Вы никогда не задумывались, почему укры в своих теориях не любят ссылаться на древнерусский былинный эпос? Ведь для националистов всех мастей такой материал является "золотой жилой." А в этом случае - нет! Более того, заведите со свидомыми разговор о былинах и увидите, как они занервничают и постараются быстрее "съехать" с данной темы.
Чтобы поставит диагноз этому феномену, нужно рассказать о происхождении богатырского эпоса.
Былины (старины) - героико-патриотические песни-сказания, повествующие о подвигах богатырей и отражающие жизнь Древней Руси IX-XIII в; вид устного народного творчества, которому присущ песенно-эпический способ отражения действительности. Основным сюжетом былины является какое-либо героическое событие, либо примечательный эпизод русской истории (отсюда народное название былины - «ста́рина», «старинушка», подразумевающее, что действие, о котором идёт речь, происходило в прошлом).
Традиция устного пересказа былин прочно вошла в средневековую культуру Руси, а затем России. Для всех русских - песни о богатырях были важной информацией о великом прошлом страны. Неудивительно, что эпос стал важным источником для отечественной историографии. Старинные песни начали записывать, публиковать, изучать...
География происхождения былин весьма обширна. Данные о ней можно обнаружить в «Истории Русской Словесности» Галахова. Одних былин киевского цикла собрано: в Московской губернии - 3, в Нижегородской - 6, в Саратовской - 10, в Симбирской - 22, в Сибири - 29, в Архангельской - 34, в Олонецкой - до 300. Всех вместе около 400, не считая былин новгородского цикла и позднейших (московских и других). И ни одной на территории современной Украины! Объяснить такой конфуз укроучёным было очень тяжело, но пришлось. В результате, историография обогатилась шедеврами укроизмышлений о природе памяти народной.
Первыми фантастами стали члены Кирилло-Мефодиевского общества (М. Максимович - первый ректор Киевского университета, Н. Костомаров - историк, живущий на казённое жалованье, П. Кулиш - писатель, создатель ранней версии "украинского" алфавита). Они предположили, что исторические и общественные события в Украине в XVII веке были настолько революционны, что вытеснили из украинской памяти исторические воспоминания о прошлом. В переводе на язык обывателей этот пассаж можно трактовать, как амнезию по воздействием форс-мажора. Странно, что подобный глюк посетил всех украинцев без исключения!
Вторую причину, почему былины были забыты на территории, где родились и жили русские богатыри, указал издатель эпоса В. Авенариус в сборнике «Книга былин. Свод избранных образцов »(СПБ, 1880 г.):«Первым гонителем свободной народного творчества было варварство, вторым - цивилизация. А в XVII веке в Украине неграмотных людей почти не было. Образование и грамотность с каждым шагом вперед вытесняли древнюю песню все дальше». Хорошее объяснение! В Греции, Индии, Китае, Киргизии и прочих уголках планеты эпосы под натиском культуры не перекочевали на перефирию, а здесь, на Украине, локацию попутали и осели на землях северных варваров.
Отсутствие былин в Украине и Белоруссии все-таки удивляло свидомитов. Пусть действительно здесь в XVI - XVII веках произошла крупная культурная революция, но должно же хоть, что-нибудь осесть в фольклоре. Мысль, взбодрённая горилкой под сало и бульбу, выдала следующее резюме: в правильно развивающемся обществе все культурные памятники меняются и новые признаки затирают изначальное.
Радует слог: Каждый знает, что знаменитая София Киевская в нынешнем виде отличается от храма, на который смотрели современники Ярослава Мудрого и их близкие потомки. Исчезли двухъярусные галереи, окружавшие храм; бани оделись в формы украинского барокко, которое утвердилось в архитектуре XVII века, этаж старинных фресок нарисовали фрески поздних времен. Но мы прекрасно знаем, что кирпич храма, стены и мозаика, и фрески, часть из которых освобождены от рисунков поздних эпох - все это памятники далекого времени и об этом времени они нам вещают.
