Ч - 2-я Свастика в гитлеровской Германии
Что касается гитлеровской Германии, то свастика была выбрана в качестве символики Третьего Рейха не случайно. «Эффект был как от разорвавшейся бомбы», - писал Гитлер о выборе символики для своей партии. Иногда можно услышать полностью абсурдную версию о том, что свастика - это сочетание четырёх букв «Г» от фамилий Гитлера, Гиммлера, Геринга и Геббельса или Гесса. На самом деле в 1908 году австрийский мистик Гвидо фон Лист обнаружил свастичные мотивы в магических орнаментах древних германцев. Этот факт дал ему повод противопоставить свастику христианскому кресту и заявить в 1910 году о свастике как о символе всех антисемитских организаций в связи с предположением о её отсутствием у семитских народов, хотя позднее, в конце 20-х годов, были опубликованы работы английских и датских археологов, обнаруживших свастику не только на территориях, населенных семитскими народами (в Месопотамии и Палестине), но и непосредственно на древнееврейских саркофагах. Оккультное общество «Туле», занимавшееся исследованиями германского религиозно-мистического наследия, поместило свастику в свой герб.
Впервые как политический знак свастика была применена 10-13 марта 1920 г. на шлемах боевиков так называемой «бригады Эрхарда», составившей ядро «Добровольческого корпуса» - монархической военизированной организации под руководством генералов Людендорфа, Секта и Лютцова, осуществивших капповский путч - контрреволюционный переворот, посадивший «премьером» в Берлине помещика В. Каппа. Хотя социал-демократическое правительство Бауэра позорно бежало, капповский путч был ликвидирован за пять дней созданной под руководством компартии Германии 100-тысячной Красной Армией Германии. Авторитет милитаристских кругов был после этого сильно подорван, и знак свастики стал с этого времени означать знак правого экстремизма. С 1923 года накануне «пивного путча» Гитлера в Мюнхене свастика становится официальной эмблемой гитлеровской партии НСДАП (Национал-социалистическая германская рабочая партия), а с сентября 1935 года - главной государственной эмблемой гитлеровской Германии, включённой в ее герб и флаг, а также в состав эмблемы вермахта - орла, держащего и когтях венок со свастикой.
Сам Гитлер скорее всего неоднократно встречался с ней в детстве в Бенедиктинском Монастыре в г. Ламбахе, верхняя Австрия, где он вырос: в 1897-98 годах Адольф пел в монастырском детском хоре, а здание монастыря было в нескольких местах украшено свастикой. Кроме того, золотая свастика украшала герб настоятеля. Возможно, это также повлияло на выбор символики для НСДАП. Кстати говоря, большую часть символов гитлеровцы позаимствовали именно у мистического ордена «Туле», который, в свою очередь, почти без изменений воспользовался традиционной скандинаво-германской символикой. Адольф Гитлер никогда не называл символ НСДАП свастикой, вместо этого он использовал слово «Hakenkreuz», что в дословном переводе означает «крюкообразный крест». Эта символика чаще всего в Германии сочеталась с орлом, традиционным символом Рейха (фрагмент типичного агитплаката). Левая свастика, использовавшаяся Гитлером, по одному из толкований является символом «ночного солнца», тёмных сил.
Что обозначает Свастика
Итак, свастику как графическое изображение можно обнаружить в любом древнем культе по всему миру - в Британии, Ирландии, на просторах современной России, Микенах, Гасконии, у этрусков, индусов, кельтов и германцев, в центральной Азии и доколумбовой Америке. Она ассоциировалась с Христом, русско-ведическими (Перун, Сварог, Семаргл) и индуистскими богами (Агни, Шива, Вишну), древнегреческими божествами (Зевс, Гелиос, Афина), с нордическими богами - молот бога грома Тора иногда изображался в виде свастики. Символ солнечной энергии в Вавилоне и Египте - также свастика. Невозможно объять все толкования этого знака. Остановимся лишь на наиболее показательных.
