Заметки о немецком транспорте. Карлсруэ

Jan 07, 2009 22:58

Карлсруэ (Karlsruhe) - немецкий городок с населением 285 тысяч человек, второй по значению город федеральной земли Баден-Вюртемберг. Немцам город известен как оплот демократии и законности - ведь здесь, подальше от столичной суеты, расположился Федеральный конституционный суд.



Притягательными для туристов достопримечательностями город небогат, и приезжих здесь немного. Многие люди на улицах (и даже сотрудники справочного бюро!) с трудом изъясняются по-английски. Кстати, справочное бюро обязательно есть в каждом немецком городе, и расположено обычно около вокзала. Гостям стоит заглянуть сюда в первую очередь - чтобы получить (бесплатно или за небольшую сумму) карту города, схему транспорта, другие информационные материалы, узнать, как куда-нибудь проехать или пройти.

Топологически Карлсруэ представляет собой небольшую и довольно рассредоточенную агломерацию. В нее входит несколько сопоставимых по размеру городов, тяготеющих к Карлсруэ, а также множество мелких городков и селений, между которыми тоже как-то надо передвигаться. Поэтому весь регион объединяет единая система общественного транспорта, включающая автобусы, трамваи и S-Bahn (городскую электричку).

Карлсруэ - пионер в использовании систем типа «tram-train», то есть, по сути, трамваев, приспособленных к движению по железнодорожным путям общего пользования. Называются они здесь S-Bahn (замечу, что за этой аббревиатурой в Германии может скрываться все что угодно - от обычного трамвая до настоящей городской электрички). Внутри города такие поезда передвигаются по обычным трамвайным путям, а в пригороде некоторые линии выходят на железную дорогу (подробности в Wiki). Подвижной состав внешне также очень похож на трамвайный, однако составы S-Bahn обычно чуть длиннее (несколько вагонов со сквозным проходом).

В отличие от S-Bahn, трамваи не выезжают на железнодорожных пути и не покидают пределы города. Номера трамвайных маршрутов состоят из одной цифры (1, 2, 3, ...), маршруты S-Bahn начинаются с буквы S (S1/S11, S2, S31/S32, ...), автобусы имеют двух-трехзначную нумерацию (например, 42, 107, ...).



Составы S-Bahn линии S1. Обратите внимание - у этой, с позволения сказать, «электрички» все двери на одну сторону. Кабина управления тоже только с одной стороны.



Половина составов линии S1 оборачивается здесь, в городке Эттлинген. Остальные едут дальше, до конечной.



Состав линии S1 держит путь в Эттлинген (вид сзади)



Интерьер состава S-Bahn'а



Линия S1 проходит «обособленкой» через 30-тысячный городок Эттлинген. Это одна из трех остановок в черте города, сразу за ней - переезд

Подвижной состав линии S1, на которой я ездил, довольно простенький - кондиционера нет, для вентиляции открыты форточки. Но естественно, вагоны низкопольные. Чтобы открыть дверь, нужно нажать специальную кнопку. На трамваях и особенно в автобусах, если эту кнопку не нажать, водитель может вообще не останавливаться. За исключением часа «пик» (и то лишь на некоторых маршрутах) общественный транспорт ходит полупустой. Причем он начинает работать раньше 5 часов утра, а заканчивает после 1 часу ночи.



А этот состав уже официально называется трамваем. Хотя внешне от поездов S-Bahn мало чем отличается. На заднем плане - железнодорожный вокзал. Для большинства трамваев и S-Bahn'ов эта остановка находится ровно посредине маршрута, и здесь у них предусмотрена стоянка по расписанию 2-3 минуты. Поскольку здесь сходится большая часть маршрутов, остановка у вокзала сделана четырехпутной.



Еще один трамвай в центре Карлсруэ



Трамваи разных поколений на одной из магистральных улиц города - Durlacher Allee. Помните минский репортаж? :)



Трамвайная линия проложена по разделительной полосе

Сами линии трамвая/S-Bahn проложены по-разному: на узких центральных улочках на «совмещенке», на магистральных улицах - по разделительной полосе, с отделением от проезжей части газоном и бордюрчиком, а там, где это возможно - в полностью «внеуличном» варианте, иногда буквально по дворам. На внеуличных участках скорость ощутимо выше, пересечения с автомобилями - преимущественно в одном уровне, но по принципу железнодорожного переезда.

