> если появится сверхтяжелая ракета, то мы сможем запускать на ГСО огромные спутники на десятки тонн. Но сверхтяжелые ракеты летали и раньше, и за свою, бывало, довольно долгую жизнь, почему-то ни одна из них не дожила до контракта на такой спутник.
Последняя ("Энергия") летала оба раза по другим делам, и не была доступна для коммерческого космоса. Предпоследняя ("Сатурн-5") летала до возникновения масштабного коммерческого космоса на ГСО. Поэтому для тяжёлых носителей ещё никогда не совпадали желания и возможности, а сегодня это возможно. Думаю Безос это понял, а в межпланетном эскапизме он вроде не замечен. Утроение выводимой на ГСО массы не останется невостребованным коммерческим космосом, но чтобы люди вложили капитал в такие проекты (на глаз это порядка гигабакса за спутник), ракета прежде должна слетать как минимум несколько раз.
Именно. И на той заре масштаб коммерции на ГСО был намного меньше. Но у шаттла была статистика, а у новых ракет её придётся набрать прежде чем люди доверят ей свои гигабаксы. Но у таких ракет есть и одна позитивная особенность: она может летать сто лет без существенных изменений и затрат на переделки. Протон летает 60 лет, и мог бы летать ещё 60, если его "вылизать" и правильно делать (автоматизированный конвейер, а не по привычке вручную).
Наши микросхемы - самые большие микросхемы в мире! (с)bmptOctober 17 2016, 07:03:59 UTC
Ну предположим утроили массу вероятного спутника на геостационаре. В чём профит? В возможности поставить древние ЭВМ со свалки из музея, вместо покупки новых санкционных схем с применением FPGA фирмы Actel?
И у Маска, и у Безоса все ракеты планируются многоразовыми, в перспективе с существенным снижением стоимости пуска. Расчет может быть на то, что удешевление вывода ПН приведет к появлению принципиально новых рынков, которые в перспективе "загрузят" их новые сверхтяжелые ракеты.
Конечно, не панацея. Но начальные условия времен шаттла и сегодняшние, да и сами системы - абсолютно несравнимые.
Система спейс-шаттл создавалась более сорока лет назад, включала дорогущий и сложный орбитальный челнок и была лишь частично многоразовой. За почти пол века технологии ушли далеко вперед. Маск и Безос разрабатывают только ракеты, при этом спасать (в обозримом будущем) предполагается только первую ступень. Первый вопрос - уверенное возвращение ступени, спасибо Маску, в принципе закрыт. Два других вопроса: 1) какова будет стоимость межполетного обслуживания и 2) насколько снизится надежность повторно используемых ступеней. Полагаю, что в ближайшее десятилетие ответы на них мы тоже узнаем.
Цитата 1: "Плюс, возникла идея возвращения на Луну с конечной целью - экспедицией на Марс. А для всего этого желательна сверхтяжелая ракета, чтобы не запускать много раз части корабля и не стыковать их на орбите Земли."
Цитата 2 "...одно уникальное достоинство - отсутствие необходимости собирать корабль к Луне или Марсу большим количеством пусков."
Не могли бы вы подробнее расписать, в чём, по вашему мнению, заключается неэффективность орбитальной сборки/снаряжения дальних экспедиций? (Возможно, отдельным постом.)
Собирать марсианский корабль тонн на 500 из 20 пусков по 25 тонн придётся годами - это и дорого и неудобно и аварии будут, и стыковочные узлы тонн на 50 минимум получатся. А 4-5 пусков сверхтяжа - более-менее норм.
Если там 20 пусков,то это уже не стыковками собирать надо.
Недаром Маск для своего сверхтяжелого корабля предлагает схему с перекачкой топлива. В результате у него там шестипусковая схема и НИ ОДНОГО стыковочного узла в составе финальной конструкции - к Марсу летит только корабль, выведенный первым пуском.
Ну вот пять-шесть дозаправок такого сверхтяжа выглядит довольно рискованным занятием. За какой промежуток времени полная заправка происходит? А 100 человек что хавать на орбите будут все это время?
" Второе преимущество - на пуски Falcon Heavy уже объявлены коммерческие заказы. Впрочем, тут есть очень любопытная ситуация - сверхтяжелая ракета-носитель, которая, как пишут в SpaceX, будет способна выводить на геопереходную орбиту аж 22 тонны, законтрактована для вполне обычных спутников, судя по открытой информации, тонн на 6, то есть будет запускаться с большим недогрузом."
ПН Falcon-Heavy в многоразовом виде с посадкой всех 3 блоков - 8 т на ГПО.
Comments 172
Последняя ("Энергия") летала оба раза по другим делам, и не была доступна для коммерческого космоса. Предпоследняя ("Сатурн-5") летала до возникновения масштабного коммерческого космоса на ГСО. Поэтому для тяжёлых носителей ещё никогда не совпадали желания и возможности, а сегодня это возможно. Думаю Безос это понял, а в межпланетном эскапизме он вроде не замечен. Утроение выводимой на ГСО массы не останется невостребованным коммерческим космосом, но чтобы люди вложили капитал в такие проекты (на глаз это порядка гигабакса за спутник), ракета прежде должна слетать как минимум несколько раз.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Система спейс-шаттл создавалась более сорока лет назад, включала дорогущий и сложный орбитальный челнок и была лишь частично многоразовой. За почти пол века технологии ушли далеко вперед. Маск и Безос разрабатывают только ракеты, при этом спасать (в обозримом будущем) предполагается только первую ступень. Первый вопрос - уверенное возвращение ступени, спасибо Маску, в принципе закрыт. Два других вопроса: 1) какова будет стоимость межполетного обслуживания и 2) насколько снизится надежность повторно используемых ступеней. Полагаю, что в ближайшее десятилетие ответы на них мы тоже узнаем.
Reply
Reply
Цитата 2 "...одно уникальное достоинство - отсутствие необходимости собирать корабль к Луне или Марсу большим количеством пусков."
Не могли бы вы подробнее расписать, в чём, по вашему мнению, заключается неэффективность орбитальной сборки/снаряжения дальних экспедиций? (Возможно, отдельным постом.)
Reply
Reply
Недаром Маск для своего сверхтяжелого корабля предлагает схему с перекачкой топлива. В результате у него там шестипусковая схема и НИ ОДНОГО стыковочного узла в составе финальной конструкции - к Марсу летит только корабль, выведенный первым пуском.
Reply
Reply
Reply
ПН Falcon-Heavy в многоразовом виде с посадкой всех 3 блоков - 8 т на ГПО.
Reply
Reply
"Faclon Heavy $90M up to 8.0 mT to GTO"
http://www.spacex.com/about/capabilities
Reply
Reply
Leave a comment