Всё верхнепалеолитическое искусство предстаёт в виде единого монолита. От Атлантики до Байкала формы малой пластики, характер гравировки на камне, кости и роге остаются неизменными на всём евразийском пространстве. При этом сходство стилей и даже их отдельных элементов в искусстве разных народов и континентов кажется порой неправдоподобным, похожим на чудо.
Найденные археологами каменные орудия древних жителей Австралии показали сходство с... аналогичными орудиями европейского и африканского палеолита. На основе новых исследований австралийской наскальной живописи, проведённых на полуострове Арнемленд (Сев. Австралия), самыми древними признаны одноцветные красные стилизованные фигуры людей, изображённые в активном движении.
Они иногда до полного совпадения напоминают "левантийскую" живопись юга Испании и некоторые южноафриканские наскальные рисунки.
![](http://ic.pics.livejournal.com/ltraditionalist/62326150/402407/402407_original.jpg)
Композициям, составленным из длинных рядов идущих друг за другом животных, вырезанным на скалах в Туите (Сев. Африка), Джэбель Уэнат (Ливийская пустыня) и Тассили (Центр. Сахара), соответствуют такие же композиции на герцейских плитках, на стенах франко-кантабрийских пещер, в Сибири, Скандинавии и на Онежском озере. Позы обнажённых танцовщиц из пещеры Бамбата (Южная Африка), стилизация фигур, подчёркивающая движение, почти в точности повторяются в наскальном рисунке из грота Обири (Австралия) и лишь в немного иных ракурсах - в южноамериканской настенной живописи из Рио-Гюйабедо (Амазонка). Трактовка сидящей на корточках человеческой фигуры с поднятыми руками и растопыренными пальцами из Нгунгунда (Австралия) полностью соответствует трактовке таких же фигур из Могар Тахтани (Сев. Африка) и Ахенета (Сахара) [1].
Множество подобных аналогий в искусстве стран и континентов, удалённых друг от друга иногда на десятки тысяч километров, не есть результат взаимодействия. Мы здесь имеем дело с какой-то огромной всемирной культурой, хотя у неё есть свой центр и своя периферия [2]. Пещерное исскуство - высшее художественное достижение "допотопного" человека - сосредоточено в Западной Европе: основные и многочисленные памятники расположены во франко-кантабрийском регионе, на территориях Северной Испании и Южной Франции. Во временн0м промежутке приблизительно между XXX и XII тысячелетиями до Р. Х. здесь создаются первые известные нам на Земле художественные ансамбли.
Животные почти целиком заполняют собой эти ансамбли. Среди изображённых животных подавляющее большинство - северные олени, бизоны и дикие лошади, составлявшие основной объект охоты. По всей видимости, мужчины перед охотой обращались к женщинам - шаманкам, чтобы те заговорили их оружие для меткости в стрельбе, как это практиковалось у эскимосов ещё в начале XX века [3]. Если судить по наскальным рельефам Лосселя, то можно предполагать, что существовали особые охотничьи обряды, совершаемые хором женщин [4]
![](http://ic.pics.livejournal.com/ltraditionalist/62326150/403019/403019_original.jpg)
О ритуальном назначении пещерных рисунков свидетельствует характерное наложение одних рисунков на другие, их многочисленность, которая показывает, что изображения животных делались, скорее всего, не навсегда, а только для одного раза, для того или иного конкретного обряда. Особенно ярко это видно на небольших гладких плитках, где налегающие друг на друга рисунки часто образуют сплошную сетку пересекающихся и совершенно запутанных линий.
Такие гальки, видимо, каждый раз заново покрывались красной краской, по которой и процарапывался рисунок. Таким образом, эти рисунки "жили" только один раз, делались только для одного определённого момента.
Главное место в пещерном искусстве палеолита отводилось женским сюжетам и знакам. Известный французский археолог Андре Леруа-Гуран обратил внимание на то, что сходные композиции звериных фигур и однотипных знаков повторяются в одних и тех же местах палеолитических пещер: в центре пещер - женские знаки и сюжеты (тур, бизон), на периферии - мужские знаки и сюжеты (остальные звери).
