Leave a comment

Comments 172

ardelfi October 17 2016, 04:51:38 UTC
> если появится сверхтяжелая ракета, то мы сможем запускать на ГСО огромные спутники на десятки тонн. Но сверхтяжелые ракеты летали и раньше, и за свою, бывало, довольно долгую жизнь, почему-то ни одна из них не дожила до контракта на такой спутник.

Последняя ("Энергия") летала оба раза по другим делам, и не была доступна для коммерческого космоса. Предпоследняя ("Сатурн-5") летала до возникновения масштабного коммерческого космоса на ГСО. Поэтому для тяжёлых носителей ещё никогда не совпадали желания и возможности, а сегодня это возможно. Думаю Безос это понял, а в межпланетном эскапизме он вроде не замечен. Утроение выводимой на ГСО массы не останется невостребованным коммерческим космосом, но чтобы люди вложили капитал в такие проекты (на глаз это порядка гигабакса за спутник), ракета прежде должна слетать как минимум несколько раз.

Reply

lozga October 17 2016, 05:51:31 UTC
На Shuttle-C могла бы образоваться очередь заказов, на заре своей жизни обычные шаттлы запускали геостационарные спутники.

Reply

ardelfi October 17 2016, 06:05:34 UTC
Именно. И на той заре масштаб коммерции на ГСО был намного меньше. Но у шаттла была статистика, а у новых ракет её придётся набрать прежде чем люди доверят ей свои гигабаксы. Но у таких ракет есть и одна позитивная особенность: она может летать сто лет без существенных изменений и затрат на переделки. Протон летает 60 лет, и мог бы летать ещё 60, если его "вылизать" и правильно делать (автоматизированный конвейер, а не по привычке вручную).

Reply

Наши микросхемы - самые большие микросхемы в мире! (с) bmpt October 17 2016, 07:03:59 UTC
Ну предположим утроили массу вероятного спутника на геостационаре. В чём профит? В возможности поставить древние ЭВМ со свалки из музея, вместо покупки новых санкционных схем с применением FPGA фирмы Actel?

Reply


hymenopter October 17 2016, 05:20:12 UTC
И у Маска, и у Безоса все ракеты планируются многоразовыми, в перспективе с существенным снижением стоимости пуска. Расчет может быть на то, что удешевление вывода ПН приведет к появлению принципиально новых рынков, которые в перспективе "загрузят" их новые сверхтяжелые ракеты.

Reply

lozga October 17 2016, 05:52:20 UTC
Многоразовость сама по себе не панацея, шаттл тому наглядный пример.

Reply

hymenopter October 17 2016, 06:12:03 UTC
Конечно, не панацея. Но начальные условия времен шаттла и сегодняшние, да и сами системы - абсолютно несравнимые.

Система спейс-шаттл создавалась более сорока лет назад, включала дорогущий и сложный орбитальный челнок и была лишь частично многоразовой. За почти пол века технологии ушли далеко вперед. Маск и Безос разрабатывают только ракеты, при этом спасать (в обозримом будущем) предполагается только первую ступень. Первый вопрос - уверенное возвращение ступени, спасибо Маску, в принципе закрыт. Два других вопроса: 1) какова будет стоимость межполетного обслуживания и 2) насколько снизится надежность повторно используемых ступеней. Полагаю, что в ближайшее десятилетие ответы на них мы тоже узнаем.

Reply

lozga October 17 2016, 06:40:01 UTC
Поживём - увидим

Reply


13lad October 17 2016, 06:02:20 UTC
Цитата 1: "Плюс, возникла идея возвращения на Луну с конечной целью - экспедицией на Марс. А для всего этого желательна сверхтяжелая ракета, чтобы не запускать много раз части корабля и не стыковать их на орбите Земли."

Цитата 2 "...одно уникальное достоинство - отсутствие необходимости собирать корабль к Луне или Марсу большим количеством пусков."

Не могли бы вы подробнее расписать, в чём, по вашему мнению, заключается неэффективность орбитальной сборки/снаряжения дальних экспедиций? (Возможно, отдельным постом.)

Reply

lozga October 17 2016, 06:08:15 UTC
Собирать марсианский корабль тонн на 500 из 20 пусков по 25 тонн придётся годами - это и дорого и неудобно и аварии будут, и стыковочные узлы тонн на 50 минимум получатся. А 4-5 пусков сверхтяжа - более-менее норм.

Reply

vitus_wagner October 17 2016, 07:22:36 UTC
Если там 20 пусков,то это уже не стыковками собирать надо.

Недаром Маск для своего сверхтяжелого корабля предлагает схему с перекачкой топлива. В результате у него там шестипусковая схема и НИ ОДНОГО стыковочного узла в составе финальной конструкции - к Марсу летит только корабль, выведенный первым пуском.

Reply

exalosm October 17 2016, 10:00:24 UTC
Ну вот пять-шесть дозаправок такого сверхтяжа выглядит довольно рискованным занятием. За какой промежуток времени полная заправка происходит? А 100 человек что хавать на орбите будут все это время?

Reply


apollo_13 October 17 2016, 06:24:37 UTC
SLS это не Ares-5. Это Direct.

Reply


apollo_13 October 17 2016, 06:26:25 UTC
" Второе преимущество - на пуски Falcon Heavy уже объявлены коммерческие заказы. Впрочем, тут есть очень любопытная ситуация - сверхтяжелая ракета-носитель, которая, как пишут в SpaceX, будет способна выводить на геопереходную орбиту аж 22 тонны, законтрактована для вполне обычных спутников, судя по открытой информации, тонн на 6, то есть будет запускаться с большим недогрузом."

ПН Falcon-Heavy в многоразовом виде с посадкой всех 3 блоков - 8 т на ГПО.

Reply

lozga October 17 2016, 06:45:33 UTC
У вас цифры странные - 8 тонн это официальная грузоподъемность Falcon 9 FT на ГПО

Reply

apollo_13 October 17 2016, 06:50:38 UTC
"Faclon 9 $62M up to 5.5 mT to GTO"
"Faclon Heavy $90M up to 8.0 mT to GTO"

http://www.spacex.com/about/capabilities

Reply

lozga October 17 2016, 06:58:21 UTC
По вашей ссылке 8300 в одноразовом варианте. Думаете, что три многоразовых блока будут дешевле одного одноразового?

Reply


Leave a comment

Up