Программа "Код доступа" от 02.02.2019
27 января Питер торжественно отпраздновал 75 лет окончания блокады парадом с танками. До этого за несколько лет отмечали начало с концентром в честь начала блокады. Видимо, это такое радостное событие. И я, прежде всего, хочу вам напомнить, что при Сталине день снятия блокады не праздновали. Собственно, и День победы не был праздником. Сталин не пришел принимать парад Победы. Как точно сказал Виктор Суворов, для него это было поражением - то, что произошло, потому что он готовился к завоеванию всего мира, а получил лишь Восточную Европу.
И при Брежневе Дня победы не праздновали, а вот в рамках нынешнего умонастроения все эти люди - сенаторы клишасы с часами на руках за много миллионов, сенаторы арашуковы, как нам говорят теперь, с мешком трупов за плечами, люди с итальянскими виноградниками, с частными самолетами, - когда они пытаются объяснить всему народу, что они в кольце врагов и на Западе их не любят, они так ненавязчиво пытаются отождествить себя с героями войны, мотопробег байкеров в кожаных заклепках на «харлеях» - со взятием Рейхстага.
Ну, и раз блокада у нас - это новости, я понимаю, конечно, что этот разговор обычно должен быть в научных журналах, но раз это у нас политический разговор, давайте поговорим о блокаде.
И для начала я как раз хочу сказать две вещи. Вот та самая, первая - что при Сталине о голоде в Ленинграде не говорили. То есть не то что не праздновалось снятие блокады, а люди с удивлением узнавали от приехавших из Ленинграда, что в нем голод. Более того, при Брежневе абсолютно лояльную «Блокадную книгу» Даниила Гранина запрещали в Ленинграде. Ну, зачем знать публике, как мать положила умершего братика за окно и кусочками его кормила дочку?
Это очень интересный момент - что то, что было для режима постыдным и запретным, сейчас празднуется как великое испытание народа. И вопрос: чем руководствовался Сталин, когда запрещал информацию о том, что происходило в Питере?
Второй момент, который я с самого начала хочу отметить, заключается в том, что голод был не для всех. Не было его, например, для секретаря Ленинградского обкома партии товарища Жданова. Вот летчик Михаил Жигалов довольно ярко вспоминал, как в то самое время, когда эта мама кормила братиком дочку, для Жданова в Ленинград возили персики. И наши псевдопатриоты, которые считают, что почитание палачей российского народа - это и есть любовь к Родине, они потратили немереное количество сил, чтобы дискредитировать эти и другие подобные воспоминания. У них Жигалов, фронтовой летчик, герой, который умер в 1979 году, превращается в либераста, лгуна, очернителя светлой памяти великого Жданова. Они там были, возили грузы под обстрелом в блокадный Ленинград, а он там - сука! - не был, всё наврал.
Поэтому обратимся от Жигалова к
дневнику инструктора отдела кадров Ленинградского горкома ВКП(б) Николая Рибковского. Невелика птица - инструктор отдела кадров. Вот этот человек, который всю блокаду очень хорошо питался, в начале марта поехал поправлять здоровье в стационар горкома партии. Он записывает, как он питался. Цитирую: «Питание словно в мирное время в хорошем доме отдыха. Мясное: баранина, ветчина, куры, гуси, колбаса. Рыбное: лещ, салака, корюшка жареная, отварная, заливная. Икра, балык, сыр, пирожки. И так далее. И 50 грамм виноградного вина, хорошего портвейна к обеду и ужину. Такой отдых в условиях длительной блокады города возможен лишь у большевиков, лишь у советской власти».
А вообще, как-то никто из чекистов, работников горкома и прочих от голода не умер.
Вот когда мы с Марком Солониным беседовали на эту тему только что, когда я готовила эту передачу, он говорит: «Бросьте Юлия Леонидовна, сосредотачиваться на Жданове. Жданов своими персиками города не объел. У него были другие недостатки».
Я скажу, что на самом деле ждановские персики очень важны и вот почему. Есть такое место: Гуадалканал на Соломоновых островах. Там в 42-м году во время битвы на истощение американцы, высадившиеся на пятачке, находились в чудовищных условиях. Болели малярией, жрали остатки риса со вшами, теряли по 20 килограмм веса. И генерал-майор американский Александр Вандегрифт, который руководил высадкой, ел рис с червями вместе со всеми. Вот ему точно не забрасывали с Калифорнии персиков.
