О тёмной стороне европейского наследия.

Oct 28, 2016 23:56

oleg_noskov в Мнимая «Душа Востока» совершенно справедливо указывает, что Европа, наряду со светлой стороной, имеет и свою тёмную сторону.



Бесстрашный берсерк - славный воин, необузданный и дикий. Никакой рациональности. Никакой морали, никакого уважения к закону. Только безграничная ярость... И это - тоже часть европейского наследия.

oleg_noskov разделяет европейское наследие на "светлое" и "тёмное" по линии приятия-неприятия государственного закона. На одной стороне - "светлые" римляне, на другой стороне - "тёмные" варвары. Римлян он представляет "культуртрегерами", а варваров - дикарями, жившими в условиях "тотального господства суеверий и мистических страхов".



Римское наступление на "территорию тьмы"...

На мой взгляд, oleg_noskov в очередной раз воспроизводит популярную мифологему эпохи Просвещения. Мы ведь до сих пор живём в парадигме, выработанной французскими философами-энциклопедистами ещё в XVlll веке.

На самом деле единственным "плюсом" Pax Romana был мир. Империя - это мир. Как ныне латиноамериканские режимы мирно сосуществуют под "крышей" США, так в Римской империи все мелкие князьки и царьки "не рыпались", опасаясь навлечь на себя гнев Рима.

Что касается римского "культуртрегерства", то оно весьма сомнительно. Всё, что ныне принято считать "римским", на самом деле имеет этрусские корни. Начиная с VI века до Р. Х. из Этрурии римляне стали приглашать мастеров, которые и воздвигли на Палатине первые храмы и статуи. Даже капитолийская волчица - эта эмблема "Вечного Города" - была отлита расенским скульптором.



Вообще в сфере искусства "солдафонский" Рим чаще всего оставался лишь подражателем. Не храмы, а акведуки и фортификации воплотили его собственный стиль. Рим создавал в основном технические сооружения, предпочитая всё остальное заимствовать у соседей.

Что роднит древних римлян с евреями, так это то, что и те, и другие первоначально были воинственными племенами пастухов. Евреи завоевали Палестину, а римляне - Италию. До вторжения евреев в Палестину там имелась высокоразвитая финикийская культура, а в Италии до вторжения туда римлян - такая же культура этрусков. Евреи приложили руку к уничтожению Тира и Сидона, а римляне уничтожили города этрусков. Однако и евреи, и римляне много позаимствовали от уничтоженных ими культур. И теперь этрусские цыфры мы называем "римскими", а храм Соломона - "иудейским".

Как известно, римляне вели свой род от Энея, бежавшего из объятой пламенем Трои. Эта легенда воспроизведена в народно-историческом произведении Тита Ливия «История от основания города» и затем была изложена Вергилием в национальной римской поэме «Энеида». О троянском происхождении римлян говорит Тацит, называя Трою «памятником нашего происхождения».

В римской легенде есть загвоздка с хронологией. Общепринятая дата основания Рима 753 год до н.э., а Троянская война была примерно в XIII - XII в.в. до н.э. Например, некоторые ученые принимают дату 1194 -1184 года до н.э. Нестыковку в 400 лет, историки пытались как-то объяснить еще в древности, впрочем, не очень внятно.

На самом же деле "основатель" Рима - Ромул - был обыкновенным пастухом, как и все его соплеменники. "Доримское" население долины Тибра было земледельческим, как показали археологические раскопки. Затем кочевники-скотоводы вкупе со всякого рода изгоями, беглецами, преступниками, захватили маленький тогда ещё городок Рим. Все жители, естественно, бежали от бандитов. Тогда новоиспечённые "римляне" силой захватили сабинянок. Плутарх пишет, что "...люди Ромула отважились на похищение сабинянок не из дерзкого озорства, но лишь по необходимости, ибо доброю волей замуж за них никто не шёл. Недаром они с таким необыкновенным уважением относились к своим силою взятым женам (Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - М.: Наука, 1994. «Ромул», 23, 24).



