколотили нескольких партработников, а на следующий день бунт, насчитывавший уже 1 500 участников, продолжился. На подавление восстания было направлено подразделение из 100 солдат, которые арестовали 13 человек. (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 85. Д. 355. Л. 2.)
     В этот же период восстания охватили несколько татарских поселений, жители которых протестовали против гонений на религию. 21 апреля в деревне Ср. Тигона Спасского округа Татарской республики была закрыта церковь, а 27 апреля группа из 200 крестьян, размахивая белым флагом, сломала замок на ее двери. Они побили местных активистов и бросили в грязь портреты деятелей коммунизма, в том числе Ленина. В конце концов милиции удалось навести порядок. В мае подобное восстание произошло в Рязанской области, в селе Еголдаево: когда бригада рабочих прибыла на место, чтобы закрыть церковь, они были остановлены толпой в 500 чел., большую часть из которых составляли женщины, угрожавшие рабочим ножами и кольями и забрасывавшие их камнями (Там же).
     В декабре 1929 г. Барнаульским окружным отделом ОГПУ была ликвидирована повстанческая организация во главе с бывшим членом Главного штаба партизанской армии Западной Сибири, командиром 7-го полка «Красных орлов» П. В. Чупиным. Организация была создана в селах Новообинцево и Иня Павловского района и насчитывала 21 участника. Связь с Чупиным поддерживала и бывшие партизаны. В числе их лозунгов были: «За полную свободу слова, печати и труда», «Земля и воля народу», «За учредительное собрание» и др. В начале декабря 1929 г. «банда Чупина» совершила нападение на Шелаболихинский сельсовет, захватила все имевшееся там оружие и скрылась. Органы ОГПУ в ходе расследования этого дела «включили» в «контрреволюционную организацию» 300-500 крестьян из 15 сёл Барнаульского и Бийского округов (сёла Колодаевка, Козловка, Чудотвориха, Синюха, Каменка Верх-Чумышского района; Золотой Рог, Ново-Инюшево, Подсопка, Борисовка, Чистая Грива Тогульского района и др.). В числе арестованных по этому делу оказались бывшие партизаны армии Г. Ф. Рогова -  С. К. Матишков, Е. Е. Попов, А. К. Путинцев, А. Ф. Рогов, Е. Е. Санкин, И. Д. Санкин, И. К. Тилев и др. В донесениях и политсводках ОГПУ неоднократно фиксировались «антисоветские» высказывания бывших партизан в адрес представителей власти: «Вы нас хотите совсем решить жизни, после кулаков взялись уже за середняков, а потом дело дойдет и до бедняков». Бывший красный партизан Борозенец, крестьянин-бедняк, возмущался: «Заветы Ленина топчут ногами, гнет насилия служит способом управления крестьянством. Революция идет к гибели, к которой ее ведет костлявая рука голода. Власть мне постыла, потому что коллективизация проводится насильно. Властью управляют бывшие капиталисты. Партизаны куют пики и идут в леса. Чем идти в коммуну и век гнуть спину под панской нагайкой, лучше сразу умереть, взять пику и искать правду» (спецсводка ОГПУ «О перегибах и извращениях» от 23 февраля 1930 г.). Подобные настроения отмечались и в других докладных записках и политсводках карательных органов.
     Сажают бурят-монголов после восстания 1929 года. Ходят слухи о 35 тысячах расстрелянных.
     По сводкам ГПУ за 1929 год произошло массовых выступлений крестьян 9 093, терактов против представителей властей 1 307.


Председатель сельсовета с. Бочковое Харьковской области, раненный во время проведения коллективизации, конец 1929 года.

Описывая сельскую местность в Смоленске в конце 1929 г., Мерл Фейнсод рассказывал: «Пелена террора опустилась на деревни. Как только резко увеличилось число убийств и поджогов, членов партии предупредили, чтобы они на рабочем месте не подходили близко к окнам и не ходили по деревне, когда стемнеет».