В наиболее общей трактовке свастика обозначает круговорот бытия, годовой цикл, вечное движение галактики, которая даже формой напоминает данный символ. Это значение может претерпевать некоторые изменения, делая свастику символом солярным и обозначающим движение Солнца по небосклону. С этим значением тесно связаны производные от него, обусловленные солнцепоклоннической направленностью Древних Религий - жизнь, плодородие, удача. В индуизме свастичный символ является воплощением вечной сменяемости жизни-перерождения, «круговорота сансары», а также движение от микрокосмоса к макрокосмосу. Буддисты, кроме того, считают свастику олицетворением Закона Будды, которому подвластно всё сущее. Более того, левая и правая свастики соответственно воплощают богиню Кали-Майю (Луна, мать Будды) и бога Ганешу (Солнце, отец Будды). Существует также священный рисунок Стопы Будды, который, кроме изображения следа, оставленного Буддой, используется как карта для массажа - свастики обозначают особые точки, воздействуя на которые, мастера воздействуют на здоровье человека. Кроме того, свастика часто присутствовала на священных изображениях Будды (китайско-дальневосточная иконографическая традиция). Свастика также может считаться эквивалентом символа «Инь и Ян». Так, на священном символе «Фалунь Дафа» можно видеть четыре буддистских свастики и четыре символа «Инь и Ян» системы Дао. Когда этот символ вращается по часовой стрелке, он поглощает вселенскую энергию, против - выделяет. О христианской трактовке было уже упомянуто, хотя мы считаем её вторичной по отношению к исходной.
Насчёт единого смысла свастики учёные не могут прийти к общему мнению. Предлагались такие истолкования, как вращающееся Солнце, испускающий лучи круг полуденного Солнца, солнечная колесница, полюс и вращение звезд вокруг него, четыре стороны света, четыре фазы Луны, четыре ветра, четыре времени года, движение вихря, движение, вращающее мир, центр, созидательная сила в действии, порождение циклов, вращение колеса сансары, крест как четыре угла квадрата, над которыми движется по кругу Солнце, превращая их в круг (т.е. округляя квадрат и делая квадратом круг), крест как сочетание вертикальной и горизонтальной линий, что означает дух и материю, а также четыре ступени существования.
Предполагается также, что свастика олицетворяет условное изображение человека с двумя руками и двумя ногами, или соединение мужского и женского начал, динамическое и статичное, подвижное и неподвижное, гармонию и равновесие, две взаимодополняющие фазы движения, центробежное и центростремительное, вдох и выдох, уход от центра и возвращение к нему, начало и конец. Кроме того, предполагают, что она символизирует некий лабиринт, воду в движении, или, может быть, изображение разветвленной молнии, являясь сочетанием двух 2-образных символов молнии, или двух горящих факелов и их кругового движения, или двух изогнутых палочек, которые носит Ведическая королева Арани для добывания огня, или кабалистического Алефа, символа первобытного движения Великого Дыхания, закручивающего хаос в центре творения, или удвоенного скандинавского Змея-Солнца. Другие полагают, что свастика была образована пересечением меандра, или как вариант креста Тау. Также предполагается, что это символ покорности и смирения, как и руки, скрещённые в знак покорности на груди. Изображения свастики появляются как у богов, так и у богинь.
