Олег КАШИН и Антон ОРЕХЪ о скандале вокруг "Матильды"

Sep 14, 2017 21:40

Олег КАШИН: Пучина мракобесия. Кому нужен скандал вокруг "Матильды"
Стоит ли говорить о «православном Иране», если нынешний конфликт совершенно искусственный?


Акция против фильма Алексея Учителя «Матильда» в Москве, август 2017
Второй раз за пять лет (первый раз был летом 2012 года, когда судили Pussy Riot) Россия скатывается в пучину мракобесия. Премьера фильма «Матильда», фактически уже сорванная православной общественностью, стала очередной точкой невозврата, разделяющей новейшую историю России на до и после. Призрак православного Ирана, а то и чего-то более жесткого, чем Иран, бродит по России, материализуясь каждый день то в виде сожженных машин, то в виде атакованных кинотеатров, то в виде панических отмен скандального кинопоказа. Мракобесная стихия снежным комом катится по российской реальности, пугая и обескураживая, и впервые слово «терроризм» в либеральной публицистике не подразумевает эпитета «исламский».
Три с половиной года назад, когда присоединенная к России вместе с Крымом прокурор-медиазвезда застенчиво и строго говорила телевизионным камерам «Никаких няш-мяш», вряд ли она сама могла представить, в какие глубины заведут ее поиски собственного «я» в российской политике. Нестандартную, по меркам Госдумы, общественную активность и радикализм Натальи Поклонской принято списывать на ее экзотическое, по меркам российской номенклатуры, происхождение - всего три года в России, и целая жизнь, прожитая в украинской реальности с ее непрекращающимся Майданом. Но странно - никто ведь не знает имен украинцев, которые пять лет назад устраивали суд с цитатами из Трулльского собора, организовывали крестные ходы и молитвенные стояния против Pussy Riot, изобретали духовные скрепы в самом мракобесном духе.
Не было тогда украинцев, Кремль справлялся сам. Сейчас это важно помнить - Россия и без Поклонской уже скатывалась в пучину мракобесия, и это скатывание было по крайней мере не вполне стихийным, уголовные дела у нас стихийно не возбуждаются, а телевидение без команды не мочит «кощунников». 2012 год был годом большого политтехнологического эксперимента, когда свой очередной президентский срок Владимир Путин начал с полного переформатирования общественных отношений, и новая религиозность - экзальтированная, злая, агрессивная - была частью этого эксперимента. И потом вдруг что-то изменилось. Pussy Riot вышли по амнистии, а вместо православного Ирана была сочинская Олимпиада - праздник мира, добра и открытости, и вслед за этим праздником - Крым и украинская война, сама по себе вполне чудовищная, но при всей своей чудовищности полностью лишенная религиозного измерения по причине православия обеих сторон и неожиданного нейтралитета Московской патриархии, чьи интересы на Украине не предусматривали никакого противостояния с украинским государством. Когда своей церковной должности лишился главный публичный спикер мракобесия-2012 Всеволод Чаплин, это выглядело запоздалым признанием уже сложившегося к моменту его отставки положения дел - игры в православный радикализм закончились, акты Трулльского собора убраны на самую дальнюю полку кремлевских сейфов, мракобесие стало неактуальным. Сейчас, когда по Невскому проспекту крестным ходом, больше похожим на советскую демонстрацию, под лозунгами борьбы с «Матильдой» шагают трудящиеся Петербурга, четырехлетняя передышка православного радикализма кажется чем-то вроде сериального межсезонья - дописали сценарий, вычеркнули самые провальные сюжетные ходы, набрали новых актеров и снова за работу с удвоенной силой.
И все это нам предлагают считать необузданной стихией. Вечно испуганная молодая прокурорша-депутат, не очень убедительная в роли верховного мракобеса, футбольные хулиганы из «Сорока сороков», привыкшие жить под тотальным полицейским контролем и действовать только в рамках разрешенного им буйства, карикатурная православная общественность, которую в мирное время никто не воспринимает всерьез, - это очень странная стихия. Такую стихию останавливает один телефонный звонок, но слишком многим почему-то приятнее делать вид, что они имеют дело с чем-то страшным и иррациональным, с бездной, которая вглядывается в российское общество и вот-вот утянет его на самое дно. История с сожженным автомобилем во дворе адвоката Учителя Константина Добрынина, когда хозяин пострадавшей машины через несколько часов сам выступил против «Матильды», - наверное, даже продюсеры шоу Андрея Малахова забраковали бы такой сюжетный ход, сочтя его слишком пошлым и дешевым. Но аудитория общественно-политических новостей сейчас в России, кажется, уже менее взыскательна, чем зрители таблоидных шоу.