Среди самых ранних палеолитических изображений - "негативные" отпечатки левой руки [5]. Делались эти отпечатки так: первобытные люди набирали в рот красящий порошок вместе с водою, а затем спрыскивали ею кисть руки, приложенную к стене. Эти отпечатки рук большей частью расположены в глубине пещер. Иногда они образуют целые "фризы", состоящие из десятков и даже сотен отпечатков. Палеолитические руки небольшие по величине и на них часто отсутствуют один или несколько фаланговых пальцев. Из этого делают вывод, что эти отпечатки принадлежат подросткам и свидетельствуют о пройденном обряде инициации.
На стенах сохранились также таинственные знаки - символы (они встречаются в целом в два - три раза чаще, чем "реалистические" рисунки).
![](http://ic.pics.livejournal.com/ltraditionalist/62326150/403730/403730_original.jpg)
Один из самых распространённых знаков - схематическое изображение человеческой фигуры в виде вертикальной черты с двумя перекладинами и загнутыми вниз концами. Этот знак существует с незапамятных времён [6] и широко распространён в орнаментальном искусстве, символизируя вечный возврат души человека; он показывает, что за одной формой существования души следует другая, а следовательно, смерть есть всего лишь эпизод, синкопа, переход из одного состояния бытия в другое.
![](http://ic.pics.livejournal.com/ltraditionalist/62326150/404383/404383_original.jpg)
Хотя круговорот зачатия - рождения - смерти - главная тема духовной жизни кроманьонцев [7], она совершенно не наполнена сексуальными переживаниями как таковыми. Мы не встречаем ни одной запечатлённой сцены совокупления ни у животных, ни у антропоморфных персонажей. Лейтмотив взаимодействия мужского и женского начал запрограммирован в самом пещерном "храме". Дело в том, что сам нерукотворный храм кроманьонца воспринимался им как женщина. Это чувство поразительным образом посещает даже нашего современника. Открыватель пещеры Труа Фрер профессор Бегуэн, преодолев все спелеологические сложности проникновения в лоно горы, воскликнул: "Поистине эта пещера девственна!" (цит. по: Лаевская Э. Л. Мир мегалитов и мир керамики. - М., 1997, с. 14). Прохождение по тесным проходам, прежде всего во время обрядов инициации, равносильно сакраментальному соитию. А залы с росписями, в которые они приводят, символизируют чрево Великой Матери.
Священные росписи всегда спрятаны в самой тёмной и тайной глубине пещер. В Pasiega и в других подобных пещерах, чтобы добраться до росписей, надо блуждать по лабиринту подземных ходов, ползти на четвереньках сквозь низкие и узкие щели, влезать, цепляясь за выступы камней, по круто наклонным, почти отвесным, как печные трубы, щелям; пробираться, иногда с опасностью для жизни, через подземные топи, колодцы, потоки, водопады, пропасти; скользить по глинистым кручам, где когтями пещерных медведей, тоже скользивших по ним, оставлены глубокие царапины и даже волосинки меха отпечатались. В пещере Тюк д'Одубер (Арьеж) святилище находится в 700 метрах от входа. Чтобы добраться до него, нужно пересечь глубокий ручей. "На глиняном полу этой пещеры сохранились останки медведя, и ещё можно различить его раздробленный череп. Почва под ногами настолько утрамбована, что наводит на мысль о том, что здесь, по-видимому, происходила борьба. Медвежьи следы, иногда перекрывающие человеческие, свидетельствуют о том, что медведи посещали эту пещеру в то же время, что и люди" (цит. по: Мириманов В. Б. Малая история искусств. Первобытное и традиционное искусство. - М., 1973, с. 82).
Раньше многие считали, что первобытные люди проводили в пещерах всю свою жизнь. По Эсхилу, люди Золотого века
"Во тьме сырых землянок и пещер,
Как муравьи проворные, селились".