Сочетание свастики вместе с женскими символами привело к предположению, что она символизирует четыре фазы Луны, но, в основном, она ассоциируется с солнечными и плодородными символами, такими как лев, баран, олень, лошадь, птицы, лотос. Её можно найти на алтарях, статуях, одеяниях, урнах, вазах, утвари, керамике, оружии, щитах, платьях, монетах, а также веретенах, где, как считается, она должна означать вращательное движение. В любом случае, это символ доброй удачи, доброго предзнаменования, доброго пожелания, благословения, долгожительства, плодородия, здоровья и жизни. Есть две формы свастики: прямая и обратная, которые, как считается, символизируют мужское и женское, солнечное и лунное начало, движение по и против часовой стрелки («посолонь» и «осолонь», как говорили на Руси), а также, по-видимому, два полушария, небесную и хтоническую силу, восходящее весеннее и заходящее осеннее Солнце. Свидетельства, что обратная свастика является женским символом, можно найти на изображениях Артемиды и Астарты, где она изображена на треугольнике вульвы. Гностические секты поздней античности использовали разновидность свастики, составленной из согнутых в коленях ног как тайный символ, сравнимый с трехосевым крестом. Джайнисты считают свастику символическим изображением четырёх мест возможного перерождения, реинкарнации: животный мир, Земля, ад, царство духов. В буддизме свастика также называется «мандзи» и считается символом совершенства. Вертикальная черта указывает на взаимосвязь Неба и Земли, горизонтальная - на борьбу извечных противоположностей Инь и Ян. Поперечные штрихи, направленные влево, олицетворяют мягкость, сострадание, добро, вправо - твёрдость, постоянство, разум и силу. Мандзи является эмблемой монастыря Шаолинь, равно как и иных центров единоборств. Многие приверженцы восточных боевых искусств носят на своих кимоно именно леволучевую мандзи, символизирующую чистоту их помыслов, считая её первичной. Среди иных толкований можно упомянуть связь свастики с земледелием и характерной ориентацией по сторонам света. Основу здесь составляет момент четверичности, точнее, «конфигурация движения, расчленённого на 4 части». Свастикой обозначались энергетические центры человека - чакры. В масонской традиции свастикой отводили беду и зло. В оккультизме реинкарнация называлась «ротацией» и изображалась в виде свастики. Так, в одном из мистических орденов начала века («Братья-инициаты Азии») во время ритуальных церемоний 29 инициатов становились на большую шахматную доску, образуя живую свастику, оставляя при этом центральную клетку свободной. Этот ритуал существует и поныне среди магических групп Великобритании.
В Китае свастики используются для изображения сил Инь и Ян, «накопление счастливых символов Десяти Тысяч Сил». Это ранняя форма иероглифа «фан», означающего четыре предела космоса и земли. Будучи использована как рамка, означает «вань-цзы», Десять Тысяч Вещей или последовательностей, т. е. не имеющую ни начала, ни конца последовательность, бесконечное обновление жизни, вечность. Она символизирует также совершенство, движение, соответствующее закону, долгожительство, благословение, доброе предзнаменование, добрые пожелания. Она также - Громовая Спираль. Голубая свастика означает беспредельное совершенство Неба, красная - беспредельное совершенство добродетели сердца Будды, желтая - бесконечное процветание, зеленая - беспредельное совершенство, содержащееся в земледелии. Ориентированная по часовой стрелке свастика - сила Ян, против часовой стрелки - сила Инь. Кроме присущей свастике энергии вращения, использовалась и другая графическая символика этого знака: загнутые концы образуют квадрат, окружающий статический центр.
В символике североамериканских индейцев свастика была связана со священным числом четыре, четырьмя богами ветров, четырьмя временами года; в Китае - с четырьмя сторонами света, а также являлась символом числа 10 000.
Возникает ряд закономерных вопросов: почему всё-таки свастика получила такое распространение, выходящее далеко за пределы территории расселения индоевропейских народов, почему люди изображали именно её, как это можно объяснить? Попробуем привлечь для объяснения современную науку. Существует очень любопытная теория торсионных полей, разработанная Геннадием Шиповым, согласно которой любой материальный объект имеет своё поле, имеющее энергоинформационную природу и формирующее психический образ этого предмета в сознании человека. Эти поля могут иметь положительную либо отрицательную направленность, влияя тем или иным образом на воспринимающего. Экспериментально наличие торсионных полей доказано способностью некоторых слепых от рождения людей читать книги, написанные обычным, не брайлевским шрифтом. Какое это имеет отношение к свастике? Самое непосредственное. С древнейших времён замечено, что форма предмета оказывает сильнейшее воздействие на человека. В нижеследующей таблице приведены значения торсионной контрастности, которая характеризует величину и знак торсионного поля некоторого символа по отношению к фону в виде чистого листа бумаги. Как видно из приведённой таблицы, наисильнейшим торсионным полем обладает круг - Солнце в чистом виде, древний охранный знак, известный всем без исключения народам - это и нимб над головой христианских святых, и буддистская Мандала, и народное поверье о круге как о стене от злых сил, и округлая форма древнейших поселений… Левая свастика занимает второе по положительной силе место, и неудивительно, ведь она также связана с Солнцем и плодородием.