1930

Как крестьяне стремились в колхозы, говорят следующие факты:
     Собрание, проводимое в январе 1930 г. в селе Архангельское Кузнецкого округа на Средней Волге, было закрыто после того, как один из бедняков, по фамилии Сурков, поднялся и сказал: «Вы грабите крестьян и всех кулаков ограбили. Мы при царе жили лучше. Колхозы - это петля. Долой рабство! Да здравствует свобода!» За его речью последовали крики «ура» и возгласы: «Вот так наш Сурков!» Крестьяне заставили партработников, проводивших собрание, выдать Суркову справку о том, что «он выступал правильно», а затем удалились, скандируя: «Долой колхозы!». (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 131. Л. 48-49.)
     Подобные случаи происходили и в других местах. Так, в деревне Александро-Богдановка Волжского округа на Средней Волге несколько собраний были закрыты из-за крестьян-середняков. Во время одного из них женщина стукнула кулаком по столу председателя и закричала: «Пошли к черту со своими колхозами!» (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 61. Л. 115.). В Западной области проведение одного из собраний было прервано криками: «Долой советскую власть!». (ГА РФ. Ф. 374. Оп. 9. Д. 398. Л. 598.)
     Множество собраний заканчивались насилием или бунтами. Один из таких случаев произошел на Украине, в Краматорском районе Артемовского округа, где во время собрания по коллективизации нападению подвергся рабочий, посланный туда организовывать колхоз. (РГАЭ. Ф. 7446. Оп. 5. Д. 87. Л. 10.) В деревне Кротково Сызранского округа на Средней Волге толпа «пьяных подкулачников» вместе с женами заявилась на районное собрание, посвященное коллективизации, с криками: «Долой коммунистов, не надо нам колхоза!» Они затеяли драку с организаторами собрания, вынудив тех спасаться бегством. (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 131. Л. 49.) Жительницы села в Бугурусланском округе подняли на собрании шум, стали приставать к секретарю собрания и разорвали его протоколы. Им удалось заставить председателя закрыть собрание, после чего они прошествовали к зданию школы, разбили все окна и пытались спустить красный флаг, попутно запугивая местных активистов. (РГАЭ. Ф. 7486. Оп. 37. Д. 131. Л. 48.)
     По данным ГПУ, только в январе-апреле отмечено более 6 тыс. крестьянских выступлений, которые распределялись так: Украина 1 895; Цнтрально-Черноземная обл. более 1000; Средняя и нижняя Волга 801; Северный Кавказ 649; московская обл. 459; Западная часть РСФСР 268; Белоруссия 265; Закавказье 229; Узбекистан 212; Сибирь более 200.
     В феврале в Острогожском округе Воронежской области повстанцы три дня вели бой с военными курсантами.
     Одно из самых значительных восстаний на территории Нижнего Поволжья произошло 22 февраля в деревне Началово Астраханской области. В тот день в 6 часов вечера ударил набат, и к зданию сельсовета с двух сторон стали подступать жители. Толпа была организована типичным образом - впереди шли дети, за ними женщины, а мужское население замыкало шествие, что, вероятно, должно было продемонстрировать мирный характер протеста. В шествии приняли участие около 700 чел., притом, что всего в деревне было 980 дворов. По материалам одного из отчетов с места событий, крестьяне обрезали телефонные провода. Некоторые были вооружены - двое прихватили охотничьи ружья, а остальные несли с собой разные тупые предметы. По мере приближения толпы, впереди которой шли дети, со стороны здания раздались выстрелы - власти забар-рикадировались в нем, как только услышали набат. Выстрелы превратили то, что задумывалось, как мирная демонстрация, в жестокий мятеж. Крестьяне атаковали здание, ворвались внутрь и захватили партработников, пытавшихся спастись бегством. По данным отчетов, у них быстро закончились патроны. Именно в этом бунте были убиты некоторые члены партии, которых линчевали или забили тупыми предметами. Всего за период восстания в деревне погибли 6 или 8 партработников и активистов. Первым известие о бунте дошло до соседнего колхоза, который тут же отрядил 12 чел., вооруженных ружьями. Из Астрахани были посланы 8 партийцев и дополнительные отряды милиции. Доподлинно неизвестно, как закончился мятеж, однако предполагается, что он завершился самосудом еще до того, как подоспело подкрепление. Так или иначе, 22 числа были арестованы 127 чел., 13 из них отправлены в Астрахань. На следующий день были задержаны еще 113 чел. - 105 мужчин и 8 женщин, среди них 78 кулаков, 11 середняков, 21 бедняк, 1 батрак и 1 колхозник. Еще 20 мятежников укрылись в лесах. Количество арестов было столь велико, что специальная окружная комиссия по раскулачиванию потребовала освободить милицейские казармы, чтобы держать в них арестованных. Как только бунт был подавлен и произведены все задержания, власти распорядились снять церковный колокол и наспех похоронить убитых. К середине марта было приняло решение организовать специальный детский дом для детей, оставшихся сиротами в результате происшедшего.