И когда я Марку привела этот пример, он говорит: "Ну, слушай, чего ты пиндосов приводишь в пример? Давай уж приводи сразу фашистов". Привожу в пример фашистов.
Воспоминания Вильгельма Адама, адъютанта Паулюса, того самого Паулюса, который был окружен в Сталинграде. Воспоминания о первом дне котла: «Ординарцы приготовили скудный завтрак. Он был на один ломтик больше, чем обычно, из-за буханок, которые я привез из Морозовска. Я сидел за столом с генералом Паулюсом. Перед каждым из нас стояла чашка с черным кофе. Медленно мы прожевали три ломтика хлеба, полагавшиеся нам». Вот так питались проклятые нацистские генералы.
А вот
воспоминания Николая Никулина, члена-корреспондента Российской академии художеств, который как раз воевал в это время на Ленинградском фронте. 311-я дивизия. Никулин случайно видит в палатке командира дивизии. «Я увидел, - пишет Никулин, - при свете коптилки пьяного генерала, распаренного в расстегнутой гимнастерке. На столе стояла бутыль с водкой, лежала всякая снедь: сало, колбасы, консервы. Рядом высились кучи пряников, баранок, банки с медом - подарок из Татарии доблестным и героическим советским воинам, сражающимся на фронте. У стола сидела полуголая и тоже пьяная баба».
Вообще, есть отчеты разведывательных органов о допросах немецких военнопленных, где с удивлением отмечается, что, со слов пленных, немецкие офицеры едят вместе с солдатами, получают один паек.
Это не частности. Это не вопрос о том, что Жданов своими персиками объел Питер. Это вопрос об устройстве сталинского государства. Потому что вот эти сытые, довольные люди, которые кушали икру, персики и балык, - это они принимали решение, как питаются остальные. Если бы они питались так же, они бы принимали другие решения. Но только для них в город по воздуху было завезено 366 тонн копченостей, 257 тысяч банок консервов, 52 тонны шоколада (но, правда, шоколад мог, действительно, завозиться и на фронт), 18 тонн сливочного масла, 9 тонн того самого сыра, который видел инструктор Рябковский у себя на столе. Я беру цифры из статьи Марка Солонина, о которой позже.
И самое главное - эти частности имели отношение к тому, как была устроена Красная Армия. Потому что когда я впервые, еще в детстве начала читать воспоминания об Отечественной войне, я всегда удивлялась всем этим рассказам о том, как была потеряна генералами связь с войсками, о том, что генералы в одном месте, войска в другом месте. И я думала: вот, наверное, вот же как изменилась война со времени Александра Македонского, когда военачальник скачет перед войсками на коне. Действительно, артиллерия, танки. Другое время, другая эпоха, другая война.
А потом, когда я начала читать книжки о том, что происходило у американцев, у англичан, у немцев, я с удивлением увидела, что да, эти генералы, они по-прежнему если не скакали на коне, но вот только что упоминавшийся Вандегрифт, конечно, высаживался со своими войсками. А вот у Сталина еще до начала войны была создана командная инфраструктура, которая позволяла верхушке посылать людей в мясорубку, не идя туда самому. И, конечно, важной частью этой инфраструктуры была вот эта иерархия по питанию.
Но вернемся к нашему главному вопросу о том, почему сталинская пропаганда ничего не говорила о блокаде, потому что тема голода была строжайше запрещена.
И ответим на два вопроса. Первый: почему в Ленинграде случился голод? И второй: собирались ли немцы брать Ленинград?
Начнем мы со
статьи Марка Солонина «Две блокады» из сборника «Нет блага на войне». Ее можно прочесть на сайте историка Марка Солонина
solonin.org. Это старая статья 2010-го года. Лучшая статься это
«Блокада Ленинграда», которая была опубликована в «Военно-промышленном курьере» №6 от 2014 года.
В статье «Две блокады» сказано следующее. В 1948 году случилась блокада города Берлина с населением 2 миллиона человек. Американцы организовали доставку грузов по воздуху. Они начали с тысячи тонн в день. В пике они привозили 13 тысяч тонн в день.