Существует также иное толкование заложенного в свастике глубинного смысла. Немецкий психоаналитик Вильгельм Райх в своей книге, вышедшей в 1933 году, объяснил притягательное действие свастики на массы: «Она действует на подсознательные эмоции наблюдателя. Свастика - не что иное, как изображение обвившихся друг вокруг друга людей, схематическое, но в то же время вполне узнаваемое. Одна линия означает половой акт в горизонтальном, другая - в вертикальном положении. Можно предположить, что этот символ будоражит скрытые от нас самих струны в организме, притом тем больше, чем меньше удовлетворён человек, чем более он похотлив. Если же приписать этому знаку дополнительно идею верности и чести, то он сумеет удовлетворить и моральные сомнения и будет тем более охотно принят». Вы можете ознакомиться с рисунком, иллюстрирующим те же представления в древности.
Свастика как элемент гербов и флагов
Вполне естественно, что этот знак по сей день широко используется в официальной символике и ещё шире использовался в ней ранее - большая значимость свастики не могла остаться незамеченной разработчиками гербов и флагов. На нашей земле самым выразительным примером будет герб семьи Борейко. Это имя, по легенде, было пожаловано одному боярину главой Великого Княжества Литовского Гедимином за победу над татарским воином, которая решила судьбу всего княжества. В гербе этого рода белая свастика расположена на красном поле. На этом рисунке мы видим главу рода с дружиной. Не правда ли, вид у них более чем внушительный и устрашающий? Что касается относительно недавнего времени, то интересен в этом отношении герб Львовского Национального музея, принятый в 1909 году. Связь свастики с небесными светилами в нём подчёркнута символическими изображениями по бокам, которые могут иметь как солярное, так и лунарное происхождение.
На рубеже XIX и XX веков была провозглашена Панамская республика, на флаге которой была изображена свастика, древний символ населения этой страны. Из-за ассоциаций с гитлеровским режимом свастика в 1942 году была модифицирована красным носовым кольцом, национальным украшением панамских индейцев. Свастика в той или иной форме до сих пор красуется на гербах Острова Мэн и Южной Осетии, а также на флаге индийских джайнистов.
В Финляндии свастика входит в президентский штандарт, то есть фактически в знамя республики, а также включена в военный и военно-морской флаги страны и, кроме того, применяется в качестве орденского знака на цепи Большого Креста ордена Белой Розы (высший финский орден, которым могут быть награждены высокие иностранные государственные деятели), в ордене «Крест Свободы» девяти степеней. Сохранение свастики в числе своих государственных символов Финляндия мотивирует тем, что для нее свастика не связана с фашизмом, поскольку была введена в этой стране в 1919 году, то есть до появления ее в Германии.
Свастика и современность
Естественно, с течением времени яркость любого символа в человеческой памяти угасает. Тем не менее, в первой половине XX века можно было наблюдать интенсивное расширение круга использования свастики. В частности, в этом плане особенно выделяются Соединённые Штаты Америки и Канада. Свастика часто изображалась как символ удачи и благополучия на открытках.
Кроме того, в начале 20-х годов американской Скаутской организацией был принят значок, которым награждался каждый, сделавший доброе дело для скаута. Носитель этого значка был другом всех скаутов и всегда мог рассчитывать на их помощь. Любопытно, что Баден-Пауэлл, глава Скаутского движения, был неплохим знатоком истории свастики и даже упоминал о ней в связи с исчезнувшей Атлантидой. Свастика некоторое время была рисунком одной из нашивок армии США. Она по сей день украшает площадь перед Филадельфийским Музеем Искусств.
Достаточно любопытны и даже несколько забавны следующие примеры. В 1920-х годах компания «Coca-Cola» выпустила брелок с рекламой своего напитка в бутылках. Форма этого изделия достаточно нетрадиционна для пищевой промышленности, не правда ли?
В канадском городе Эдмонтон в 1916 году существовала женская хоккейная команда, униформа которой не может не вызвать улыбку. Кроме того, в этой стране было как минимум 3 хоккейные команды под названием… «The Swastikas» - «Свастики»!
Канада вообще необычная страна… Там даже возможен приезд в Свастику. Неудивительно, ведь так называется один из небольших городов. В программе известного американского цирка Барнума можно было увидеть группу клоунов под названием «The Pinheads» («Булавочные головки» или «Дурачьё»). Казалось бы, ничего примечательного, но на их сценических костюмах мы видим… свастику. Предположительно снимок относится к тридцатым годам нашего столетия.
