Это просто поразительно, насколько был похож шведский король Карл Xll на русского царя Петра l. Просто alter ego Петра, его духовный "брат-близнец". Та же бесшабашная молодость, те же "потешные" подвиги, та же неприязнь к Церкви.
sergeytsvetkov в
Молодость Карла XII пишет:
"Карл XII взошёл на престол 14 апреля 1697 года в возрасте 14 лет 10 месяцев... Коронация состоялась 24 декабря...
Король въехал в Стокгольм на рыжем коне, подкованном серебром, со скипетром в руке и короной на голове, при восторженных криках толпы. Архиепископ Упсальский совершил над ним обряды миропомазания и коронования. Когда он был готов водрузить корону на голову Карла, тот вырвал её из его рук и короновался сам, гордо смотря на прелата. Зрители встретили этот жест неистовыми рукоплесканиями. Таким образом Карл отобрал у Церкви единственное право по отношению к королю, которое ещё оставалось у неё от времён католичества.
Став неограниченным монархом в столь раннем возрасте, Карл ... не особенно обременял себя государственными заботами. Ему доставляло большее удовольствие ломать со сверстниками стулья и канделябры во дворце, стрелять в мраморные статуи в залах и поить вином ручного медведя на потеху двору. Если ночью в стокгольмских домах дребезжали и вылетали стёкла, горожане знали: это развлекается молодой король; если запоздалый прохожий встречал на улице шумную ватагу, едущую верхом в одних рубашках, он не сомневался: это потешается молодой король; если в сеймовом зале дворца раздавались выстрелы, придворные не пугались, зная: это охотится молодой король…
Свободное время Карл делил между геройскими забавами - охотой, страсть к которой поощрял герцог Голштинский, женатый на старшей сестре Карла, и военными играми под руководством преподавателя военных наук генерал-квартирмейстера Стюарта.
В охоте Карл искал не добычи, а славы, как и полагалось викингу. Повзрослев, он не удовлетворился существующими охотничьими правилами, а издал указ, чтобы на королевских охотах ходили на медведя только с копьём или ножом (как древние витязи), и сам, по словам его биографа Фрикселя, проделывал это множество раз. Его спутники с ужасом следили, как огромный зверь вставал на задние лапы и шёл на короля, извергая из пасти вместе с рёвом жаркую вонь. Однажды медведь ринулся на Карла так быстро, что успел сорвать с него парик. Но и этот способ охоты король нашёл недостаточно рыцарственным и чересчур выгодным для охотника - и стал ходить на медведя с вилами и дубинкой. Он опрокидывал зверя вилами, а товарищи затягивали петлёй задние лапы. Особенно прославилась охота в Кунгёере, на которой восемнадцатилетний Карл оглушил бросившегося на него медведя такими мощными ударами дубинки, что косолапого привезли в санях в обморочном состоянии.
Карл любил и другие потехи, связанные с опасностью для жизни, например скачку на лошади. Он то носился по тонкому льду заливов и озёр, часто проваливаясь под лёд, то возносился на такие крутые горы, что однажды опрокинулся навзничь вместе с конём.
Герцог Голштинский подстрекал Карла и на более опасные выходки. Однажды король на спор уселся верхом на только что пойманного оленя. В другой раз герцог хвастался, что отрубит одним ударом сабли голову телёнку. Услышав это, Карл встрепенулся. В течение нескольких дней во дворец приводили телят и овец, а Карл и герцог отрубали им головы и бросали их из окон на улицу."
live_teacher в
КОМПЛИМЕНТ написал об этой отвратительной сцене ещё более эмоционально: "Карл самозабвенно рубил головы оленям, кабанам и лосям, специально пригнанным в залы для охотничьих забав, и залил кровью весь отцовский дворец, празднуя таким образом своё совершеннолетие".
Очевидно, конфликт между Петром l и Карлом Xll был столь же неизбежен, как столкновение между уличными бандами в фильме "Однажды в Америке". Можно сказать, что Северная война была как бы "запрограммирована" и исторически предопределена, ибо главные акторы этой войны - Пётр и Карл - с самого раннего детства только то и делали, что готовились к ней.