Как и в деле Pussy Riot, в сюжете с «Матильдой» предметом защиты православной общественности стала довольно спорная святыня - пять лет назад речь шла не об Оптиной пустыни и не о Троице-Сергиевой лавре, а о новодельном храме, предназначенном для казенных богослужений, не имеющем постоянных прихожан кроме выступавших на процессе ключников и продавщиц свечей, то есть не столько о храме в полном смысле этого слова, сколько об одиозном учреждении, символизирующем отношения церкви с властью. Сейчас в роли поруганной святыни - царь-страстотерпец, прославленный церковью уже в наше время и остающийся при этом скорее непопулярной и в любом случае очень спорной исторической фигурой, то есть если и святой, то совсем не Сергий Радонежский и даже не Иоанн Кронштадтский, герой не столько жития, сколько исторической мелодрамы. И важное различие между 2012 и 2017 годом - тогда противникам мракобесного наступления было ясно, кого защищать. В защите нуждались три девушки, сидевшие в «аквариуме» Хамовнического суда и рисковавшие уехать (и уехавшие) по этапу. Сейчас на их месте по всей логике должен быть кинорежиссер Алексей Учитель, но, судя по всему, он и сам не готов становиться героем и диссидентом - опытный деятель искусства, умеющий находить деньги на кино с помощью Владимира Винокура, подписант всех возможных лоялистских коллективных писем и вообще максимально системный человек, он ведет себя крайне невозмутимо и во всех своих очень сдержанных публичных комментариях старательно делает вид, что речь идет о личном конфликте с экзальтированной Поклонской, а вовсе не о противостоянии с системой. Такое ощущение, что во всем этом сюжете Учитель - единственный, кого не забыли предупредить, что все понарошку и что никто ни в какое мракобесие не скатывается, просто общественное мнение нуждается в эмоциональном разогреве накануне президентских выборов.
Православного фундаментализма не существует. Православного терроризма не существует. Православной общественности, готовой к какой-то самостоятельной активности, не существует. Наталья Поклонская - начинающий депутат, которая никогда бы самостоятельно не устроила такой всероссийский скандал, и даже если бы она была опытным политиком, российская Госдума устроена так, что пространства для самостоятельного действия у ее депутатов практически нет. Пародийная набожность российской номенклатуры давно в глазах общества превратилась в анекдот, а цинизма, сребролюбия и готовности творить кумиров в сегодняшней российской власти столько, что ее вполне можно считать скорее антихристианской. Последние пять лет власть непрерывно, один за другим конструирует искусственные общественные конфликты, призванные создать иллюзию противостояния лоялистского большинства и критически настроенного к власти меньшинства, на которое навешиваются всевозможные ярлыки. Скандал с «Матильдой» - продолжение не только истории Pussy Riot, но и борьбы с «гей-пропагандой» и американским усыновлением, продолжение конфликта Болотной и Поклонной, «народа» и «людей с хорошими лицами». Пустой, никак не связанный с запросами общества, искусственный конфликт, выстроенный строго по тем же шаблонам, что и предыдущие.
Олег КАШИН - независимый политический журналист и публицист.
В 2003 г. окончил Балтийскую государственную академию рыбопромыслового флота по специальности "судовождение на морских путях".
В прошлом - корреспондент "Коммерсанта", "Известий", обозреватель журнала "Эксперт"; работал в журнале "Русская жизнь". В качестве сотрудника "Коммерсанта" был назван "Молодой Гвардией Единой России" "предателем" и "врагом всего российского народа". В ноябре 2010 г. Олег Кашин был жестоко избит и покалечен (по версии самого Кашина, за этим стоял Василий Якеменко, лидер прокремлевских движений "Идущие вместе" и "Наши"; впоследствии Якеменко проиграл Кашину судебный процесс по защите чести и достоинства). Активный участник массовых акций протеста, в 2012 г. Кашин был избран в Координационный совет российской оппозиции (по слухам, это послужило причиной его увольнения из "Коммерсанта").
О.Кашин ведет собственный сайт kashin.guru, сотрудничает со многими ведущими СМИ в качестве обозревателя и колумниста, в том числе с популярным интернет-изданием "Спутник и Погром". Автор еженедельной колонки на Deutsche Welle.
В 2011 г. опубликовал фантастическую повесть "Роисся вперде".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Кашин,_Олег_Владимирович
http://svpressa.ru/authors/1540/