Известный писатель Редьярд Киплинг рисовал правую свастику на своих книгах в качестве герба, а издательство «Игнис» в Варшаве поместило левую свастику в свой логотип.
На этой фотографии изображена Джеки Бувье, будущая Джеки Кеннеди, в праздничном костюме, связанном с культурой американских индейцев.
Всё это говорит о том, что символ был не только не забыт, но и получил в первой половине века осовремененное значение вкупе с весьма и весьма необычными вариантами использования. Далее на линии времени для свастики наступает период очернения и утраты первоначально глубоко позитивного значения. Подробнее свастичная символика Третьего Рейха рассмотрена в главе «Свастика в гитлеровской Германии».
В конце века свастика почти не используется. Условно этот маленький ручеёк, оставшийся от большой реки Памяти, можно разделить на два направления: политическое и историко-культурное (мы не относим несознательное изображение свастики к значимым явлениям, хотя и частично рассматриваем в данной главе). К сожалению, некоторые политические организации, имеющие не всегда благополучную репутацию в обществе, в качестве своей символики выбирают свастичные варианты, что на подсознательном уровне вызывает у людей негативные ассоциации. В ряду таких организаций можно упомянуть Русское Национальное Единство, Ирландскую Республиканскую Армию, движение Африканского Сопротивления и Националистическую рабочую партию Аргентины (НРПА).
Однако следует помнить, что формирование мнения о любой организации лишь на основе того, что её эмблема так или иначе связана со свастикой является ошибочным. Это символ обладает неоспоримо большим потенциалом, который может использоваться по-разному. Мы призываем судить о тех, кто изображает свастику на эмблемах, логотипах, рисунках, где угодно, на основании их поступков, принципов, убеждений, слов, политических программ, а не на основании того, что визуальная сторона их деятельности содержит применение свастичной символики.
Древняя традиция живёт и сегодня, и порой в самых несовместимых свои ипостасях. Естественно, после незаслуженной дискредитации свастики в середине XX века круг её использования сократился до ничтожных размеров. Но это не значит, что символ Солнца забыт. В наше время, скажем, в России существует множество общин, возрождающих Веру Предков, занимающихся популяризацией архаичного культа, и вполне естественно, что символом многих из них стал Отец-Солнце, символ Небесного огня Многие клубы, реконструирующие одежды, быт и оружие средневековья, также используют свастику в той или иной форме как элемент возрождаемой ими культуры. Существуют также достаточно парадоксальные и забавные примеры. Часть из них касаются логотипов некоторых компаний. Так, например, свастикоподобный рисунок можно видеть как на торговой марке американской фирмы Columbia, занимающейся производством зимней одежды (1), так и в эмблемах беларуских туристических фирм, таких как Optitec-tour (2) , Белфер (3) и некоторых других. Кроме того, нечто похожее присутствует и в логотипе АО «Белстрахинвест». Естественно, эти логотипы не претендуют на сознательность и понимание изображённого, но это удачный пример того, как живуча генетическая память человека.
Воистину, XX век - время курьёзов. Это в значительной степени касается и свастики. Взгляните, например, на фотографию леса под Берлином. Деревья посажены таким образом, что осенью и весной взгляд, скользящий сверху по кронам деревьев, наталкивается на нечто до боли знакомое. Такая посадка лесонасаждений - дело рук фанатичного приверженца Гитлера в 1930-х годах. Правда, эти деревья уже вырублены… Похожая ситуация сложилась летом 1998 года на поле под Нью-Джерси. Там была обнаружена свастика, образованная выкошенными растениями. Маловероятно, что она имеет отношение к политике, однако мотивы неизвестных создателей остались тайной. Возможно, она имела сакральное значение, связанное с прошедшим солнцестоянием. К ряду таких забавных примеров можно добавить рисунок тротуара на одной из улиц Минска…
Это может показаться странным, однако свастика и солярные символы вообще имеют гораздо более непосредственное отношение к истории культуры, чем это кажется на первый взгляд. Дело в том, что ещё древнейшие философские трактаты, например, индийские Веды, рассматривали историю не как линейную систему, что является её традиционным, библейским пониманием (путь от сотворения мира до Страшного суда - прямая линия), а как спираль, круговой образ, поскольку развитие мира понималось как спиральное, круговое, при котором каждый новый виток истории человечества включает часть предыдущего и вводит нечто новое, доселе отсутствовавший элемент. Как спираль, так и свастика рассматривались древними как символы цикличности, круговорота. Свастика может быть рассмотрена как дальнейшее развитие спиралевидной символики. На рисунке приведены свастично-спиральные символы, собранные со всех концов света - Дагестан (1), Чечня (2), Америка (3), Испания (4).
