Апостолики ("апостольские братья").

Nov 05, 2015 17:41



Средневековье кишело путниками, и они постоянно встречаются нам в иконографии. Вооружившись посохом в форме греческой буквы "тау" (он быстро стал символом), шли они по дорогам Европы - паломники, монахи, нищие, больные... Самый дух христианской религии выталкивал народ на дороги. Человек лишь странник на сей земле изгнания - таково учение Церкви и Христа. Особенно много было пилигримов (богомольцев); некоторые ходили в веригах и подвергали себя всенародному жестокому бичеванию. Их узнавали обычно по размеренным, спокойным движениям, согбенной позе при ходьбе, некоторых - по лицам, растянутым в неизменной улыбке, и, в не меньшей степени, - по обилию слёз. Эти люди перебирались часто с ярмарки на ярмарку, из города в город, из одного монастыря в другой; через них передавали письма, от них узнавали новости и сведения об отдалённых странах; они же могли занести и проповедь нового учения. Люди того времени обычно не замечали в проповедниках догматических различий. Они слушали еретика брата Фому с тем же благоговением, что и св. Винцента Феррера и бранили св Колетту и её последователей, называя их беггардами и лицемерами.

К Этьену Бурбонскому пришла одна женщина и попросила сжечь её на костре как еретичку. Она верила проповедям катаров, но не хотела в них верить и предпочитала ереси смерть. Во что же она верила? Она и сама этого не знала, кажется в ересь, но хотела верить по-католически. Но как веровать по-католически, она не знала. Церковь пыталась вселить в сознание мирян хотя бы основные истины христианства, но практически дело не шло дальше обучения их "Символу веры" да "Отче наш", и даже, опасаясь ереси, сама предписывала священникам, проповедуя мирянам, не слишком вдаваться в догматические вопросы. И если бы возможно было подвести итог верованиям любого средневекового мирянина, то оказалось бы, что истинной веры у него нет и он - еретик. Однако все были убеждены в истинности, кафоличности своей веры, предполагая её существование или совсем не думая о том. В подобных условиях многие глубоко верующие люди, следуя по стопам Иисуса Христа, неожиданно для себя оказывались вдруг в стане еретиков.

Одним из таких "людей Божиих" был молодой крестьянин из-под Пармы Жерард (Герардинус) Сегарелли. Рассказы современников рисуют его придурковатым парнем, и именно по причине этой его "простоты" ему было отказано в 1248 году в приёме в монашеский орден францисканцев. Тогда он пошёл в соседнюю церковь и долго находился там в созерцании икон, изображавших апостолов. Выйдя оттуда, он перестал бриться, отрастил длинные волосы и бороду, как у апостолов на иконах, и сшил себе такое же платье. Потом он продал свой домик, вышел на главную площадь города, высыпал все деньги из мешка и со словами - "пусть берёт, кто хочет" - ушёл. Подражая св. Франциску Ассизскому, он стал жить подаянием и собрал вокруг себя небольшую группу учеников, которые одевались так же, как он, и вели такой же образ жизни.

Это было время, благоприятное для религиозного радикализма и мистической экзальтации. Приближался 1260 год, в котором Иоахим Флорский предсказывал мировую катастрофу и явление Антихриста. К тому же в 1259 году страшный мор, напавший на Италию, укрепил веру в это предсказание. Кающиеся собирались толпами и под предводительством монахов двигались по дорогам, полуголые, предаваясь бичеванию и оставляя за собой кровавый след.



Из этой бурной эпохи группа Сегарелли вышла влиятельной и окрепшей. Сегарелли обратился даже к папе с просьбой утвердить его орден наподобие францисканского. Курия отказала, правда, в весьма благожелательных тонах. По-видимому, учение "апостольских братьев" (так они сами себя называли) мало отличалось в это время от того, что проповедовали многочисленные странствующие проповедники, большинство которых папа должен был терпеть. Сам Сегарелли попал под покровительство Пармского епископа и прожил у него 12 лет.

