Продолжу рассказывать про нашу с
nord_tramper,
chihayuschiy, Димой и
Леной поездку по майскому Мангышлаку тем, кто не видел посты про нее в нашем stand alone
блоге "Бесконечное путешествие".
В этом посте речь пойдет о красивой, хоть и невысокой, горе с интересной историей, древней крепости, Шелковом пути и украинском поэте и художнике Тарасе Шевченко.
На космоснимке Шеркала напоминает гигантскую медузу, со множеством извивающихся щупалец. А с поверхности земли ее облик меняется, в зависимости от точки наблюдения. Поэтому ее сравнивают и с перевернутой пиалой, и со спящим львом, и с юртой…
На съезде с трассы нас встречают фигуры каменных тигров. Хоть и пишут многие, что название Шеркала переводится с тюркского как львиное место или гора, но нередко встречается и перевод «шер», как тигр. А память услужливо предлагает по аналогии тигра Шерхана из Маугли. К сожалению, точный перевод я сказать не могу, так как в современном казахском языке ни ко льву, ни к тигру это слово отношения не имеет. А вот вторая часть названия «қала» и сейчас обозначает город. Раньше, согласно словарям, это слово означало еще и крепость.
Львиная (тигриная) крепость… С чем связано такое название? Поблизости не видно никаких крепостных стен. Легко находится лишь кладбище, которое, впрочем, оказывается не старым, судя по датам на могилах. Шеркала находится возле ныне забытого караванного пути. Возможно, здесь пролегал Шелковый путь? Рядом есть оазис с речкой и родником с пресной водой - отличное место отдыха после тяжелого пути. А значит, тут должно было быть жилье, и охрана от разбойников. И такое место было: рядом с оазисом Акмыш находятся руины средневековой крепости Кызыл-Кала. Но есть упоминания еще об одной крепости, которая находилась на самой горе. Подняться на покатый купол Шеркалы - это мечта. Но требует снаряжения, хорошей физической формы и смелости. Со всем этим у меня сложности, поэтому пришлось довольствоваться видами снизу.
Интересно описывается история средневековых городов стоявших возле Шеркалы в журнале
«Вокруг света» за 1990 год, вскоре после обнаружения их археологами. Андрей Глазунов пишет: «Когда-то у горы стоял туркменский город Манкашлак. В 1138 году, по утверждению арабского ученого Аль-Хорезми, он был завоеван хорезмшахом Астсызом. Рядом завоеватели построили свой административный центр Кзылкала. Он просуществовал до монгольского нашествия. По легенде, хорезмийцы пытались с ходу захватить городище на Шеркале - последний оплот туркменских племен. Но это им не удалось, скала оказалась для них неприступной. Тогда завоеватели осадили ее. Ждали четыре месяца, но туркмены и не думали сдаваться. Непонятно было, чем они питались, а главное - где брали воду. Значит, сумели пробить такой глубокий колодец? Поняли хорезмийцы, что если не лишить их воды, то не сломить. Решили рыть подземные ходы в надежде обнаружить колодец. И нашли его. Теперь, как только опускался кувшин, веревку обрезали. Положение осажденных стало безвыходным…»
И сейчас на Шеркале можно найти несколько пещер. Если бы мы с Никитой были вдвоем, то наверное, сели в одной из таких лоджий. С креслами, столом. И за ужином с вином любовались на вечерние окрестности Шеркалы. Но нас было много, и разместиться в пещерке не получится.
Есть еще одна легенда, связанная Шеркалой. Говорят, если загадать желание и обойти гору, то оно исполнится. Это около шести километров. У нас нет столько времени и объезжаем гору в поисках ночевки. Лагерь ставим с той стороны горы, откуда Шеркала напоминает юрту.
Вечереет… По степи за каменной юртой медленно ползет огонек. Кто-то приехал полюбоваться на Шеркалу ночью. И судя по слабеньким вспышкам, даже сфотографировать ее. А у меня в фотоаппарате вспышки нет, так что придется довольствоваться штативом.:)
Читая про Казахстан, я нередко натыкалась на упоминания о Тарасе Шевченко. Каково было мое удивление, когда просматривая акварели и рисунки этого известного украинского поэта я наткнулась на те, в которых сразу узнала Шеркалу и окрестности! Две акварели и пять карандашных рисунков посвятил Тарас Шевченко этой горе. По всей видимости он писал их во время экспедиции в Кара-Тау, в которую он попал во время ссылки. Эта геологическая экспедиция почему-то упоминается в биографиях поэта гораздо реже Аральской.
«Чиръ Кала-Тау» подписаны картины. И сомнений не остается.
Правда, на одной из акварелей я хоть отлично и узнаю Шеркалу, не могу найти ни на своих или чужих фото и на картах вторую гору, которую автор назвал Кок-Суйру. На рисунке они крупная и находится рядом с Шеркалой. Наконец, по впадине на гребне я все же нахожу это гору на фото. Склон с верблюдами - это Шеркала.
Тысячелетия стоит каменная юрта под звездым небом, палящим солнцем, дождями, ветрами… Более полутора веков прошло с того времени, как Тарас Шевченко написал ее акварелью. А я с легкостью определяю точку, на которой он стоял, когда делал эскиз.
Мы уезжаем дальше, Шеркала становится все меньше и лишь белая меловая окантовка на каменной юрте бликует на ярком солнце, так же ярко, как и вблизи.