Огромное количество родов, племён, народов, конфессий, партий, даже государств и отдельных людей придавали свастике всевозможные значения, символизировали ею целый ряд принципов мироздания, призывали с её помощью благосклонность судьбы, защищали себя свастикой от нечистой силы, отдавали дань уважения ушедшим предкам - и всё это при помощи одного знака. Его потенциал удивителен. Этот знак - то немногое, в чём ещё живет дух самых далёких поколений, их мировоззрение и философия. Этот удивительный символ связывает собой каменный век и современность, прокладывает незримый мост между всеми континентами и культурами, объединяет великие культуры Земли. Это говорит о том, что значение рассмотренной символики гораздо глубже, чем общепринятое, а восприятие свастики и подобных символов как «фашистских» абсолютно нелогично и противоречит конкретным историческим фактам - разве может разъединять то, что является общим? Разве может символ удачи нести насилие, а символ вечного круговорота - смерть? Проследив путь становления и развития одного лишь элемента в культуре, мы совершили экскурс во времени и пространстве, охватили в одной работе целые материки и народы. Данную работу можно считать попыткой оправдать древнейший символ, попытка очистить незаслуженно запятнанную репутацию великого культурного феномена, воплощения Солнца, жизни, удачи и благополучия, данного человеку свыше и сопутствовавшего ему на протяжении всей его истории. К сожалению, для русского человека ситуация сложилась таким образом, что свастика вызывает совершенно однозначную ассоциацию. Но всё-таки есть надежда на то, что когда-нибудь в сознании людей коловрат вновь станет олицетворением счастья и благополучия, знаком внутренней и внешней гармонии. Одно поколение сменяет другое, рушатся и рождаются государства, но тот, кто чтит традиции своих предков, не забывает от своих корнях, сохраняет древнюю культуру - тот бессмертен.
Эпилог
Напоследок хотелось бы предоставить слово профессиональным юристам. Здеь приводится фрагмент документа, написанного Виктором Илюхиным, председателем Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Российской Государственной Думы. Документ называется «Замечания и предложения к проекту федерального закона «О запрещении нацистской символики и литературы»":
Знаковая символика проистекает из древних верований и сопровождает становление общества и его культуры на различных этапах. А поэтому, запрет той или иной символики - элемент культурного геноцида общества или отдельных его групп. Статьи 1 и 2 предлагаемого законопроекта как раз и преследуют цель запретить символику, которая сопровождала культуру многих народов Евразии и которая до настоящего времени присутствует в русском искусстве. Ссылка на то, что эта атрибутика присутствовала в нацистской Германии - лишь повод для разрушения культурного пространства России. Рунические письмена на несколько тысяч лет старше Адольфа Гитлера. Символика не имеет какого-либо отношения к действиям тех или иных партий. Например, под знаменем Христа совершались кровавые «Крестовые походы», а позднее под теми же знамёнами практически полностью было уничтожено коренное население Америки, но никому и в голову не приходит запретить образ Христа или знак креста. И это понятно, ибо названные символы - культурные образцы средневековой европейской культуры. Другой пример. Под знаменем триколора движение «Демократическая Россия» обобрало граждан своей страны, выдворило элиту страны - учёных из исследовательских институтов на рынки, обрушило промышленность государства, развалило его безопасность. Тем не менее, какова бы ни была судьба этого движения в будущем, ни при каких условиях не может быть запрещён и не будет запрещён триколорный флаг России. С 1698 года он навсегда в реестре знамён Российского государства. Ещё более нелепым являются требования запрета разновидностей той или иной символики. Если убрать отдельные линии из контуров наградных крестов Российской Империи налицо предстанет так беспокоящая разработчиков законопроекта свастика. Она может померещиться и в других культурных образцах социо-культурного пространства России.
из газеты «Советская Россия»