Но мало-по-малу отношения "апостольских братьев" с папской курией стали портиться. По-видимому, в учение "братьев" в это время всё больше стали проникать взгляды "братьев свободного духа". В своих проповедях Сегарелли выступал с апокалиптическими пророчествами против папы и римской курии. По его словам, никакой папа не может освобождать от каких-либо грехов, если только он сам будет таким же святым, как ап. Пётр, то есть он должен жить во всемерной бедности и не иметь никакой собственности, быть смиренным, не поощрять войн и никого не преследовать. Он утверждал, что скоро наступит новый (третий) период церковной жизни, когда папа и иерархи будут низвержены, духовенство упразднится и Церковь будет преобразована Святым Духом в Царство Божие на земле.

Сегарелли проповедовал отвращение от мира и его ложных ценностей, призывал бедных следовать за Иисусом Христом, а не прислуживать богатым ради объедков с их стола. В больших городах Италии вокруг него быстро собралось множество последователей, которые, по примеру ранних христиан, называли друг друга братьями и сёстрами, жили в крайней бедности и посвящали всю свою жизнь подражанию апостолам, прежде всего апостолу Павлу. По совету этого апостола, они не связывали себя узами брака; каждый мужчина мог избрать себе в общине-коммуне спутницу, как это делали ап. Павел [1],  "и прочие апостолы, и братья Господни, и Кифа" (1 Кор. 9:5); их совместная жизнь слагалась в виде духовного соэза, совершенно чистых братских отношений. Однако католическое духовенство повсюду указывало на такой союз как на разврат, и это сильно вредило им, особенно в глазах сельского населения.

О том, какого влияния достигло движение "апостольских братьев", можно судить хотя бы по тому, что в 1286 году их деятельность осуждает в Англии собор в Чичестере, в 1289 году - в Германии, в Вюрцбурге (Шафаревич И. Социализм как явление мировой истории. - М., 2003, с. 70). Впрочем, епископство к тому времени давно утратило обычай бороться с инакомыслием только силою Слова Божия и личным примером святости; в его руках были domini-canes - страшные псы инквизиции, которые быстрее и легче затыкали рты еретикам. В 1294 году Сегарелли был арестован. Он пробыл в тюрьме шесть лет, а затем его сожгли на костре (18 июня 1300 года).

После гибели Сегарелли общины "апостольских братьев" возглавил Дольчино (Дульсин) из Наварры; его учеников и последователей стали называть дульсинистами.
Дольчино поступил послушником во францисканский монастырь, где, по-видимому, и познакомился с учением "апостольских братьев". Вскоре он увидел послушницу монастыря св. Екатерины в Триенте Маргариту Тренк, девушку замечательной красоты и высоких дарований. Дольчино вышел из своего монастыря, поступил батраком в её монастырь и уговорил её бежать. Они полюбили друг друга, но были всем сердцем преданы учению, запрещавшему брак его апостолам, да и самое их дело - проповедь дорогого им учения о спасении через Иисуса Христа - целиком заполняло их души и не оставляло времени для развлечений. Оба они до самой своей ужасной смерти дружно боролись за идеалы святого Царства Духа, оставаясь до конца жизни только братом и сестрой. Они стали бродячими проповедниками учения "апостольских братьев".

Дольчино различал три возраста существования народа Божия. Первая - это ступень Ветхого Завета, то есть патриархи, пророки и праведники до Христа: на этой ступени следовало брать жён, чтобы Земля заселялась и размножался род человеческий. Потом наступила эпоха Христа и Его апостолов - эпоха святости и целомудрия. На третьей ступени священники стали думать, будто бы им следует вначали приобрести земное состояние, а потом с его помощью управлять народом; но когда в народе стала охладевать любовь к Господу, появился Бенедикт и выступил против всякой земной собственности. Когда же даже и бенедиктинские монастыри начали накапливать богатства, появились св. Франциск и св. Доминик, каковые ещё суровее, чем Бенедикт, стали проповедовать против посюстороннего могущества. Но теперь, провозгласил Дольчино, даже и в этих орденах жизнь множества прелатов снова вошла в противоречие с евангельскими заповедями, наступил час конца третьего времени и требуется возврат к указаниям апостолов. Дольчино учил, что Царство Отца, начавшееся от сотворения мира, продолжилось до пришествия Христа Спасителя; Царство Сына окончилось в 1300 году; и что Царство Духа Святого началось в общинах "апостольских братьев" и скоро распространится по всей Земле.