И я здесь должна отвлечься на минуту. Если вы когда-нибудь будете в Берлине, то одна из вещей, которая производит, конечно, потрясающее впечатления - это аэропорт Темпельхоф посреди города, который был построен Гитлером для будущего Тысячелетнего рейха. Причем на самом деле для Тысячелетнего рейха собирались построить аж 4 аэропорта, а это была такая времяночка, такая гранитная пирамида, которую построил бы Вагнер с периметром 1 и 2 километра, которая до самого своего закрытия была крупнейшим пассажирским терминалом в мире, отдельным терминалом, подчеркиваю, не совокупностью терминалов. Над главным входом сидел гигантский пятиметровый орел, голову которого потом американцы спилили и увезли к себе (сейчас вернули).
И вот как раз этот аэропорт стал спасением Берлина. Самолеты садились там каждые две минуты. В результате погибло 72 летчика. Памятник этим летчикам стоит сейчас перед аэропортом. Это такой обломанный кусок радуги, поднимающийся в небо.
И был город Ленинград, разговоры о блокаде которого надо начать с карты. Потому что если вы посмотрите на этот город на карте, то первый вопрос, который вы зададите: «А как же его можно блокировать?» Потому что, действительно, на юге и юго-западе этот город соединен сушей со всей остальной Россией. Вверху у него Финляндия. Слева - Балтийское море, справа - Ладога. Все-таки морской порт.
Вот, собственно, перешеек между Балтийским морем и Ладогой и был перерезан 29 августа, когда немцы взяли железнодорожную станцию Мга, 8 сентября они заняли Шлиссельбург, отрезав тем самым Ленинград от большой земли с юга. Однако справа и слева от Ленинграда - вода. Слева - то самое Балтийское море, которое есть «окно в Европу». Вы будете смеяться - на нем господствовал Балтфлот. В принципе, через Балтийское море можно было везти продовольствие в город через нейтральную Швецию. В конце концов, в гораздо более неудобных условиях везли по ленд-лизу, в том числе, и продовольствие в Россию.
Но, конечно, разумеется, в таких сложных схемах не было надобности, потому что справа от Питера находится Ладожское озеро. 60 километров берега были свободны от немцев. На другом берегу была Россия. Расстояние или 30 или 100 километров пути по воде в зависимости от того, откуда плыть, это расстояние даже тихоходная баржа проходит ночью, чтобы не попасть под авианалет. В этом смысле блокированная железная дорога и отсутствие других видов транспорта - это не одно и то же. Потому что, в общем-то, человечество в течение 140 тысяч лет существования не всегда имело железные дороги, оно не всегда по ним снабжалось. Оно чаще всего как раз снабжалась по воде.
Вся Римская империя снабжалась по воде. Римский военачальник вообще бы не понял проблемы. «Как? - сказал бы. - Вот мы по Дунаю, по Рейну, по Средиземному морю всё возим. Вот у вас Ладожское озеро». Вы скажете: «Во дает Латынина! Во времена Рима не было артиллерии, не было кораблей, не было авиации противника». Поэтому давайте разберем конкретно.
Первое: артиллерия. Ладога - это самое больше пресноводное озеро в Европе. Площадь его 18 тыс. кв. км. Поэтому сделать так, чтобы полевая артиллерия противника тебя не достала, это не большая проблема. А садить по таким площадям из дальнобойной артиллерии - это стрелять в небо.
Второе: немецкий флот по понятным причинам на озере отсутствовал, равно как и подлодки, которые охотились на арктические конвои.
Остается третье: авиация. И, конечно, в сентябре-октябре, когда световой день уже невелик, шансы самолета попасть в баржу, которая идет предпочтительно ночью, были не очень высоки.
Есть список кораблей, которые погибли за эту первую навигацию на Ладоге. 5 сентября 41-го года погибла канонерская лодка "Олекма" от авиабомбы. 17 сентября сел на грунт тральщик, тоже от бомбы. 4 ноября - сторожевой корабль. Самая главная потеря, которая перевесила всё - 17 сентября баржа № 752 беспроектной постройки, то есть, грубо говоря, плавающее корыто, на котором не было ничего, начиная с мотора и кончая водоотливными насосами.