Больше всего радует четкое соблюдение расписания, с точностью до минуты. Больше всего печалит высокая стоимость проезда: разовый билет внутри небольшого города - 2,00 евро, дневной билет по городу и ближайшему пригороду - 4,50 евро.



Центральная площадь Карлсруэ - Marktplatz. Здесь можно ходить пешком, ездить на велосипеде и трамвае. Частным автомобилям сюда путь заказан.



Еще один снимок Marktplatz. Кстати, это одно из самых распространенных названий для главной площади города, по-русски - Рыночная площадь. В местном понимании рынок - это пара-тройка рядов, где торгуют: а) фруктами; б) цветами - на фотографии справа, под зелено-полосатым тентом.



Это не Китай! Велостоянка около вокзала в Карлсруэ

В Германии на транспорте нет турникетов. Даже в метро при входе на станцию лишь нарисована белая линия, над которой висит табличка: «Проход только по действительным билетам». Билеты нужно гасить в специальных компостерах. Они не пробивают дырки, а отмечают на билете время прохода - это важно для билетов «на сутки», «на неделю» и т.п. Многократный билет гасится компостером только при первом проходе.

Информационное обеспечение транспорта - на высшем уровне. На каждой остановке - точное расписание, схема линий, на некоторых - билетные автоматы. На крупных остановках - табло, показывающее ближайшие трамваи и количество минут до их прибытия. На сайте транспортной компании KVV можно интерактивно сформировать запрос и получить: перечень вариантов проезда между двумя точками, в том числе с пересадками, а также PDF-файл с полной персональной схемой проезда, нанесенной на карту местности, персональным расписанием (где, куда и во сколько сесть, во сколько пересесть, сколько минут займет пересадка, сколько метров идти пешком и т.п.) и прочую информацию. Также с сайта можно скачать Java-апплет для мобильного телефона с оффлайн-расписанием до конца года (позволяет оперативно построить маршрут проезда от A до B на конкретную дату и время) или с возможностью онлайн-подгрузки расписания через интернет.



Типичная автобусная остановка, обозначена буквой H - от немецкого Haltestelle. За стеклом - расписание.



Крупные остановки оборудованы электронными табло с указанием времени прибытия ближайших составов.



Автомат по продаже билетов



Билеты на проезд - на одну поездку по городу (считается за 2 зоны), на 24 часа в пределах города и ближнего пригорода (3 зоны). Самый дорогой билет - так называемый Landesticket (вообще-то по немецки билет - Fahrkarte, но английское название укоренилось уже официально), позволяет сутки ездить на городском транспорте и электричках в пределах всей федеральной земли Баден-Вюртемберг.



Карманный вариант расписания для каждого маршрута можно бесплатно взять в билетной кассе. Расписание неукоснительно соблюдается не только рельсовым транспортом, но и автобусами



Java-апплет, скачанный с сайта KVV, подсказывает ближайшие по времени варианты проезда из пункта А в пункт B. Это оффлайн-версия апплета, в нее уже заложено расписание на ближайшие полгода.

Во время моего приезда в самом центре Карлсруэ как раз затеяли двухнедельный капитальный ремонт путей. Естественно, информация о ремонте, временная схема маршрутов и временное расписание присутствовали на каждой остановке. В справочном бюро меня предупредили об этом ремонте первым делом, и выдали буклет, в котором помимо временной схемы линий было подробное разъяснение - что, зачем и как ремонтируют.



Буклет разъясняет, что, где и зачем ремонтируют...



... и как изменились маршруты на время ремонта

Напоследок немного off-topic. Центр Карлсруэ и одного из городков-спутников.



Рыночная площадь (Marktplatz) в Карлсруэ



А это тоже Marktplatz - но уже в 30-тысячном Эттлингене. Здесь еще больше чистоты и аккуратности



Что желаете - пиво, вино, или может быть чай?



Citroen 2CV («де-шво») - легенда французского автомобилестроения! Ничуть не меньшая, чем "Жук".

железные дороги, транспорт, поездки, Германия

Previous post Next post
Up