Сохранилось описание церемонии приёма в число апостолов. В знак отрешения от старой жизни посвящаемый сбрасывал с себя все одежды и обещал Богу и братьям жить в евангельской бедности. Ему запрещалось касаться денег. Жить он должен был только подаянием - хлебом небесным. Запрещалась и любая работа, любое подчинение другим людям. Как первые апостолы, они должны были слушать только Бога.

Мосхейм пишет: "Они называли друг друга, по подобию первых христиан, братьями и сёстрами. Они жили в бедности и не могли иметь ни домов, ни запаса на завтрашний день, ни чего-либо, что служит удобству. Если они испытывали голод, то просили еду у первого встречного и ели без различия, что бы им ни предложили. Зажиточные люди, присоединившись к ним, должны были отдать своё имущество в общее пользование".

"Братья, идущие в мир для проповеди покаяния, имели право брать с собой сестру, как апостолы. Но не как жену, а как помощницу. Подруг, которые их сопровождали, они называли сёстрами во Христе и отрицали, что живут с ними в супружеской или нечистой близости, хотя и спали в одной кровати" (Шафаревич И. Социализм как явление мировой истории. - М., 2003, с. 70-71).

Во время своих странствований Дольчино не раз попадал в руки инквизиции, но, видимо, придраться было не к чему, ибо он выглядел "святее папы римского", и его отпускали. Наконец, он бежал из Италии и скрылся в Далмации. Там он писал письма, которые его сторонники распространяли в Италии. Три из них сохранились в подробных выдержках.

Общее содержание писем таково. Дольчино и его последователи призваны возвестить приход последних днейи звать к покаянию. В этом им противоборствует войско Антихриста: папа, епископы, жирные монахи - слуги Сатаны. Но день мести близко. Папа и прелаты будут убиты. Ни один монах или священник не останутся в живых, кроме тех, которые примкнут к "братьям". Церковь будет лишена всех богатств. Вся Земля будет очищена к новой вере "апостольскими братьями", на которых Господь прольёт Свою благодать. Сам Бог даст миру нового святого папу на место папы Бонифация VIII, который к тому времени должен быть убит. В третьем письме Дольчино говорит, что этим новым папой будет он сам.

Победа в сражениях против Антихриста-папы будет завоёвана, предвидит Дольчино, благодаря вмешательству иностранного государя. Свои надежды он возлагает на Фридриха, короля Арагонии и Сицилии, который в это время вёл ожесточённую войну с папой. Как раз незадолго он перевешал в Сицилии всех монахов, подозреваемых в содействии папе.

Дольчино решил, что его час настал и в 1303 году или в начале 1304 года он со своими последователями вторгся в Италию. К нему стали стекаться со всех сторон все "труждающиеся и обременённые", все "униженные и оскорблённые", все обиженные властями и обиженные на власть: бедные и богатые, дворяне-гибеллины, крестьяне и горожане, причём не только из Италии, но и из Франции и Австрии. В его лагере собралось несколько тысяч человек. В горной долине они основали свой лагерь.

И вот тут началось самое страшное. Большинство из пришедших к Дольчино людей не отличались высокими духовными качествами и они не желали питаться "небесным хлебом", то есть подаянием, как привыкли "апостольские братья". Поэтому продовольствие стали доставть из соседних деревень, прибегая к насилию. Вскоре вся окрестность на десятки миль была разграблена и выжжена. Наконец было собрано войско, но отряды Дольчино разбили его. Они бросились на соседние города, грабя их и уводя с собой жителей. Пленных потом обменивали на провиант.


Папа Климент V объявил крестовый поход против еретиков. Но и он кончился неудачей. Река, на берегу которой было уничтожено войско крестоносцев, стала красной от крови. За этим крестовым походом последовали другие, кровопролитная война продолжалась три года. Дольчино вооружил и женщин, которые сражались наравне с мужчинами. Всё новыми пророчествами о близкой победе питал он веру своих сторонников.

После долгой борьбы, когда Дольчино не раз обманывал своих преследователей и уходил в другую местность, он был окружён на вершине, которая раньше именовалась Цубелло, а с той поры её стали называть Рубелло или Ребелло, потому что она стала оплотом бунтарей.