Republic (бывший Slon), 13.09.2017
https://republic.ru/posts/86347

Антон ОРЕХЪ: Предел терпению
Чего только в жизни не бывает! Не предполагал, что однажды не просто соглашусь с каждым словом министра Мединского, но даже захочу его цитировать целыми абзацами! Сколько в его словах в защиту фильма «Матильда» глубоких и единственно верных мыслей. Православие - это действительно любовь, а не ненависть. А Поклонская и ее фанаты - это кликуши, отрицающие закон. Нельзя осуждать произведение, которого ты не видел. Государство выдало прокатное удостоверение и никакие ограничения на показ картины невозможны, кроме обозначенных в этом документе. А любой запрет фильма - это цензура.
Ну, что здесь вообще можно добавить? Однако добавить можно. Прежде всего, мы теперь понимаем, что атака на Алексея Учителя и его фильм - это все-таки не госзаказ, а помешательство отдельно взятой женщины. И ее поведение идет, как я понимаю, перпендикулярно планам государства.
«Матильда» должна получиться трогательной, человеческой историей, которая даже рекламирует монархию и лично Николая Второго… Государство думает, что все под контролем. Что его безумная политика, в том числе в области культуры и истории дозируется строго в соответствии с циркулярами и инструкциями.
Но когда безумие является официальной идеологией, стоит ли удивляться, что здесь же начинает плодиться и безумная самодеятельность. И то, что начиналось, как закидон конкретной дамы, превратилось во всероссийское движение - с грузовиками, таранящими кинотеатры, с поджогами машин, с шествиями бесноватых хоругвеносцев. Этим людям не дали вовремя таблетку и не сделали укол. Некоторых нужно было сажать на цепь и помещать в клетку. Но им никто не помешал.
А мы же тут все неглупые люди, мы все понимаем. Если что-то происходит, а государство молчит, значит, молчание государства - это знак согласия. Чекисты, которые обычно лезут во все дыры - молчат. Росгвардия, полиция - никто ничего не делает. И безумцы начинают чувствовать, что их дело - правое. А остальные начинают просто бояться.
Вы думаете, кинотеатры действительно опасаются поджогов и поэтому отказываются показывать «Матильду»? В этом объяснении от силы 10% правды. Они не поджогов опасаются. Они опасаются, что фильм этот нежелательный, и что после показа у них будут проблемы. И как раз к ним придут и чекисты, и полиция, и налоговая, и все остальные.
Безумие становится бесконтрольным. Сумасшедшим уже не нужна команда. Спасибо Мединскому, что его терпение лопнуло хотя бы теперь, хотя вакханалия давно шагает по стране. Но вот я не уверен, что даже слово министра культуры способно это остановить.
Антон ОРЕХЪ - журналист, обозреватель радиостанции "Эхо Москвы". Сын советского ответственного работника - бывшего председателя Гостелерадио Л.П.Кравченко.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Антон_Орехъ


Эхо Москвы, 13.09.2017
http://echo.msk.ru/blog/oreh/2054842-echo/

Примечание: выделение черным и красным болдом - моё.