Но теперь установлено, что в пещерах люди чаще всего лишь зимовали. Причём след ледниковых стоянок - пепел очагов - лежит, большей частью, ближе к свету и воздуху; здесь люди жили плотской жизнью, а духовной - там, в глубине, во чреве Матери - Земли, в священном мраке.
Что же всё это значит?
Похоже, уже в самой глубочайшей древности человек знал, что Божество - в тайне, и чем сокровеннее, тем святее. И ещё он знал, что к Божеству ведёт "узкий" путь нисхождения (в христианстве это - кенотический Путь спасения). При этом пещера служила входом в потусторонний "нижний" мир, где совершалась "медвежья свадьба" - посвящение. Являясь аналогом материнского чрева, она была одновременно и местом рождения духовного человека, и местом перехода от мрака к свету. Во время "второго рождения" инициатическая пещера бывает освещена изнутри светом "ярче тысячи солнц", а темнота царит вне её, так что профанический мир, естественно, отождествляется с "внешним мраком", а "второе рождение" есть в то же время и "озарение" (Р. Генон). Прорыв в потусторонний мир принципиально отделяет участников такого "озарения" от неучастников и на все времена полагает различие в их природе и качестве бытия. Значит, уже в пещерах "каменного" века совершались мистерии, которые Шеллинг назвал "перворелигией человечества". Эта "перворелигия" явилась "крёстной матерью" всех последующих мистерий вплоть до Голгофской мистерии Иисуса Христа, ибо опыт смерти и возрождения - это лейтмотив всех мировых религий.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1] В отличие от европейского, африканское наскальное исскуство не является столь же древним. Его развитие прослеживается только приблизительно от VIII - VI тысячелетия до Р. Х.
[2] От Рейна до Байкала простирается эта "периферия" древнекаменной культуры, противостоящая "пещерно-храмовому" искусству франко-кантабрийского региона и взаимодействующая с ним. Это - стоянки первобытного человека. Ими особенно изобилуют Центр. Европа, Украина, Крым, территории по среднему течению Дона, Кавказ, Сибирь. Обычно поселения располагаются на речных террасах и представляют собой систему круглых или овальных жилищ, укреплённых каменными плитами и земляными валами. У края ледника, где дерево является большой редкостью, остов дома складывается из бивней и костей мамонта, рогов оленя, частей скелетов крупных животных. Так, ещё совсем недавно чукчи - современные наследники палеолитического человека - сооружали свои валькары из китовых костей. Стены дома - это скелет животного, интерьер - его утроба.
[3] Эскимосский охотник говорит этнографу В. Богоразу: "Ты думаешь, это мы, мужчины, убиваем тюленей и моржей? Ничуть не бывало. Это женщины, сидя у домашних очагов, колдовством заставляют зверей подходить к берегу и подставляться под наши удары".
[4] С. Н. Замятнину принадлежит блестящая расшифровка барельефных изображений из грота Лоссель (Франция). С помощью отдельных барельефов в Лоссель была изображена сцена охоты на лань, успеху которой помогают чародейством женщины.
[5] С древнейших времён существует соотнесение оппозиции "левый - правый" с понятием "женский - мужской". Видимо, в связи с тем, что левая рука была символом Великой Богини, возник ритуал целования руки жрице-царице племени, который позднее выродился в обычай целовать руку даме.
[6] Любопытно, что то же самое изображение можно увидеть на традиционной прялке народности вепс (север Вологодской области, Россия), а в слегка изменённой форме этот знак легко угадывается в знаменитой африканской ритуальной маске "канага" (народность догон).
[7] В строго археологическом смысле термин "кроманьонец" относится только к людям, обитавшим на юго-западе Франции примерно от 35 до 12 тысяч лет назад (этот период принято называть верхним палеолитом). Но в более широком смысле название "кроманьонец" используется для обозначения первобытных людей в любом месте земного шара.