     В марте отряд из 700 человек попытался взять Кисловодск.
     Согласно докладу сотрудника Крымского ОГПУ Салынь на 26 марта 1930 г. раскулачено и определено к выселению 16 тыс. человек.
     В этом же месяце в Пителинском районе на Рязанщине восстало 11 сел и деревень. Толпа в 2-3 тысячи человек, значительная часть которых составляли женщины, двинулась на райцентр - освобождать арестованных недавно священников. Несколько милиционеров и активистов были убиты. На окраине Пителина мятежников встретили председатель Рязанского окрисполкома Штродах и секретарь окружкома Глинский с командой из 300 солдат. Штродах, из нагана застрелил одну из женщин. Толпа ринулась на него, но красноармейцы дали несколько залпов пол ней. Мятежники разбежались по деревням, перебили активистов, разобрали по дворам обобществленный скот, и лишь спустя три дня восстание было жестоко подавлено.
     Жители станицы Павловской на Кубани поголовно восстали против коллективизации, начали избивать местных и приезжих коммунистов. Войска ГПУ подвергли станицу артиллерийскому обстрелу, затем выселили все 22 тыс. ее жителей. Подобным образом в станице Белая Глина казаки избили активистов и заперли их на ночь в амбар. Утром явился отряд ГПУ, согнал станичников на церковную площадь и открыл по ним пулеметный огонь. По меньшей мере, девять станиц на Кубани и четыре на Дону полностью выселили на север.
     В Московской области движение крестьян охватило 5 районов. В Центрально-Черноземной области вооруженные выступления проходили с участием десятков тысяч. Так, в Козловском округе к началу марта восстание захватило 54 села, а в Карачаевской области восставшие окружили областной центр и держали его в осаде 8 дней.
     Восстание в Тульчинском округе, охватившее 189 селений, официальные источники назвали полной анархией. По всему округу крестьяне блокировали или разрушали здания сельсоветов. В Джулинском районе вооруженная группа местных жителей захватила власть, объявив себя диктаторами района и передав управление общинами старейшинам деревни. После того как мятежники согласились на проведение переговоров с представителями ОГПУ, они были арестованы, что вызвало новую сходку, на сей раз в райцентре - Соболевке, где толпа из 600-700 чел. потребовала освободить арестованных. Однако их попытки провалились. Представители властей открыли по собравшимся огонь, 20 чел. были арестованы. В деревне Горячевка Мястковского района толпа, требовавшая освобождения кулаков и возврата имущества, заставила отступить конный отряд ОГПУ. В выступлении участвовало около 1 000 чел., впереди шли женщины и дети.
     Секретная телеграмма Сталина, разосланная органам ОГПУ, сообщала: «Сопротивление крестьян перерастает в повстанческое движение, обстановка грозит гибелью, употреблять Красную Армию для подавления повстанцев - значит идти на разложение ее ввиду подавляющего крестьянского состава и оголить границы СССР».
     По итогам ОГПУ, всего «массовых крестьянских выступлений» за год было 13 754, из них: 7 382 в связи с коллективизацией; 2 339 в связи с действиями «антисоветских элементов»; 1 487 в связи с закрытием церквей; 1 220 в связи с нехваткой продовольствия; 1 326 по разным причинам.

Секретный меморандум ЦК от 2 апреля 1930 г. сообщает:
«Поступившие в феврале месяце в Центральный Комитет сведения о массовых выступлениях крестьян в ЦЧО, на Украине, в Казахстане, в Сибири, в Московской области вскрыли положение, которое нельзя назвать иначе как угрожающим. Если бы не были тогда немедленно приняты меры против искривлений партлинии, мы имели бы теперь широкую волну повстанческих крестьянских выступлений, добрая половина наших "низовых" работников была бы перебита крестьянами, был бы сорван сев, было бы подорвано колхозное строительство и было бы поставлено под угрозу наше внутреннее и внешнее положение».

советизм

Previous post Next post
Up