Где это вы видели, чтобы потомки царских кровей женились на деревенских простолюдинках да ещё относились к ним "с необыкновенным уважением"? Мы знаем, что троянец Парис "умыкнул" из Греции Прекрасную Елену (из-за которой позднее началась Троянская война), но Елена не была простолюдинкой, как сабинянки. И хотя, согласно Титу Ливию, с 616 по 510 г. до н. э. в Риме правила династия этрусских царей - Тарквиний Древний, Сервий Туллий, Тарквиний Гордый, - сами римляне впоследствии долго воевали с этрусками, пока не покорили все их города. Так что римляне никакого отношения не имеют ни к троянцам, ни к этрускам. В долине Тибра происходило то же самое, что примерно в это время происходило в Палестине: вторгшиеся семитские пастухи-кочевники захватывали у ханаанеев-финикийцев города, один за другим. Собственно, латины в этом смысле ничем не отличались от евреев. Одни захватили Рим, другие - Иерусалим. Одни вели своё происхождение от Энея, приплывшего из Трои, другие - от Авраама, пришедшего из Ура Халдейского.

Что касается "римского" права, то оно - на поверку - тоже оказывается не римским.

В знаменитом гимне "К Артемиде" у поэта и учёного Каллимаха (IV-III в. до Р. Х.) имеются следующие слова, посвящённые храму Артемиды в Эфесе - одному из семи чудес света античного мира: "Заря не узрит никакого храма ни святее, ни богаче его..."

Историки считают, что этот храм был самым красивым - гораздо красивее афинского Парфенона, считающегося в наши дни шедевром античной архитектуры.

Но лишь увидел
Я Артемиды чертог, кровлю
                    вознесший до туч.
Всё остальное померкло пред ним;
                    вне пределов Олимпа
Солнце не видит нигде
                    равной ему красоты.

Эти стихи посвятил храму Артемиды античный поэт Антипатр Сидонский.

Филон описывал храм Артемиды Эфесской как настоящий дом богов, построенный на земле.Также восторгался этим храмом Гераклит Эфесский.

Первые поселения возникли в районе будущего Эфеса ещё в 1500-1400 гг. до н. э. Здесь обосновались карийцы и ликийцы. Геродот говорит, что эти карийцы и ликийцы были выходцами с острова Крит. Крит же был центром матриархальной минойской цивилизации. Греки-ионицы, прибыв в эти места в XI веке до Р. Х., обнаружили здесь культ древней Богини, которую местные жители назвали «Великая Мать». Ионийцы назвали её по-гречески Артемидой, а через некоторое время возвели в её честь каменный храм, который и стал одним из чудес света.

Мы знаем, что все древние законы произошли от матерей. Закон - защита слабой женщины. Мужчине закон не нужен; он привык брать своё по праву сильного. И вот карийцы с ликийцами, поклонники Великой Матери, слелали Эфес городом с образцовым социально-политическим строем. Известно, что знаменитый мудрец Солон, один из "семи греческих мудрецов", приезжал сюда изучать местное законодательство, чтобы потом написать известные законы для афинского государства. Теперь открываем Википедию и читаем "источники римского права": "Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима - законы римских царей. Один из наиболее значимых - Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum), перенёсший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н. э.". Излишне говорить, что римское право явилось образцом или прообразом правовых систем множества государств, в том числе и России. Вся современная юриспруденция основана именно на римском праве, ноги которого растут из Эфеса, из храма Атремиды Эфесской.

Увы, но Рим никак не тянет на то, чтобы его можно было считать светлой стороной Европы. Кстати, у римлян в армии существовали точно такие же отряды "бешеных" берсерков, как и у германцев. На картинке выше, если присмотреться к римским легионерам, можно увидеть, что один из них облачён в шкуру медведя, а другой - в шкуру льва. Где-то я читал, как эти "бешеные" римляне своим звериным рёвом обратили в бегство целую неприятельскую армию.

Нет, никак невозможно считать римлян "светлыми" культуртрегерами, особенно после того, что они сотворили с Карфагеном. Римляне не оставили на месте Карфагена и камня на камне. Готы и вандалы тоже, в свою очередь, разрушили Рим, но после них уцелело всё же много зданий, а после римлян в Карфагене не уцелело ничего.

Римляне - это те же варвары. Есть просто саранча, и есть саранча "вставшая на крыло". Так вот, римляне - это и есть саранча, "вставшая на крыло".

Безусловно, у Европы есть и своя светлая сторона. Я имею в виду древнюю матриархальную культуру до арийского нашествия. Эта древняя культура "просвечивает" в "малой" традиции современной европейской культуры.



Вот эта последняя картинка по смыслу и по духу диаметрально противоположна первой картинке. А римские головорезы вовсе не противоположны германским головорезам; на самом деле, это "два сапога - пара".

античность

Previous post Next post
Up