Примерно так надо смотреть на былины. Народная память трансформировалась под воздействием исторических обстоятельств.Качества героев- богатырей перекочевали в образы удалых козаков и сказочных персонажей типа Котигорошка, Буха Копитовича и смутьяна Чурилы...
Бреда в этих рассуждениях, так много, что в публичных выступлениях на них не ссылаются.
Вот, казалось бы, место для русского натиска на позиции манкуртов. Нет! Молчим. Обходим правду стороной. А её - правду давно обосновали русские историки.
Русский историк Михаил Погодин ("Древняя русская история до монгольского ига". Том 2) вполне убедительно доказывал что в Киевской, т.е. Малой, Руси жили предки великороссов, а когда татаро-монголы напали на нее, все население из Киева и близких к нему городов и сёл отошло на север, даже киевский митрополит туда отступил, а на пустые земли пришли западноукраинские племена и этот край колонизировали. Этим, кстати, он объяснял и тот факт, почему олонецкие или архангельские крестьяне поют о Киеве, о князе Владимире, о других городах Малой Руси, собственно, об Украине.
Важным моментом в деле сохранения былинной традиции было то, что она культивировалась в среде зажиточных, свободных крестьян, которые жили на Русском севере. Исследователь А. Гильфердинг об этом определенно написал: «Лучшие певцы были заодно известны как хорошие и состоятельные хозяева. Кажется, былины засели только в таких головах, которые сочетали врожденный ум и память с порядочностью... Из крестьян, от которых можно услышать былины, многие совсем не употребляет вина, а такого, чтобы это был пьяница, я не встречал между ними не разу».
После написанного, читателю должно быть ясно, почему случился пробел памяти у украинцев. Они, стремясь выжить, лишились гордости за своё великое прошлое, предпочитая сиюминутное благополучие. Царственным Героям в такой ауре места не осталось, а новая мифология увековечила хитрых и изворотливых казаков готовых служить, хоть пану, хоть турецкому султану...
БОНУС
КАРТА БЫЛИННОГО МИРА (краткий путеводитель по миру былин Никиты Петрова, подбор иллюстраций Б. Днепров)
Географическое пространство былины достаточно обширно. Это направления (север, юг, восток, запад), топонимы (места, деревни, села, города, земли, царства, страны), гидронимы (реки, озера, моря, океан). Чтобы понять, как устроен эпический мир, имеет смысл разделить все названия на несколько групп.
1. Названия, которые проецируются на реальную карту и совпадают с реально-историческими местами (Киев, Чернигов, Литва, Днепр и проч.). Такие названия попадают в былину на разных этапах ее бытования, во многом они нужны для формирования установки на достоверность при пропевании эпоса. Это своего рода внешняя карта.
2. Названия сугубо внутренние, характерные только для фольклорных текстов (камень Алатырь, земля Латыгорская, Корела проклятая, Святые горы и так далее). Их можно обозначать как эпические - или, шире, фольклорные. Они не проецируются на реальную карту, но тем не менее показывают примерное представление о пространстве эпического прошлого в головах у былинных сказителей.
Это карта внутренняя. И те и другие названия смело можно разделить на «свои» (Русь), «чужие» (земли неверные, горы, лес, река) и «нейтральные» (поле, дорога, море, океан). В своих пространствах действуют богатыри, они там живут, но путешествуют в чужие пространства - за невестой, с целью собрать дань, повоевать. В чужих пространствах находятся враги - противники героя (Змей живет у реки, Соловей на заросшей лесом дороге), они приходят в пространства свои - захватить Русь, сжечь и проч. Внутри своих пространств могут локализоваться пространства чужие - в случае если там живет отрицательный персонаж (например, дом колдуньи Маринки Кайдаловны в Киеве). Нейтральные пространства - это места встречи своих героев, пространство, в котором происходит перемещение персонажей, место, где герои пробуют свои силы, отдыхают, разбивая шатер (дорога, поле). Конечно, эти точки могут пересекаться, их значения инвертироваться: свое пространство может стать чужим для героя, если он прибывает из своего города в центральную точку былинного мира (Дюк Степанович из Галича приезжает в Киев). И наоборот, если герой едет в чужую землю из Киева, то чужая земля приобретает черты своего пространства (в царстве Индейском герой сразу входит в гридню, видит лавки, красный угол). Кроме того, тексты фольклора существует в разных вариантах, так что и географическое пространство тоже меняется. Карта былинного мира - это исследовательское упражнение, помогающее хотя бы приблизительно представить, как понимали мир люди, которые пели былины.
