Государственник, но не народник. Социальные проблемы учителей могут стать политическими для Кремля
Устойчивость Путина заключалась в хороших отношениях с бюджетниками. Приоритеты и возможности меняются
Владимир Путин во время встречи с классными руководителями
Как выяснили Левада-центр и ВШЭ, российские учителя средних школ в значительной степени недовольны уровнем зарплаты, несмотря на то, что Кремль рапортует о достижении поставленной когда-то в майских указах цели - доведении средней зарплаты учителей до уровня средней по стране. Социальная проблема, приобретающая актуальность для значительной части бюджетников, может стать политической для власти.
Честные и порядочные люди
Для российского населения стабилизация социальной политики государства с приходом Путина к власти была одним из главных достижений на фоне кризисных 90-х годов. В начале 2000 года оформился прямой контракт политического лидера и общества, что гарантировало последнему выполнение социальных обязательств государства, но при этом давало Путину большую свободу маневра в вопросах «построения» элит и проведения политических реформ.
Тот режим, который мы имеем сейчас, - результат успешного становления Путина как «народного президента»; его социальной опорой всегда были именно те группы, которые в полной мере зависимы от государства, - пенсионеры, учителя, врачи, сотрудники госкомпаний, силовики и чиновники. При этом из всех этих категорий именно учителя и врачи остаются в восприятии общества профессиями благородными, заслуживающими и уважения, и почестей. В 2013 году опрос Левада-центра показал, что «самые честные, совестливые и порядочные люди» работают в науке (об этом заявили 20% опрошенных) и образовании/медицине (15%).
Именно поэтому и для Путина публичное внимание учителям и врачам всегда было вопросом состоятельности его социальной политики. Майские указы 2012 года должны были стать гимном успеха построения социального государства. Учителям, в частности, обещали поднять уже в том же, предвыборном 2012 году среднюю зарплату до среднего уровня по региону.
Доклад об исполнении этой задачи был представлен Ольгой Голодец 25 апреля 2016 года, с точки зрения Контрольного управления президента вопрос считался выполненным и был снят с контроля 21 июня 2016 года. Как говорится в отчете правительства, по данным Росстата, среднемесячный доход по России на 2015 год составил 30,6 тысячи, а средняя зарплата учителей - 32,6 тысячи, то есть задача перевыполнена на 6,3%. Есть чем похвастается и «продать» народу.
Государство в такой ситуации убеждено, что все свои обязательства не только выполнило, но и даже перестаралось. Недовольным учителям, как мы помним из
скандальных слов Дмитрия Медведева, было рекомендовано идти в бизнес. Тогда было много возмущения циничным отношением власти к самым незащищенным в социальном плане слоям. Но никакой реакции ни в отношении самого премьера, ни в отношении политики в бюджетной сфере не последовало.
Будни учителя
Тем временем
положение учителей действительно ухудшилось. Как показали данные Высшей школы экономики и Левада-центра, проведших опрос по итогам последнего учебного года,
доля учителей, которым все нравится в их работе в школе, упала с 42% годом ранее до 22%, притом что до этого поступательно росла. Доля недовольных зарплатой увеличилась с 28% до 34%.
Эксперты Высшей школы экономики ранее
в своих исследованиях указывали, что в некоторых регионах зарплаты повышали за счет увольнения части учителей пенсионного возраста, которые могли бы продолжать работу. В ряде случаев зарплату повышали только на бумаге, нередко повышение сопровождалось снижением надбавок и премий. А
хитрости с подсчетом средней зарплаты по России позволили подогнать этот показатель к средним зарплатам бюджетников. «В настоящее время средняя зарплата в Санкт-Петербурге, по данным Росстата, составляет 57 603 рубля. Формально к ней с 2014 года должна быть приравнена и учительская зарплата. При этом ставку вам пообещают около 30 тысяч рублей. Получается, что надо либо брать две ставки, либо получать равные основной зарплате премии. Что нереально, потому что стимулирующий фонд, из которого черпаются эти премии, давно уже не составляет даже 30% фонда оплаты труда, как это было запланировано в начале реформы», -
сказал «Медузе» учитель истории из Санкт-Петербурга Андрей ДЕМИДОВ.
Свое исследование также проводило Общественное телевидение России, которое затем отчитывалось о том, что в половине регионов учителя получают от 7 до 15 тысяч, что в два-три раза ниже общерегиональной зарплаты. Еще в четверти регионов уровень зарплат составляет от 15 до 20 тысяч. И лишь в 25% регионов учителя называли зарплату выше 20 тысяч рублей. Но и этот показатель на треть ниже средней зарплаты по стране.
Искажение восприятия
Получается парадоксальная картина: Владимир Путин в 2012 году ставит задачу существенно поднять уровень доходов учителей. Однако уже через год становится понятно, что задача невыполнима в том виде, как она была преподнесена (что, кстати, также формировало и завышенные ожидания). А спустя пять лет уровень доходов падает, что, однако, не мешает властям рапортовать об успехах. Путину не за что упрекнуть правительство, правительству формально нечего стыдиться.