И вот 17 сентября решили эвакуировать из Питера 1200 курсантов военно-морских, то есть это будущие специалисты, которые на вес золота. Вместе с ними ехал начальник аварийно-спасательного управления всего Военно-морского флота контр-адмирал Кузнецов. Вот именно этот человек посадил этих курсантов на ́то корыто. Начался в шторм. Баржа не самоходная. Буксир отцепился и ушел. Деревяшка стала разваливаться. Командир приказал вычерпывать воду бескозырками. Баржа утонула. Из 1200 человек спаслись 240. Эта самая крупная потеря, перебившая все остальные, обошлась без участия немецко-фашистской авиации.
Всего общее количество погибшего от всего, включая шторма: 7 пароходов и 47 барж за эту навигацию. Но гораздо проще называть такие цифры, что за 58 дней навигации было доставлено в Питер 59 тысяч тонн грузов, а потеряно 2,8 тысяч тонн, то есть 4,8% и это не только от бомбежек - потеряно вообще. В этом смысле снабжение Питера по Ладожскому озеру было на порядок более простым проектом, чем, например, уже упоминавшиеся поставки по ленд-лизу конвоями через Атлантику. Потому что там были подлодки, которых на Ладожском озере не было, там были недели пути, во время которых самолеты-разведчики находили конвой. А здесь… ну, не римские условия снабжения, но хорошие.
И Сталин не считал, что в Питере есть блокада, потому что - вот я цитирую документ от 4 октября 41-го года: «Вывезти на восток из Ленинграда станки, пресса через Ладожское озеро на Волховстрой». Видимо, если 4 октября можно было вывозить из Ленинграда станки, не составляло никакого труда обратно завезти хлеб.
Другой пример: во вторую навигацию в 42-м году по Ладоге перевезли 1,1 млн тонн грузов. И если говорить о потерях, еще одна красноречивая цифра. После того, как 22 января 42-го года по льду началась эвакуация гражданского населения, от налетов авиации погибло - 6 (шесть) человек из эвакуированных. В это же время непосредственно в ходе эвакуации от голода умерли 2 тысячи 394 человека. Чтобы слушатели представляли себе вероятность погибнуть от вражеской бомбы и погибнуть от голода.
Сколько нужно было городу? Вот Марк Солонин считает норму 800 граммов в день, от которой никто бы не умер с голода. И 2,5 миллиона жителей, это получается 1,5 тысячи тонн в день - 5-6 скромных барж в сутки. Как я только что сказала, Мга была взята 28 августа, Шлиссельбург - 8 сентября. Лед на Ладоге встал 7 ноября. 2 месяца было на то, чтобы завезти в город продовольствие по достаточно, скажем так, сильно льготному для войны пути. Это были условия снабжения, о которых на других театрах военных действий можно было только мечтать.
Чем завозить? К началу войны в Северо-Западном речном пароходстве было 323 буксира и 960 несамоходных судов общим водоизмещением 420 тысяч тонн. Опять же цитирую Марка Солонина: треть процента от этого числа в сутки обеспечивало снабжение Ленинграда. Как шло снабжение? Никак.
Цитирую комиссара Управления тыла фронта Николая Жмакина, который 22 октября проверял работу Осиновецкого порта и жаловался: «Вот баржа пришла 17-го, а разгружена 21-го. Оборачиваемость барж вместо 4 суток - 6-12». Обратите внимание на дату рапорта: 22 октября. 8 сентября взяли немцы Шлиссельбург. 44 дня прошло. За это время можно завезти всё что угодно по воде. Вместе этого всё что угодно куда-то делось, а баржа идет туда-сюда 12 суток.
Так или иначе, в среднем в первую блокадную осень по Ладоге, пока не встал лед, доставляли 700 тонн во время судоходства в день. Сначала - 300, потом - чуть побольше. Но даже если поделить (Марк Солонин поделил) эти цифры на количество ртов, получилось не по 125 блокадных грамм, а по 400 грамм. Чисто арифметически получается, что размер воровства не поддавался описанию.
Я пока сейчас ничего не говорю. Я просто ставлю вопрос вслед за Солониным: Как получилось, что флот в начале войны 420 тысяч тонн не смог перевезти 1,5 тысячи тонн в день на максимум 100 километров? И, собственно, как получилось, что те 700 тонн, которые он перевозил и которые давали 400 грамм полноценного хлеба в день, вдруг превратились в 125 грамм, из которых больше половины был несъедобный припёк.
