Не Falcon'ом единым - принципиально иные многоразовые проекты ЕКА и ULA

Mar 25, 2019 08:55

Полеты многоразовых первых ступеней ракеты-носителя Falcon от SpaceX вызвали всплеск интереса к многоразовым ракетам. И если, например, китайская компания LinkSpace демонстрирует рендеры похожей системы с посадкой на двигателях на раскладные опоры, то другие конструкторы предлагают системы на иных принципах, используя крылья или воздушный подхват. ( Read more... )

ракеты-носители, облегчение доступа в космос

Leave a comment

Comments 144

ardelfi March 25 2019, 04:17:56 UTC
Если BFR полетит хоть примерно по графику, другим останется лишь копировать, как и в прошлый раз (пятидесятые). Так обычно работает мозг принимающих решения: "не выдумывайте, сделайте как у них".

Reply

radiotv_lover March 25 2019, 04:40:51 UTC
ardelfi March 25 2019, 05:10:08 UTC
Время было другое: мир был больше и разнообразнее. А сейчас все знают как у всех, и весь мир сидит на одних АРМах и линуксах, ездит на почти одинаковых автомобилях, смотрит одно кино и играет в одни игры. Если можно снизить риски и сэкономить, скопировав успешную работу, долго голову ломать современные люди не захотят. Люди сейчас другие, потому аналогии и экстраполяции поведения людей прошлого не работают.

Кстати, к слову о разрушении Карфагена, не упущу возможность привести пример "новой" лунной программы РФ, в которой есть куски советской и чужих програм, и нет своего замысла или цели. Это нынешние люди так придумали, имея запрос властей на такую программу, и какие-никакие возможности целой комической промышленности.

Reply

radiotv_lover March 25 2019, 05:30:19 UTC

radiotv_lover March 25 2019, 04:38:37 UTC
zilm March 25 2019, 08:55:38 UTC
А через 10 лет, на очередном витке кто-нибудь поднимет результаты этих работ и именно по ним сделает выбор, по какому пути идти. Пару миллионов долларов это такие копейки для какого-никакого, но шажка.

Reply

radiotv_lover March 25 2019, 09:37:02 UTC
jr0 March 25 2019, 09:44:24 UTC
Автоматика на Н-1 была. Ее не удосужились довести на стенде - дело другое.

И сложность была не только с двигателями, а с топливной системой. Бак сферический, огромное плещущее зеркало жидкости. Неизбежные гидроудары в системе забора для большого числа двигателей.

Потому на Saturn I и Протон баки - вытянутые цилиндры, что инженеры не решались такое сделать, как Королев. Баки Saturn V были на пределе того, что в США решились делать, а Королев пошел дальше на первой ступени. И не угадал. Очень дорого, к тому же. Дороговизна стала препятствием возможностям развития.

Reply


paskin March 25 2019, 05:53:36 UTC
Что характерно - руководство всех упомянутых организаций, включая самого Маска, будучи спрошенными о конкурентах отвечают что-то нейтральное вроде "люди работают, посмотрим что получится". И только Роскосмос каждый раз исходит на говно...

Reply

pasika_lviv_ua March 25 2019, 07:15:12 UTC
они видят в конкурентах потенциальные источники новых решений и специалистов,
а Батутин видит только одни неприятности из-за того, что у них летает, а у него нет.

Reply

jr0 March 25 2019, 09:05:51 UTC
Ну, бывали эксцессы. Руководителя разработки Ariane 6 как-то прорвало в интервью Der Spiegel. А вскоре его заменили, и не исключено, что эта истерика стала последним доводом в пользу его увольнения. Рогозин, кстати, повторил утверждения француза и добавил своих. Он всегда подтверждает, что он хуже всех.

Reply


livejournal March 25 2019, 06:48:35 UTC
Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal России! Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Reply


kouzdra March 25 2019, 06:58:27 UTC
Посадка ракетной ступени на двигателях имеет серьезный недостаток - приходится отделять ступень, когда в ней остается еще немало топлива, которое затем расходуется на посадку. Хуже того, из-за эффекта Оберта именно это топливо наиболее ценно для разгона полезной нагрузки.

В действительности похоже этот недостаток не так велик - отнюдь не все полезные нагрузки требуют для своего вывода максимальной dV конкретного носителя.

И что наверное важнее - через некоторое время образуется запас ступеней почти выработавших ресурс, которые можно использовать в "одноразовом" варианте для нагрузок, которые этого действительно требуют.

Reply


Leave a comment

Up