Владимиру Путину, возможно, кто-то и донесет «новость» о недовольстве учителей, только звучать это будет вовсе не так, как в заголовках «Ведомостей», РБК или Znak.com. Президенту скажут, что Левада-центр, признанный «иностранным агентом», подготовил «конъюнктурный» опрос, не заслуживающий серьезного внимания. А недовольство учителей при этом будет представлено не как часть реальности, а как субъективная, манипулятивная конструкция, культивируемая в головах недоброжелателей России. Владимиру Путину также расскажут, что в действительности все не так или даже совсем не так. Майские указы в части зарплат учителей выполнены, а те исключительные случаи, когда зарплаты вообще оказываются ниже 15 тысяч, - это отдельные злоупотребления директоров школ на местах, что обязательно возьмут на контроль и обратят внимание соответствующих губернаторов.
Старение путинского режима ведет к искажению восприятия реальности. Когда на начальных этапах становления власть ищет для себя социальные опоры, вопрос о рейтингах, социальных настроениях и самоощущениях граждан находится под постоянным вниманием. Путин, особенно во время первых двух сроков, очень пристально следил за рейтингами, считая, что именно социологические показатели являются лучшими для оценки качества работы государства и эффективности проводимой политики в социальной сфере.
Однако по мере «взросления» и «созревания» режима критерии оценки эффективности проводимой политики, в сугубо субъективном восприятии Путиным своих собственных решений, постепенно стали формализироваться, костенеть. Разве доведение средней зарплаты учителей до среднероссийской - не успех? Общие, грубо говоря, средние по больнице показатели оцениваются как более значимые, в то время как отклонения от хороших новостей видятся частным, исключительным случаем, которым можно пренебречь. Корпоративное становится важнее индивидуального.
Проблема вместо ресурса
В последние годы к общему процессу созревания режима добавились два новых фактора, изменившие отношение политической власти к социальным потребностям общества, включая и самую лояльную его часть.
Фактор первый - это сокращение ресурсов государства, что заставляет экономить и тщательнее выбирать приоритеты. Если прежде, по мере своего становления, режим ориентировался на потребности политически значимых социальных групп общества, то теперь, по мере «старения», режим ориентируется на свои собственные потребности, пренебрегая тем, что менее значимо. Если раньше для стабильности требовалось выполнение социальных обязательств, то сейчас - усилить контроль над теми, кто призывает к социальной справедливости. Логика «недовольный народ - слабое государство» сменилось логикой «слабое государство - недовольный народ», что полностью переворачивает пирамиду приоритетов государственной политики.
Второй фактор - это, конечно, аннексия Крыма и последовавший за этим геополитический кризис. Начиная с 2014 года безопасность государства и его суверенитет возведены в абсолютную ценность, защите которой подчинены интересы любых социальных слоев или корпораций.
На этом фоне легитимность Владимира Путина с точки зрения его мироощущения стала значительно меняться с народной на государственническую. Вся его политика выстраивается в пользу минимизации угроз национальному суверенитету и обеспечения гарантий государственной безопасности, в то время как все частное пренебрежительно отбрасывается как чрезмерно затратное, эгоистичное, непатриотичное и даже в какой-то степени опасное.
Но тут надо понимать и другой аспект: если режим Путина во многом зависит от стабильности положения силовиков, их преданности, лояльности и эффективности в политически значимых вопросах, то для губернаторов гарантами минимальной прочности их положения оказываются директора бюджетных учреждений. Это люди, набившие руку на организации голосования и подсчета результатов, слишком глубоко встроенные в коррупционные системы распределения общественных благ. Эта прагматичная, сытая, зависимая от сложившегося порядка, местечковая, но привилегированная элита становится уже не столько опорой региональных режимов, сколько их соархитектором.
Статусное расслоение в бюджетной сфере на голодных учителей и сытых директоров формирует один из самых неприятных вызовов для федеральной власти в случае усиления дефицита ресурсов и обострения финансово-экономического кризиса - проблему расщепления административного ресурса по вертикали власти, где обеспечение контроля с самого верха до последнего избирательного участка будет не технократической задачей, а новым вызовом.
Татьяна СТАНОВАЯ - политический аналитик. С 2005 г. руководитель аналитического департамента Центра политических технологий, представитель ЦПТ во Франции; член научного совета российско-французского центра "Обсерво".
Специализация: политическая аналитика, политконсалтинг, репутационный менеджмент, политический и бизнес PR. Автор более 2 тыс. публикаций по вопросам российской внешней и внутренней политики, проблемам политических партий, выборов, борьбы групп влияния в Кремле, "газовых войн" на постсоветском пространстве и т. п., опубликованных на сайтах politcom.ru, РИА "Новости", slon.ru.
Окончила МНЭПУ ("политология"). Второе высшее - "Государственное и муниципальное управление" (МГУ).
Republic (бывший Slon), 08.08.2017
https://republic.ru/posts/85702Примечание: все выделения в тексте - мои.