Зов Полярной звезды

May 17, 2015 22:37

Hачало этой истории совпадает с началом XX века. Английский врач Уотсон, участвуя в ряде полярных экспедиций, столкнулся со странным психическим заболеванием, которое могло внезапно возникнуть сразу у нескольких человек. Люди при этом как бы отключались от окружающего мира, начинали совершать ритмичные движения, а иногда двигались строго в направлении севера. При попытке их удержать начинали буйствовать. Уотсон назвал это заболевание "полярным (или экспедиционным) бешенством". Ради справедливости надо отметить, что эта болезнь была давно известна жителям Севера. У русских поморов она носила название "меряченье", а у эскимосов - "зов Полярной звезды".
Правда, ещё до Уотсона с этим заболеванием столкнулся известный полярный исследователь Р. Амундсен, который в конце XIX века в качестве штурмана судна "Бельжика" находился у берегов Антарктиды. В 1898 году это судно осталось на зимовку у Антарктиды. Вот тогда-то ему и пришлось столкнуться со случаями тяжёлых психических расстройств нескольких членов экспедиции. Один из них, молодой норвежец Толлефсен, услышав "зов Полярной звезды", перепрыгнул через борт и убежал в снежную пустыню. Другой матрос, при попытке утихомирить его, чуть не убил топором самого Амундсена. Когда, готовясь к своей первой экспедиции, известный полярный исследователь Р.Бэрд посетил для совета Р. Амундсена, тот рассказал ему о собственных наблюдениях случаев "полярного бешенства". Консультация с полярным "мэтром" так сильно подействовала на Бэрда, что он принял беспрецедентное решение: в состав экспедиционного имущества были включены 12 смирительных рубах!
К счастью, на этот раз рубахи не понадобились, но в ходе этой и последующих полярных экспедиций врачи обнаружили любопытную закономерность: многие случаи психических заболеваний совпадали с пульсирующими полярными сияниями, преимущественно красного цвета! Число таких заболеваний резко возрастало в годы максимальной солнечной активности, когда и происходят наиболее яркие полярные сияния.



У индейцев, живущих на севере Канады, и эскимосов Аляски есть красивая легенда: души умерших улетают в небесный дворец, над которым горит Полярная звезда. Для живых людей этот дворец невидим, иногда же его обитатели открывают окна, свет из них падает на облака, и его ридят люди - это полярные сияния. Но когда верхние боги открывают окна в своём дворце, это значит, что они призывают к себе души ещё живых людей, и человек, услышавший этот зов, идёт ему навстречу в свой последний путь к Полярной звезде.

Кэгда в два последних столетия началось освоение полярных районов, землепроходцы и полярные мореплаватели с мистическим ужасом убедились в реальности индейской легенды: довольно часто происходили случаи, когда кто-то из членов экспедиции вдруг попадал под воздействие некоей силы и устремлялся по льдам строго на север - к Полярной звезде. Особенно часто это происходило с больными и ослабленными людьми, но когда окружающие пытались их . задержать на этом гибельном пути, они впадали в безумие и вырывались с нечеловеческой силой.

При освоении русскими мореходами Шпицбергена в 1792 году на промысловой шхуне купца Рыбина произошло ЧП. Сын купца, Алексей, заболевший в рейсе цингой и лежавший в каюте, после появления яркого пульсирующего полярного сияния выбрался на палубу, бросился за борт и поплыл на север. Спасти его не удалось.

В 1870 году сотник Нижне-Колымского казачьего отряда в ужасе сообщал местному врачу: «Болеют какой-то странною болезнью в Нижне-Колымской части до 70-ти человек. Это их бедственное страдание бывает более к ночи, некоторые с напевом разных языков, неудобопонятных; вот как я каждодневно вижу 5 братьев Чертковых и сестру их с 9 часов вечера до полуночи и далее; если один запел, то все запевают разными юкагирскими, ламаутскими и якутскими языками, так что один другого не знает; за ними их домашние имеют большой присмотр».

Меряченье - интереснейший феномен, всегда ассоциировавшийся с шаманами и северной магией. Он представляет собой своеобразное психопатологическое состояние, в котором человек, независимо от собственного желания, копирует действия и слова окружающих. Или подчиняется любым приказам извне, исходящим от другого человека или, как считают некоторые северные народы, от духов Полярной звезды. Название этой загадочной болезни происходит от якутского мэнэрик - «делать странности». Меряченью подвержено не только местное население, но ещё в большей степени - приезжие.

Коренные жители Севера давно привыкли к возникновению такого состояния среди членов своих племён. И фиксируют они вспышки меряченья как раз во время Северного сияния, которое, по мнению ученых, и выступает ключевым фактором этого психического расстройства. Эскимосы и несколько других народностей, периодически слыша этот «Зов Полярной Звезды», выходят на улицу и устраивают «сумасшедшие» танцы-пляски, двигаясь в такт только им слышимой мелодии.

Меряченье может носить групповой характер, выражающийся в буйстве нескольких людей. И количество их может быть равно нескольким десяткам, а то и сотням. Иногда они образуют нечто вроде хоровода и безостановочно, до изнеможения ходят по кругу. Исследователи наблюдали, как странное состояние охватывало почти всё население целых посёлков: люди синхронно начинали повторять движения друг друга, причем как находящиеся в домах, так и на улице; словно по команде пели на разных языках, даже на тех, которых они не знают. Сообщалось и о более жутких случаях, когда почти всё население эскимосского или индейского поселения внезапно бросало свои дома, маленьких детей, даже горящие очаги и уходило словно на чей-то зов в белое безмолвие.