Царьград
Большой процветающий город - до того момента, пока в нем не обосновался Идолище, и теперь в Царьграде «все не по-прежнему, не по‑хорошему»: и люди плачут, и милостыни не дают. Илья Муромец побеждает Идолище и спасает город.
Окиян-море
Граница былинного мира. Очень глубокий водоем. «Высота ли, высота поднебесная, глубота, глубота окиян-море, широко раздолье по всей земле».
Ёрдань-река
Река недалеко от Еросолима-града. Несмотря на предупреждение «бабы залесной» не купаться в ней, Василий Буслаев, не верящий в приметы, отправляется в реку. На обратном пути в Новгород предсказание сбывается и Васька погибает.
Еросолим-град
Святой город. Туда едет Василий Буслаев, чтобы отмолить грехи молодости. Там Господу-то Богу молятся, во Ёрдань‑то реченьке купаются, в кипарисном деревце сушатся.
Леденец
Иностранный торговый город. Там родился «богатый гость» (то есть купец) Соловей Будимирович, оттуда он приплывает на кораблях в Киев - свататься.
Галич
Город. Родина Дюка Степановича; там, по мнению Дюка, пекут лучшие калачи и делают замечательную водку. Описывается как «деревенька, славный город». Там в расписном тереме живет мать Дюка Степановича. Галичская земля славится богатством - у князя Владимира не хватает бумаги, чтобы описывать все имущество Галича, и он велит использовать бересту.
Святые горы
Место обитания Святогора, который может «гулять» только по ним, но не по русской земле, потому что проваливается. Там Святогор находит гроб для себя, ложится в него и умирает.
Датская земля
Туда князь Владимир посылает Добрыню, чтобы собрать дань.
Чисто поле
Промежуточное пространство между городами, странами и землями. Туда выходят богатыри из дома, там они разбивают шатры, спят, дерутся, пробуют свои силы, подкидывая палицы к небу.
Непра-река
Пограничная река, через которую татары каждый день пытаются построить мосты, но река каждую ночь смывает мосты. Происходит из крови убитой Непры-королевичны. Маленькая, но бурная. «Во глубину двадцати сажень, в ширину река сорока сажень».
Алатырь-камень
Нулевой километр былинного мира, своего рода центр.
Литва
Иностранное королевство, также известное как царство Ляховинское. Там служил Дунай, живет невеста князя Владимира и ее отец - литовский король. Богатыри туда ездят с посольством. Описывается как «поганая», «хоробрая», «проклятая». Оттуда родом братья Ливики - напавшие на Русь племянники короля. Они сжигают пару городов, но терпят поражение: их выгоняют, одному отрезают ноги, другому выкалывают глаза. Возвращаются в Литву с позором.
Латинская земля
Любая чужая земля. В этой земле выращивают хороших жеребцов. Вероятно, там проживает любовница Ильи Муромца - баба Латыгорка, также известная как Златыгорка - мать Сокольника.
Ильмень-озеро
Владение Водяника (морского царя). Садко вылавливает из озера мусор - или рыбу белорыбицу, которые потом превращаются в золото. Озеро часто штормит.
Новгород
Богатый торговый мегаполис. Там (или рядом с ним) живут Садко и Вольга Всеславьевич, Хотен Блудович и богатырь-пахарь Микула, новгородские купцы, мужики, настоятели, стоят церкви соборные, в нем «колокольный звон». На мосту через Волхов с новгородцами дерется Василий Буслаев.
Ростов
Родина Алеши Поповича. Там живет отец Алеши - Леонтий, поп ростовский, у которого есть ненасытная корова.