Второе, к чему я хочу обратиться, это
книга Суворова «Беру свои слова обратно». Глава, посвященная подвигам Жукова в Ленинграде. Жуков в своих мемуарах рассказывает, как он явился в Питер не то 9-го, не то 10 сентября и спас его от занятия гитлеровцами. И Суворов показывает, что Жуков, мягко говоря, говорит неправду, что он явился в город не 9 сентября.
Но важно, что говорит Суворов - что Ленинград был суперзащищенным городом еще с царских времен. И к моменту начала блокады залив был весь нашпигован минами. Тралить их было невозможно, потому что всё простреливалось из фортов береговых батарей из Кронштадта. Там стояла самая мощная в мире группа береговой артиллерии.
Плюс весь Балтийский флот в заливе. Улицы города были пересечены окопами, рвами, щелями, опутаны колючей проволокой, надолбами и рогатками. В самом городе было более 4 тысяч огневых точек. В домах проделано 17 тысяч амбразур, построено 25 километров баррикад.
То есть обращаю внимание, что город стал бы для гитлеровцев ловушкой. Бои за город, укрепленный таким образом - это был бы даже не Сталинград, это были бы бои даже не за каждый дом…
Ну, вот представьте себе, как переплывать Неву, если на ней разведены мосты. И напомню, что у Невы гранитные набережные, то есть на песочек не высадишься. И напомню, что у Мойки и Фонтанки тоже гранитные набережные. Опять же ситуация: мост на Фонтанке взорван, а вам нужно переправиться через эту речку под обстрелом из тех же самых пулеметных точек.
Немцы это прекрасно понимали. После некоторых колебаний они отказались от желания брать Ленинград штурмом. Вот выписки из журнала боевых действий группы армии «Север», которые переведены в России, они легко доступны - с конца августа по начало ноября 41-го года. Как раз они касаются планов нацистов в отношении Ленинграда.
20 сентября начальник генштаба пишет: «Относительно города Ленинграда остается тот же принцип: «Мы не заходим в город и не можем кормить город». 12 октября фюрер решил, что капитуляция Ленинграда, даже если таковая будет предложена противником, не будет принята». Причина тоже объясняется в этих записях: бои в Киеве. Продолжает запись, цитирую: «Моральные основания такой меры ясны всему миру. В Киеве взрывы бомб с часовым механизмом представляли огромную опасность для войск. В Ленинграде следует считаться с этим в гораздо большем масштабе. То, что Ленинград заминирован и будет обороняться до последнего человека, русское радио сообщило само. Ни один немецкий солдат не должен входить в город. Того, кто хочет покинуть город через нашу, - пишет нацист, - линию фронта, следует отгонять огнем». Цитата закончена.
То есть решение не брать город было принято еще, судя по всему, до появления Жукова в городе Ленинграде. 13 сентября танковая группа 4-я была отозвана из-под Ленинграда. То есть Ленинград был просто блокирован. И цитирую тот же немецкий журнал от 25 сентября: «Чтобы вынудить город к сдаче, остаются только авиационная бомбардировка и измор». Более того, 12 октября фюрер решил, что капитуляция не может быть принята.
Это очень важный момент, потому что Суворов показывает четко, что к приезду Жукова разведка докладывает, что под Ленинградом нет танков, противник не идет в наступление. И что делает Жуков? Очень просто: он объявляет сообщение разведки провокационным. Он призывает разбираться с теми, кто такие сообщения отправляет. И начинает Сталину врать и рассказывать о своих грандиозных победах. Рассказывает, как он 14 сентября отбил наступление, которое противник 3-4 дивизиями, введя в бой две танковых… То есть еще раз: немцы в журнале пишут, что чтобы вынудить город к сдаче остается только бомбардировка и измор, а Жуков в это время рассказывает, как отбивает танковые атаки.
Для того, чтобы создать видимость героической борьбы, Жуков дезинформировал ставку, причем дезинформация эта во время войны была очень опасной. Потому что если 4-я танковая армия, с которой якобы Жуков героически сражается под Ленинградом, значит, не надо опасаться того, что она будет под Москвой. Это классическая тактика: чтобы создать видимость кипучих побед, рапортуют об отражении несуществующих атак противников, который на самом деле не пытается занять город штурмом.
Окончание:
https://loxovo.livejournal.com/8414285.html