Древнешумерский прототип сталинской колхозной системы.

Jun 13, 2017 11:48

Данные археологии и тексты тысяч глиняных табличек открывают перед нами картину жизни Шумера - страны поистине сказочного изобилия, с молочными реками в кисельных берегах, с великолепно налаженным хозяйством, страны, вызывавшей удивление и зависть всего тогдашнего мира. А ведь природа этого края отнюдь не была благодатной: низовья Тигра и Евфрата изобиловали болотами и топями, в сотне шагов от которых начинались выжженные солнцем мёртвые пустыни.

"Экономическое чудо" III тысячелетия до Р. Х. в Междуречье легче всего понять, если его охарактеризовать как социализм, с правящей "бюрократией" и подчинёнными ей бесправными "колхозниками", с плановой экономикой и "трудоднями".

Прежде всего обращает на себя внимание приверженность шумеров к бюрократизму. И действительно, ни в одной другой стране бюрократическая система не достигла такого развития, как в Шумере. Во время археологических раскопок в архивах шумерских городов найдены десятки тысяч табличек, из которых видно, какое огромное значение шумеры придавали отчётности, составлению деловых документов. Система учёта была доведена до виртуозности. Начальники крупных хозяйств представляли в столицу ежегодные отчёты. Но некоторые ремесленные мастерские подавали отчёт по нескольку раз в месяц. Финиковые плантации учитывались с указанием того, сколько плодов даёт каждая пальма. Представлялись описи того, что содержится на складах: зерна, сырья, готовых изделий. Так же детально учитывалась рабочая сила; соответственно этому определялись нормы довольствия. Представлялись списки больных, умерших, отсутствовавших на работе (с указанием причины прогула).

Вся экономика Шумера была, если говорить современным языком, плановой. Существовали нормы выработки, и было введено понятие выработанных "человеко-дней". От выработки рабочих зависели нормы выдачи продовольствия. Дифференциация продовольственных пайков была характерна для лиц всевозможных профессий. В одном документе времени правления царя Шульги, касающемся садовников и работников, занятых в царском саду, говорится, что в бригаде из восьми человек один работник, по-видимому бригадир, получал ежемесячно 75 сила зерна, трое садовников - по 60 сила, два "поливальщика" - по 50, один помощник - 40, а второй - всего около 20 сила зерна. Паёк последнего можно не колеблясь считать голодным. (Приведём для сравнения данные о корме для скота, почерпнутые из табличек приблизительно той же эпохи: волы получали ежедневно 6 сила ячменя плюс некоторое количество бобов, ослы - 2,5 сила, овцы - от 1 до 1,5 сила зерна.)



Шумерская мастерская. Автор неизвестен.

Вся земля в древнем Шумере принадлежала богине. Богиня, через посредство храмовой администрации, наделяла людей всем необходимым для жизни и работы. Архаические таблички из Урука свидетельствуют о том, что земледельцам, обрабатывавшим поля богини Инанны, выделялись рабочие волы и плуги. В поле работали бригадами, под присмотром наделённого соответствующими полномочиями представителя храмовой администрации. Весь урожай целиком свозился в зернохранилища храма, а затем земледельцы получали на соответствующих складах продовольствие, одежду и пр. Так же велось и скотоводство - пастухи, которые пасли принадлежавший храму скот, получали со склада продовольственные пайки для себя и фураж по фиксированной норме для прокорма скота. И даже рыбное хозяйство основывалось на тех же принципах - рыбаки были организованы в артели, были установлены нормы ежедневной ловли, а вся добытая рыба сдавалась на склады (Тюменев А. И. Государственное хозяйство древнего Шумера. - М.-Л., 1956, с. 184).



Шумеры с весами. Автор неизвестен.

Поскольку всё выращенное на земле принадлежало богине, рабочие сдавали весь продукт храмовой администрации, которая занималась перераспределением накопленных на складах богатств. Следует отметить, что торговли в древнем Шумере не существовало, поскольку население получало всё необходимое посредством выдач со складов. Естественно, что при такой централизации хозяйственной жизни самое выгодное положение должны были занимать бюрократы храмовой администрации, через руки которых проходили все богатства страны. Известно, что нормы довольства администрации в 10 - 20, а то и больше раз превашали паёк рабочего (Шафаревич И. Социализм как явление мировой истории. - М., 2003, с. 231). Кроме того, шумерские бюрократы, как впоследствии их советские коллеги, могли "списать" со склада партию товара под тем или иным предлогом.



Шумеры сдают в храм произведённые ими товары. Автор неизвестен.

Логично предположить, что древнешумерский социализм имел ярко выраженный национальный характер: представители храмовой администрации были только шумеры, а работниками, питавшимися хуже, чем ослы, являлись покорённые туземцы. Таким образом, "черноголовая" элита представляла собой маленький, но крайне агрессивный этнос-паразит, внедрившийся в тело другого миролюбивого этноса и питающийся его соками. В шумерских храмах имелись десятки помещений, в которых жили со своими семьями князья-жрецы ("энси"), пожиравшие львиную долю произведённых тяжким трудом богатств. (Кстати, именно для этого и существовала строгая отчётность - дабы туземец не протянул своей руки и не положил себе в рот более того, что ему положено по установленной "черноголовыми" норме.) За пределами дворцов-храмов влачили нищенское существование месопотамские "пролетарии". В некоторых документах говорится о том, что отцы вынуждены были продавать своих детей [1], чтобы избавиться от долгов и не умереть с голоду. На юге Шумера говорили: "Сильный человек живёт руками своими, слабый  ценой детей своих". Тяжёлое положение низших слоёв населения отражается большим числом документов о побегах. Другой характеристикой их жизни являются разительные цифры смертности, которые содержатся в данных архивов. В связи с выдачами зерна сообщается о смерти в одной бригаде 10% всех рабочих за год, в другой - 14%, в третьей - 28%. Согласно одному документу, за месяц из 17 женщин умерло 2, за год из 134 - 18. В одном списке сообщается о смерти более 100 женщин из 150. Очень высокой была смертность среди детей, которые (как и женщины) часто были заняты на самых тяжёлых и "грязных" работах (Шафаревич И. Р. Социализм как явление мировой истории. - М., 2003, с. 231).

Древнешумерский социализм является характерным примером "азиатского способа производства". Другим подобным примером является сталинский СССР. К такому выводу пришли Шафаревич, Афанасьев, Васильев, Нуреев и другие учёные. Например, А. В. Журавель вспоминает, что к началу 1980-х годов самостоятельно, отталкиваясь от марксова наследия, пришёл к выводу, что советское общество не является социалистическим и охарактеризовал его как азиатский способ производства, сложившийся на новой технологической основе. По мнению Восленского, Ленин замалчивал мнение Маркса об азиатской форме производства, не желая признавать существование в глубокой древности общественного строя, основанного на тотальной власти бюрократии. Восленский полагал, что именно сходство политической системы СССР с азиатским способом производства послужило причиной того, что последний был вычеркнут в СССР из числа общественных формаций

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
[1]  Кому? - Естественно, богатым представителям "черноголовой" бюрократии, которые использовали их как слуг днём, а ночью в качестве наложников.

национал-социализм, бюрократия, архаический мир

Previous post Next post
Up