Приступ арктической истерии начинается с того, что человек полностью отключается от внешнего мира, то есть входит в транс. Заболевший совершает ритмические движения, издаёт непонятные звуки. Но чаще всего, будто попадая под воздействие некоей силы, указывающей ему направление, устремляется по льдам точно на север - к Полярной звезде.
Особенно подвержены меряченью больные и ослабленные люди. Женщины намного более склонны к меряченью, чем мужчины. Охваченная меряченьем женщина перестаёт ощущать боль и на какое-то время становится ясновидицей. Она может каким-то образом, мысленно, побывать в прошлом и будущем, а затем довольно точно предсказывать судьбу любому человеку.
Все попытки привести «зомби» в чувство ни к чему не приводят: человек продолжает находиться в своём «ином» мире до определённого времени. При попытках окружающих задержать его на этом гибельном пути, проявляет нечеловеческую силу сопротивления и впадает в буйство. Для арктической истерии - описан целый ряд случаев, когда несколько взрослых мужчин не могли силой удержать одного человека (даже подростка), вошедшего в состояние «мерячки»; или, наоборот, - когда измождённые болезнью или старостью вставали и обретали силы молодого мужчины.

В начале 20-х годов загадочным явлением заинтересовался академик В. М. Бехтерев, особенно после того, как получил сообщение от бывшего ссыльного Григорьева, врача по специальности, до революции проживавшего в районе Ловозера на Кольском полуострове. Григорьев рассказал о своих наблюдениях спонтанного возникновения мерячки среди местного населения, выяснил, что эти вспышки возникают одновременно в соседних поселениях, и однозначно связал это с появлением полярных сияний. То есть он утверждал, что «меряченье» - это, по-видимому, результат какого-то внешнего воздействия природного характера.

В это время Бехтерев возглавлял созданный им в Петрограде Институт мозга, и 30 января 1920 года на заседании Учёной конференции института его сотрудник профессор А. Барченко был командирован в Лапландию с экспедицией, чтобы собрать фактический материал и разобраться с природой этого странного психического явления.

И хотя самого профессора Барченко в этой экспедиции интересовали совсем другие проблемы, в частности, поиски следов легендарной Гипербореи, он с должным старанием выполнил поручение шефа, провел в этом районе почти два года и доложил о полученных результатах в Институте мозга. Его доклад был высоко оценен Бехтеревым, хотя физическая природа этого явления так и не прояснилась.

Экспедиция во главе с А.В. Барченко установила, что шаманы некоторых северных народностей могут вызывать подобное состояние у человека сознательно. Но как они это делают, ученым узнать не удалось.



Теперь попробуем расставить всё точки над "i". Очевидно, что феномен "арктической истерии" связан с климатическими условиями. Точнее говоря, с полярной ночью. Тёмная ночь длится всю зиму. Время замирает, и лишь изредка северное сияние озаряет чёрное небо. Полярная ночь, которая кажется бесконечной, сильные морозы и глубокие снега создают условия для самоизоляции, чтобы человек сидел дома целыми неделями и месяцами и ни с кем не общался. То есть сама суровая северная природа создаёт человеку условия, идентичные условиям, в которых пребывает монах-отшельник. Ну, а дальше всё происходит точно так, как у монахов: дьявол предпочитает искушать монахов в большей степени, чем мирян, а среди монахов он часто нападает на самых ревностных, оставаясь обычно равнодушным к теплохладным и небрежным инокам. Мы знаем, что Моисей, Арсений, Кроний и другие аввы подвергались жестоким нападениям демонов. Но наиболее часто нападкам бесов подвергался Антоний Великий, как свидетельствует о том его Житие. Создаётся впечатление, что дьявол бросал в битву все свои войска, разворачивал все свои батареи и использовал все виды оружия против самого первого и самого великого из Отцов пустыни.

Таким образом, мерячение (или "арктическая истерия") является эквивалентом "страхований бесовских". Для встречи-контакта с духами необходима сенсорная депривация, которую и создаёт долгая полярная ночь. Север - это один сплошной "монастырь". Или, если угодно, - "избушка на курьих ножках", где долгими полярными ночами люди приближаются к границе между двумя мирами. Они прислушиваются к звукам и веяниям из потустороннего мира, "настраиваются на иную волну" и впадают в некое подобие транса. При этом, видимо, в отдельных случаях могут произойти спонтанные инициации, в результате которых рождаются новые шаманы и шаманки. Но чаще всего мерячение ограничивается лёгкими формами "шаманской болезни": переболев "арктической истерией", эмиряки и эмирячки возвращаются к нормальной жизни.

Мерячение - это, безусловно, болезнь инициатическая. Это состояние, характеризующееся подражанием словам, жестам и действиям окружающих, неудержимым желанием исполнить их приказы. Обычно женщина-эмирячка находится всецело в подчинении того лица, которое её привело в состояние эмиряченья. И нет того постыдного, преступного или вредного поступка, которого бы не совершила эмирячка, когда её хорошенько "разъэмирячат". Но это ещё не всё. Среди обследованных больных "икотной болезнью" (другое название мерячения) бытует испокон веков сложившееся представление, что икота - существо материальное, она может попадать в организм человека через уши, глаза, нос, кожные покровы. В организме человека она принимает вид волосинки, мухи, таракана, червяка, комка, иных живых существ. И по отношению к лицам, которые «садят икоту», жители применяют различные репрессивные действия (одну из них они душили, кололи шилом, поджигали дом, и она вынуждена была покинуть свой дом и поменять место жительства). Собственно, местные жители выполняют здесь работу бесов в знаменитом "искушении св. Антония".

.

ИСС, шаманизм, инициация

Previous post Next post
Up