СМ. ТАКЖЕ:
Юлия ЛАТЫНИНА о скандале вокруг "Матильды": Православный терроризм-лайт
https://loxovo.livejournal.com/7974240.html
И.ДАВЫДОВ: Наталья против Матильды. Что эксперты усмотрели в истории любви Николая II к балерине
https://loxovo.livejournal.com/7825035.html
Александр МИНКИН: Порнозвезда и депутат (фев 2017)
https://loxovo.livejournal.com/7751787.html
Кирилл МАРТЫНОВ: Чиновник, режиссер и пародист спокойно делят кэш
Почему проблема «Матильды» не в атаках Поклонской на искусство
http://loxovo.livejournal.com/7683973.html
О скандале вокруг еще не вышедшего в прокат фильма «Матильда» - А.ПРОШКИН, А.КУРАЕВ и С.БАДАМШИН
http://loxovo.livejournal.com/7680774.html
Алена СОЛНЦЕВА: Связь с последним императором
http://loxovo.livejournal.com/7680675.html
*
«Фильма нет, а чувства уже оскорблены»
Как развивается скандал вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда»
https://www.gazeta.ru/culture/2016/11/02/a_10301471.shtml
«Матильду» оценили с позиции патриархата
Учитель назвал недоразумением претензии РПЦ к фильму «Матильда»
https://www.gazeta.ru/culture/2016/12/14/a_10427027.shtml
Поклонская снимает «Матильду»
Поклонская требует проверить сценарий и финансирование «Матильды»
https://www.gazeta.ru/culture/2017/01/30/a_10500719.shtml
Поклонская-Милонов - это новые «Гиви»-«Моторола»
Россия - Хрисламское государство. Мнение Юлии ЛАТЫНИНОЙ
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/02/14/71513-hrislamskoe-gosudarstvo
$10 млн, Путин и «общак Кремля»
The Insider рассказал о финансировании фильма «Матильда»
"Алексей Учитель вынес $1 млн в сумке". Соавтор «Матильды» рассказал о кремлевском общаке
Фильм Алексея Учителя «Матильда» про связь Николая II с балериной Кшесинской выйдет на экраны только в октябре, но он уже стал самой яркой российской кинопремьерой 2017 года. Сначала православные активисты во главе с экс-прокурором и депутатом Натальей Поклонской потребовали запретить фильм из-за «оскорбления чувств верующих», а пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков призвал их сначала посмотреть фильм. Пока общественность взбудоражена вопросом освещения жизни Николая II и его окружения, The Insider выяснил, что «Матильда» дает повод поговорить и об окружении Владимира Путина: как рассказал изданию один из соавторов этого проекта Владислав Москалев, фильм был снят на деньги, выведенные из подконтрольного «Газпромбанку» офшора в обмен на взятку управляющему делами президента, причем непосредственным участником этих событий оказался пародист Владимир Винокур.
http://theins.ru/korrupciya/44366
Петр ЛИДОВ-ПЕТРОВСКИЙ: Казус Матильды
В России состоялась публичная премьера православного экстремизма
Который месяц не утихают страсти вокруг нового фильма Алексея Учителя «Матильда». Хотя премьера ленты назначена на осень, ее вовсю обсуждают, причем люди, чья профессиональная деятельность далека от киноведения.
В своем видеоблоге на «Ленте.ру» публицист Петр ЛИДОВ-ПЕТРОВСКИЙ рассуждает о том, что из этой суеты вокруг еще не показанного фильма родилось новое и крайне неприятное явление - православный экстремизм.
https://lenta.ru/columns/2017/02/09/lidov_blog/
Восстание «секты царебожников», отец Сергий (в миру Николай Романов) и Поклонская
Почему они так влиятельны, хоть и раздражают РПЦ
Могли ли создатели фильма «Матильда» предполагать, что их творение выйдет далеко за рамки кино и вызовет тектонические сдвиги в церковной жизни России? Понятно, что коммерческий успех фильму обеспечен, но не напугает ли власть разгул страстей вокруг него? Пока, судя по всему, Кремль на стороне фильма, а слишком активным его противникам грозят подозрения в «экстремизме». Но если ближе к премьере произойдет «осеннее обострение», власти могут и пересмотреть свою позицию, привычным движением перейдя на сторону «патриотически настроенных» радикалов.
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/08/15/73480-tsarebozhniki-i-konets-sveta
Помни о смерти, брат
Чего хотят активисты «Христианского государства», угрожающие поджигать кинотеатры из-за фильма «Матильда»
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/14/73834-pomni-o-smerti-brat
«Кто-то готов молиться, а кто-то - жечь». Интервью с лидером «Христианского государства»
