People began to sing long before they could talk.

Jun 05, 2020 21:04



Сначала первобытные люди пели, а потом стали говорить. Да и говорили они сперва стихами, а затем уже перешли на прозу.

Поэтому песнопения и стихи всегда считались сакральными формами речи.

Кое-кто думает, что люди стали петь, подражая пению птиц.

Однако, согласно другой версии, пению людей научили ангелы.

Последняя версия базируется на множестве сведений из народного фольклора, собранных Л. Н Виноградовой в монографии "Звуковой портрет нечистой силы".

"Пение и музыка в народных поверьях осмысляется как один из устойчивых акустических стереотипов, характеризующих поведение нечистой силы. Страстная любовь к музыке и пению приписывается многим мифологическим персонажам. Согласно польским верованиям, "подменыш" выдаёт свою иномирную природу тем, что "все время поёт"; чарующим голосом якобы обладают "лесные панны", "морские девы", "мелюзина", "богинка" [Moszyriski 1967, s.599, 638]. Поющей в восточнославянской демонологии представляется кикимора, полудница, св. Пятница. Способность петь чарующим голосом приписывается в хорватских поверьях мифической домовой змее, которая глубокой ночью якобы выползает из своего укрытия и начинает красиво петь. Сходным образом ведут себя русалки русских поверий: "русалки на реке поют песню, а то вдруг как засмеются!"; рыбаки ночью слышали: "девка поёт и поёт, потом всплеск слышим... бульк в воду! И ушла" [Зиновьев 1987, с.51-52]. Любительницей песен и плясок выступает в восточносибирских мифологических рассказах кикимора, которая пугает ночующих в избе чужаков тем, что всю ночь поет "Располным полна коробочка" да стучит ногами по половицам. Сходным манером леший пытается согнать со своего пути заночевавших в лесу охотников: "Вот только легли - кто поёт! Поёт "малинушка-калинушка", песню..." [там же, с.27]. По многочисленным полесским свидетельствам, черти слывут "большими музыкантами"."

Здесь можно добавить пение сирен.

Значит, надо петь, для того чтобы вступить в контакт с духами. Именно так и делают шаманы. Во время камлания шаманы покачиваются, играют на бубне или варгане и поют специальные песни, что приводит их в состояние транса и позволяет "связаться" с предками. Показательны в этой связи широко известные у всех славян запреты петь, свистеть, кричать, аукаться, а также отвечать на чужой голос в лесу, так как подобными действиями человек якобы привлекает к себе духов и отдаёт себя в их власть (ср. полесскую мотивировку соответствующего запрета: "Нельзя петь в лесу - песнями прикликаешь чёрта" [ПА, Ветлы Волынской обл.]). Считается, что на звуки музыки и пения приходят черти, лешие, гномы, самодивы, вилы и др. персонажи.

Но поют не только черти, но и ангелы - "регенты мира небесного". Очевидно, падший ангел Люцифер, искушавший Еву в раю, пел ей песни сладкозвучным голосом. Наверно и она, в ответ, тоже напевала, подражая ангельскому пению...

Ну а потом, будучи изгнанными из рая, Адам и Ева, оказавшись на грешной земле, в "юдоли скорби и плача",  со стихов и песен перешли на прозу. А песни стали петь лишь по праздникам. Праздник - это ведь от слова "праздный", ничего-не-делающий. Чтобы вновь почувствовать себя "как в раю", люди трудятся в поте лица и создают "райское изобилие". А потом садятся за стол и поют песни...



Кстати, существуют и научные исследования на эту тему. Например, Steven Mithen's book "The Singing Neanderthals: the Origins of Music, Language, Mind and Body" tells that singing came first and provides evidence on facts such as the manner in which adults (specially mothers) communicate with pre-linguistic infants, noticing the highly musical nature of this type of communication, which also supports the argument that humans are inherently musical-oriented. However, can we consider this IDS (infant-directed speech) as musical?

языкознание

Previous post Next post
Up