Пришла зима 1305/1306 года - одна из самых свирепых за последние несколько десятилетий, - и в округе наступил ужасный голод. Окружённым в горах братьям пришлось испытать неимоверные страдания. Но голод, который обуздывает диких лошадей, который заставляет орлов спускаться с заоблачных высот, который смиряет львов и склоняет под ярмо быков, не смог поколебать Дольчино и его верных последователей. Почти безоружные, лишённые поддержки извне, они держались только верой в Иисуса Христа и сами больше походили на полуистлевшие трупы, чем на живых людей. "Если они, - замечает Мариотти, - были людьми дьявола, как утверждают их враги, то безусловно нигде и никогда сатана не сделал столь ничтожно мало в защиту своих слуг, как он это сделал в отношении последователей Дольчино".



Страх крестоносного войска перед "апостольскими братьями" был так велик, что католики только тогда решились идти на приступ, когда какие-то перебежчики рассказали им, что осаждённые не могут уже двигаться от слабости и истощения. И вот, с благословения епископа, крестоносцы пошли на штурм. Но сражения не состоялось. Многие братья не могли даже подняться, и папское войско просто рубило и резало этих полуживых мучеников Царства Духа. Все 1900 осаждённых были убиты.

Дольчино и двое его ближайших сподвижников - Маргарита Тренк и Лонджино Каттанео - были взяты в плен крестоносцами и переданы инквизиции, которая заточила их в темницу в городе Верчелли. Папа Климент V написал французскому королю Филиппу IV Красивому: "У нас сообщения самые великолепные, чреватые восторгом и ликованием. Зловоннейший демон, отродье Велиара и мерзкое чудовище ересиарх Дольчино ценой огромной опасности, лишений, битв и постоянных усилий наконец-то схвачен со своими приспешниками и находится в наших острогах заслугами многоуважаемого нашего брата Раньера, епископа града Верчелли, и он пойман в канун Святой Вечери Господней, и многая толпа, с ним бывшая, заражённая еретической проказою, перебита в тот же самый день" (цит. по: Лимонов Э. Другая Россия. - М., 2004, с. 114-115).

Несколько месяцев троих узников держали в каземате прикованными за руки, за ноги и за шею к стене. Мужественно переносили братья все ужасы мучений, какие только могли выдумать их жестокие палачи; ни одного стона боли не вырвалось из груди Маргариты, ни одного звука жалобы - у её верного сподвижника. Несмотря на дьявольски-изощрённые пытки, все трое предпочли костёр отречению от своих святых идеалов.

Казнь произошла 1 июня 1307 года. Вначале Маргариту сожгли на медленном огне на глазах у Дольчино. Но даже и в эту страшную минуту его дух не смутился и не поколебался; только слёзы текли из глаз и кровь - из искусанных губ. Затем его самого весь день возили на колеснице по улицам города, вырывая раскалёнными щипцами мясо из его тела, кусок за куском. Палачи не смогли исторгнуть из его уст ни единого крика. "Только когда они, - свидетельствует очевидец, вырывали у него нос, заметили, как вздрогнули его плечи, и во второй раз, когда перед воротами Верчелли другая, ещё более существенная часть его тела [2], была отсечена, то вздох отчаяния вырвался из его груди". В конце концов изуродованное до неузнаваемости тело Дольчино было сожжено на костре. Такова была смерть героя Данте. Такой же жуткой казни подвергся и Лонджино Каттанео.

Как не клеветали потом сильные мира сего на замученные ими жертвы, но им всё-таки не удалось осквернить их светлый образ. И долго ещё в народных песнях и сказаниях Северной Италии жило воспоминание о брате Дольчино и его возлюбленной сестре Маргарите.

В 1907 году итальянские социалисты построили памятник в честь Дольчино и Маргариты.



В середине 1920-х годов он был взорван фашистами, однако в 1974 году его восстановили снова.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

[1] В апокрифических "Актах о Павле и Фёкле" говорится о таком союзе.

[2] Детородный орган.

средневековье, любовь, христианство

Previous post Next post
Up