Глава организации Александр Калинин рассказал, на что готовы пойти его последователи, чтобы остановить фильм «Матильда»
https://openrussia.org/notes/713684/
Православный ИГИЛ*, пока еще не запрещенный в России
Религиозные экстремисты не успокоятся, исчерпав тему фильма «Матильда»
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/12/73792-pravoslavnyy-halifat
Невинность "Матильды" и мандат Поклонской
Октябрьский суд Петербурга отложил до 30 сентября предметное разбирательство по иску 91-летней вдовы царского племянника о защите чести и достоинства дома Романовых в связи с содержанием фильма Алексея Учителя "Матильда".
https://www.svoboda.org/a/28732899.html
Кинопоказчики дрогнули
Истерия вокруг «Матильды» приобрела угрожающие для зрителей размеры
https://www.novayagazeta.ru/articles/2017/09/13/73823-kinopokazchiki-drognuli
"Матильда" на минном поле
14 сентября в российских городах продолжились начавшиеся 10 сентября массовые эвакуации людей из общественных мест - школ, торговых центров, гостиниц - из-за анонимных звонков о заложенных бомбах. В числе "заминированных" оказались и несколько кинотеатров, владельцы которых недавно получили письма от организации "Христианское государство - Святая Русь" с требованием отказаться от показа фильма "Матильда" о любовной связи императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской. Лидер "Христианского государства" Александр Калинин заявил в интервью Радио Свобода, что "неизвестные" предупредили его о намерении "минировать" объекты в российских городах в знак протеста против показа картины Алексея Учителя еще 10 сентября, но отверг свою причастность к звонкам о заложенных бомбах. Получивший письмо владелец кинотеатра, с которым побеседовало Радио Свобода, через час после разговора сообщил, что вынужден закрыть его из-за сообщения о заложенной бомбе.
ДАЛЕЕ https://www.svoboda.org/a/28735571.html
*
Поклонение Матильде
Что дарили любовники балерине Кшесинской
Фильм о балерине Матильде Кшесинской еще не вышел на экраны, а уже вызвал бурное обсуждение на грани скандала. Экранизация общеизвестной еще при жизни фигурантов истории любви наследника престола Николая Александровича (будущего императора Николая II) с танцовщицей якобы может оскорбить память монарха, причисленного к лику святых. Однако роман Николая с Матильдой пришелся на те времена, когда он еще не был ни святым, ни монархом, ни даже супругом (более того: после помолвки с Алисой Гессен-Дармштадтской цесаревич прекратил встречаться с любовницей), а Кшесинская, или Малечка, как ее называли близкие знакомые, была не только очень хороша как балерина, но и просто хороша, что объясняет слабость к ней молодого и еще неженатого Николая Александровича. При том, как выяснила «Лента.ру» из мемуаров самой балерины (изданных в Европе в середине прошлого века), Матильда недурно одевалась и любила украшения.
https://lenta.ru/articles/2017/02/07/kshesi/
Впервые опубликованы откровенные дневники Николая II о Матильде Кшесинской
«Провел лучший с нею вечер - перо трясется в руках!»
Николай II и Матильда Кшесинская: уже более ста лет их взаимоотношения не дают покоя историкам, политикам, писателям, досужим сплетникам, ревнителям нравственности... В Государственном архиве РФ мы ознакомились с дневниками Николая Романова, которые он вел в 1890-1894 годах (основная часть этих записей была известна лишь узкому кругу специалистов). Дневники проливают свет на разгар романа балерины с цесаревичем.
http://www.mk.ru/social/2017/09/08/opublikovany-neizdannye-dnevniki-nikolaya-ii-o-matilde-kshesinskoy.html
*
Лента времени
Когда история не разделяет, а объединяет
Интервью епископа Егорьевского Тихона (ШЕВКУНОВА)
https://rg.ru/2015/11/19/istoriya.html
Царь и Матильда
Епископ Тихон ШЕВКУНОВ и режиссер Алексей УЧИТЕЛЬ об исторической правде и художественном вымысле
https://rg.ru/2016/12/13/tihon-shevkunov-i-aleksej-uchitel-ob-istoricheskoj-pravde-i-hudozhestvennom-vymysle.html
Алексей УЧИТЕЛЬ: «Это продуманная акция, хочется разобраться, что за ней стоит»
Режиссер «Матильды» рассказал о странностях кампании против фильма и о своем нежелании быть фрондой
http://www.colta.ru/articles/society/13888

безумие, Кашин, кино, церковь, скандал, мракобесие, конфликты, православие, Орехъ, царь, кинорежиссер, фильм

Previous post Next post
Up