Чернигов
Провинциальный город недалеко от Мурома. Илья Муромец спасает город от осады, и ему предлагают стать градоначальником. Эта позиция не устраивает Илью, поскольку он спешит на вечернюю службу в киевской церкви. Чернигов славится своими невестами («есть девушки да хорошии, молодушки да пригожии»).
Бекешовец
Провинциальный город. Илья Муромец освобождает его от татар, жители предлагают Илье стать у них воеводой, но тот благородно отказывается. Город постоянно осаждается врагами.
Смородина-река
Река, рядом с которой на дубах сидит Соловей-разбойник и закрывает дорогу на Киев . Описывается как «мать быстра река», через реку Смородину есть Калинов мост.
Муром
Небольшой красивый город. Иногда в Муроме князь Владимир устраивает пиры, недалеко от него родная деревня Ильи Муромца. Там «фатерушки (то есть квартиры, дома) порасписаны» и «солдатушки порасставлены».
Карачарово
Село. Родина Ильи Муромца. Там он сидит на печи до 30 лет, затем, исцелившись, отправляется в Киев. Это село разоряют племянники литовского короля.
Поморская земля
Северная земля. Там есть «лавочка питейная», «царев кабак», там «пьют голи кабацкие», там же опохмеляется Илья Муромец. В Поморской земле живет Пленка Поморская - жена Святогора.
Леванидов крест
Эпическая координата места обитания Соловья-разбойника. Используется в качестве ориентира для локализации былинного смутьяна и разорителя - Чурилы Пленковича.
Киев
Столица былинного мира. Там живет князь Владимир, туда стремятся богатыри из провинции, которые затем его охраняют. Там живут бояре, воины, чудотворцы, есть застава, переулочки, пещеры, есть кабаки, сады, палаты белокаменные, дом колдуньи. Там проводятся пиры, скачки и свадьбы. Описывается как «стольный город», «славный город», «село прекрасное», про него идет «слава великая», он довольно большой: сокол облетит за меженный (то есть летний) день, маленькая птичка - ни за что.
Рязань
Родина Добрыни Никитича. Раньше она слободой слыла, а теперь слывет славным городом, оттуда Добрыня выезжает на подвиги.
Чисто поле
Промежуточное пространство между городами, странами и землями. Туда выходят богатыри из дома, там они разбивают шатры, спят, дерутся, пробуют свои силы, подкидывая палицы к небу.
Пучай-река
Пограничная «свирепая река», огненная, купанье в ней угрожает гибелью. Вопреки запрету матери там купается Добрыня Никитич и дерется со Змеем.
Бухарское царство
Выиграно в шашки Михайло Потыком у заморского царя Бухаря.
Заморская земля
Типичное царство, куда отправляются богатыри свататься. Там живет Торокан да сын Заморянин, там производят вино заморское - зелье лютое.
Индея богатая
Иностранное царство. Еще одна родина Дюка Степановича. Действительно очень богата - когда Добрыня едет описывать имущество Дюка, перед ним открывается великолепный вид: «золоченые кровельки», «крыши как огонь горят». Добрыня думает, что жители, испугавшись, подожгли город, но Индея настолько богатая страна, что и крыши тут из золота.
Сорочинские горы
Находятся за пределами Руси или на самой границе. Там живет Змей, с которым бьется Добрыня. Сорочинские горы - это гиблое место, в Сорочинских горах погибает новгородский сур (то есть молодец, удалец, забияка) Василий Буслаев.
Поленецкая земля
Восточное царство, «земля дальняя». Там живет нехороший царь Батур Батвесов. Добрыня и его приятель Василий Казимирович везут ему дань. Там играют в карты, в кости, соревнуются в меткости - стреляют в золотое кольцо на дубе кряковистом.
Подольское царство
Иностранное царство. Туда отправляется Михайло Потык за данью. В нем живут король и жена Михайлы - Авдотья, а также Настасья-королевична.
По материалам: "Курс № 14. Русский эпос"
Boris Dneprov